Наталья Лескова
Сенсорное развитие детей третьего года жизни «Восприятие цвета»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Грудцино
Сенсорное развитие детей третьего года жизни.
«Восприятие цвета»
Составила:
Воспитатель
Лескова
Наталья
Александровна
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности является одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – говорится в пункте 4.7 ФГОС.
Публикация «Сенсорное развитие детей третьего года жизни „Восприятие цвета“» размещена в разделах
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2013 г., дошкольная ступень приобретает статус полноценного уровня системы дошкольного образования. Новая образовательная программа исходит из того, что ранний и дошкольный возраст имеют определяющее значение для всего последующего развития личности.
По мнению известных российских и зарубежных ученых, педагогов и психологов, посвятивших всю свою жизнь изучению развития ребенка раннего возраста, таких как Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б., Венгер Л. А., Новоселова С. Л., Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Монтессори М., Фребель Ф., Декроли О. ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В этот период происходит такое интенсивное развитие мозга, которое не будет ни в один из последующих периодов жизни.
Основным видом деятельности в этом возрасте является предметная, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка. В рамках этой деятельности происходит зарождение универсальных предпосылок учебной деятельности. Основные достижения – это развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и, конечно же, сенсорики. Если малышу в это время не будет уделено достаточно внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, времени, чтобы наверстать упущенное.
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира : он способен видеть, слышать, чувствовать. Полноценное развитие ребенка невозможно без опоры на восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность различать, усваивать явления внешнего мира. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей).
Сенсорное развитие ребенка – это формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем. С восприятия предметов и явлений начинается познание, поэтому сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, который необходим для успешного обучения малыша в детском саду, школе и для многих видов труда. Основной задачей сенсорного развития детей раннего возраста является подготовка их к усвоению сенсорных эталонов, накоплению представлений о цвете, форме, величине предметов и их свойствах.
В своей многолетней практике, работая с детьми 2-3-х лет, я сталкиваюсь с тем, что детям труднее дается различение предметов по цвету, чем по величине и форме, несмотря на то, что различать цвета они могут уже с четырехмесячного возраста. Цвет нельзя потрогать, понюхать, попробовать на вкус, на ощупь, его можно только созерцать. Малыши не сразу начинают узнавать все цвета. Начинать знакомить надо с основными четырьмя цветами : красным, желтым, зеленым и синим. Немного легче будет это сделать, если это делать постоянно, каждый день. Изучение цвета всегда надо начинать с красного. Никогда не стоит торопить ребенка, непременно подсказывать, если он ошибается.
Основные правила ознакомления малыша с цветом :
1. Произносить цвет предмета в разном контексте, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово : это красный шарик, шарик красного цвета, этот шарик – красный;
2. Привязывать цвета к предметам :
- красный как помидорка
- желтый как солнышко
- зеленый как травка
- синий как небо;
3. Не начинать изучать новый цвет, пока не усвоен предыдущий (начинаем с красного, потом желтый, потом зеленый и синий);
4. Учить малыша не целенаправленно, а между делом и в игровой форме;
5. Надо учитывать возраст ребенка, его характер;
6. При одевании, рисовании, в игре, наблюдении на улице за чем-либо, во время еды, купания обязательно надо называть цвет объекта.
Основная образовательная программа нашего дошкольного учреждения, разработанная на основе Программы Васильевой М. А., нацеливает нас на то, что социальная ситуация развития ребенка раннего возраста, т. е. становление предметной деятельности, осуществляется совместно со взрослым, создавая «зону ближайшего развития». С этой целью я организую с детьми совместное рассматривание предметов, игрушек, ориентируясь на цвет, а так же на форму и величину путем использования дидактических игр и упражнений таких, как «Чудесный мешочек», «Катаем шары», «Коробка с секретом», «Разложи шарики по коробочкам» и другие. В ходе этой деятельности я стараюсь эмоционально заинтересовать детей, используя потешки, стихи, прибаутки, чтобы у малышей формировался познавательный интерес и желание действовать с предметом, и при этом ненавязчиво даю знания о цвете игрушки или предмета. Ежедневно с детьми я провожу два занятия – одно утром, другое вечером по подгруппам, используя методические разработки Гербовой В. В., Соломенниковой О. А., Теплюк С. Н., Комаровой Т. С., Павловой Л. Н. Непосредственно-организованную образовательную деятельность я организую так, чтобы вызвать у детей желание играть, заниматься со мной и с другими детьми. Для этого я использую сюрпризные моменты, яркие красочные игрушки, картинки, книжки, предметы.
Чтобы ребенок быстрее и лучше запомнил и освоил цвет, объявляем неделю красного цвета (желтого, зеленого, синего). По приходу в детский сад воспитатель и дети надувают красные шары и развешивают их по группе. Можно договориться с родителями, сделать это дома. Предложить родителям одеть на детей что-то красное (платье, кофту, колготки, обувь и т. д.). Поиграть с малышами красным мячом, куклой в красном платье, красной машинкой; рисовать красной краской; лепить красным пластилином; рассматривать в книге картинки красного цвета; поиграть в дидактические игры: «Бабочки на цветке», «Маленький строитель» (башня из кубиков красного цвета, «Цветная уборка», «Светофор», «Чудо-радуга» и т. д.
У меня в группе много игр и пособий, сделанных своими руками, на восприятие детьми цвета :
В речевом центре:
- Набор картинок «Цвета»
- «Спрячь мышку»
- «Город веселых человечков»
- «Кто в каком домике живет»
- «Четвертый лишний»
- «Цветные кармашки»
- «Составь целое из частей» (елочка, снеговик, машина, цветок)
В центре познавательного развития :
- «Бабочки на цветке»
- «Что бывает зеленым?» (красным, синим, желтым)
- Набор ведерок, совочков, шариков четырех основных цветов
- «Разложи шарики по коробочкам»
- «Чудесный мешочек»
В центре художественно-эстетического развития :
- Набор строительного материала
- Наборы настольных конструкторов четырех основных цветов «Лего»
- «Собери бусы»
- «Пуговицы»
- «Первые пазлы малыша»
- «Умные пазлы»
- Цветные карандаши, цветная бумага, разноцветный пластилин, стаканчики
- Музыкальные игрушки
- Пирамидки, дидактические кубы
В центре социально-коммуникативного развития :
- Наборы посуды 4-х цветов
- Куклы в платьях разного цвета
- Разноцветные машины
- Муляжи овощей и фруктов
В центре физического развития :
- Мячи разных цветов
- Флажки
- Листочки
- Платочки
- Султанчики
- Ленточки
- Мешочки для метания
- Сухой бассейн с шарами четырех основных цветов
Повседневно использую разные способы по ознакомлению детей с цветом :
- Дидактические игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Подвижные игры
- Беседы
- Чтение книг и рассматривание иллюстраций, картин и картинок
- Наблюдения
Я применяю эти способы ознакомления в свободной непосредственной и непосредственно-образовательной деятельности детей (на занятиях).
Я составила:
1. План по самообразованию на тему «Сенсорное развитие детей. Восприятие цвета»;
2. Перспективное планирование на год по сенсорному развитию детей;
3. План бесед с родителями (индивидуальные и групповые, консультации об актуальности сенсорного развития ребенка.
Одно из четырех родительских собраний посвящаю этой же теме. Однако, несмотря на то, что 50% родителей составляют служащие с высшим образованием, итоги наблюдений и анкетирования показали, что семья не уделяет должного внимания для становления начал сенсорной культуры, а именно восприятия цвета детьми. Предлагаю родителям больше играть, разговаривать, наблюдать, рассматривать со своим малышом, советую почитать методическую литературу.
Планирую провести конкурс среди родителей на лучшее изготовление поделок, игр на восприятие цвета, используя интернет-ресурсы.
В заключение хочу сказать, что период раннего развития ребенка – это время развития мозговых клеток. Именно в возрасте от 1 до 3-х лет происходит формирование способностей, зарождение универсальных предпосылок учебной деятельности. Цель раннего развития – не сделать из ребенка гения, а дать ему такое образование, чтобы он имел пытливый ум, здоровое тело, был сообразительным, добрым, эмоциональным, отзывчивым, инициативным, способным на творческий подход к делу, с активной жизненной позицией, с высокоразвитыми сенсорными способностями.
Литература
Автор Название Издание
Бондаренко Е. А. «Развивающие игры для детей от года до трех лет» Мю ООО «Издательство АСТ», 2003г.
Белая К. «Первые шаги» Москва «Линка-Пресс», 2002г.
Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию» Москва «Просвещение», 1983г.
Пилюгина Э. Г. «Игры-занятия с малышом» Москва «Мозаика-Синтез», 2010г.
Павлова Л. Н. «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3-х лет» Москва «Мозаика-Синтез», 2008г
Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Москва «Мозаика-Синтез», 2009г
Венгер Л. А.
Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Москва «Просвещение», 1988г.
Мчедлидзе Н. Б. «История дошкольной зарубежной педагогики» (М. Монтессори) Москва «Просвещение», 1974г.