Марина Лихачева
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через природу
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы:
[/b][/h3]
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через природу».
Воспитатель: Лихачева М. П.
МБДОУ №54 г. Апатиты
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания окружающего мира. Успешность воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через природу» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Профессор Н. М. Щелованов, называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
В истории дошкольной педагогике, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала центральное место. Представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтерссори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др., были разработаны дизантические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Советские ученые, психологи и педагоги А. В. Запорожец, А. И. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Н. Н. Подъяков разработали дидактические принципы.
Первый принцип обогащение и углубление сенсорного воспитания, предполагающего формирование, у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства.
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей.
Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности.
Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета.
С природным миром мы знакомим детей на занятиях. Проводили цикл занятий по ознакомлению с формой «Волшебный кружок», «Квадрат», «Цветные кубики».
По ознакомлению с цветом: «Красный цвет,» «Желтый шар», «Рыболов», «Найди домик для мышки». Создала с детьми два проекта «Солнышко лучистое», «Я люблю свою лошадку». Используем разнообразные дидактические, экологические игры. «Угадай», «Найди, что покажу», «Найди, что назову», «Угадай, что в руке», «Чудесный листочек», «Угадай, что съел», «Найди, о чем расскажу». В играх с природным материалом использовали знакомые овощи и фрукты. В этих играх уточняются и обогащаются представления ребенка о свойствах и качествах растений, формируется умение обследовать предметы, накапливаются представления о явлениях действительности.
С детьми рассматривали картинки «Заяц», «Кошка с котятами», «Котенок», «Корова»знакомили с внешним видом животных, как передвигаются.
Своеобразие и красота изменений в природе производит на ребенка неизгладимое впечатление. Ознакомление детей с природой осуществляется в основном через непосредственное и активное восприятие ее явлений
Осенью наблюдали за дождями, за ветром, на земле много листьев – желтых, красных, оранжевых. Дети самостоятельно находили на участке березу, рябину, собирали листочки, на клумбе называли цветы.
На участке проводили игры с листочками. Задания несложные: найди листья одинаковые с образцом окраски и величины; разложи листья одного цвета по возрастающей и убывающей величины; найди самый большой и самый маленький (желтый) красный лист.
У детей формировала представление о том, что у растения имеются листья, цветы, стебель. Малыши наблюдали, как поливаю растения, мою листочки. Постепенно появлялся интерес к растениям, дети предлагали свою помощь в поливке растений. Объясняла как отличать сухую почву от влажной (по цвету и на ощупь) и устанавливать поливки. Показывала детям приемы ухода за комнатными растениями с широкими плотными листьями. Показ сопровождала пояснениями. Надо отжать тряпочку, чтобы с нее не капала вода, расправить и положить на ладонь. Другой рукой поддерживать листок снизу. Медленно проводить тряпочкой по листу в одном направлении – от черенка к концу (сначала сверху, потом снизу). Затем следует прополоскать тряпочку и также протирать следующий листок. Обязательно хвалить детей, обращая внимание на то, какие стали растения красивые, чистые.
Помогли дети настолько – печатные игры «Малыши»; парные картинки «Во саду ли, в огороде» предоставляют возможность систематизировать знания о природе, воспитывать умение по слову восстанавливать образ предмета.
Зимой с детьми наблюдали за снегом. Первый снег всегда удивляет детей. Обходим участок, показываю детям как много снега выпало, он лежит на земле, деревьях. Обращаю внимание, как скрипит снег, какой он легкий, пушистый.
На следующих прогулках знакомлю детей со свойствами снега: легкий, холодный, белый, из него можно лепить, на нем можно оставлять следы, отпечаток от какого-нибудь предмета (силуэт зайчика, елочки, домика и т. д.)
Вместе с детьми делаем постройки. Из липкого снега делаем снеговика. Во время прогулки показываю детям ствол и ветки у березы. На ветках нет листьев, они опали осенью. Обращала внимание на то, что деревья по высоте разные: есть низкие, высокие. Для развития глазомера играли в игру «Раз-два-три к низкому (высокому) дереву беги». Объясняла детям, что нельзя играть у самых корней дерева.
Наблюдали за голубями и воробьями. Подкармливали птиц. Использовала во время наблюдения художественное слово.
Организуя природоведческие знания с детьми решала три группы задач:
1) Последовательно, в определенной степени формирование у детей знания о природе, трудовые навыки, разнообразные умения;
2) Использование природоведческое содержание занятий для усвоения детьми речевых умений (усвоение словаря, грамматически правильной и чистой речи и т. д.);
3) Формировала отношение к природе.
Природа повседневно воздействует на ребенка, но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник.
В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка.
Взрослые должны приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.
Вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту. Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травой, елочкой, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками». Она шепчет тебе: «Спасибо, Леночка, что ты меня ласково погладила!»
Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой. Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька – красавица, травушка – муравушка, «зайчик - побегайчик».
Вводить элементы игры, побуждая малыша к широкому взаимодействию с природными объектами (покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой, какой она стала, когда выросла и т. д.)
Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху.
Решение этих задач уже доступно ребенку трех лет. При умелом руководстве малыш начинает видеть те стороны явлений, которые раньше его не трогали.
Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны, происходит упорядочение знаний на занятиях, с другой - во внеучебное время у ребенка закрепляются те знания и умения, которые были сформированы на занятиях.