Получи документы

Задания для дошкольников по обучению грамоте

Алевтина Никитенко
Задания для дошкольников по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

Звук и буква У

Задание 1. Дидактическое упражнение «Репка».

Взрослый читает ребенку сказку «Репка», рассматривает вместе с ним иллю-страции в книге. В ходе беседы по этой сказке взрослому рекомендуется в пас-сивном и активном словаре ребенка уточнить и закрепи следующие понятия: первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед, между.

Для этого взрослый задает ребенку вопросы : Кто тянул репку первым? Кто стоял за бабкой? Кто стоял перед бабкой? Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т. д.

Задание 2. Знакомство со звуком [У].

Публикация «Задания для дошкольников по обучению грамоте» размещена в разделах

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки: утка, уши, улица, удоч-ка. При этом взрослый громко и четко называет их, выделяя голосом первый звук [У] в словах. Затем просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?»

Взрослый рассказывает ребенку о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному про-хождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный кружок.

Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».

Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У] : у, п, у, к, в, у, у.

Задание 4. Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах».

Взрослый читает ребенку стихотворные строки и просит его договорить по-следнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг —

Электрический.

Длинная и гибкая,

Охотится за рыбками,

Порой пуста, как дудочка,

А петь не может.

Задание 5. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [У].

Задание 6. Знакомство с буквой У.

Взрослый объясняет ребенку правило: звуки мы слышим и произносим, а бук-вы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать. После этого взрослый показывает ребенку букву У.

Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что похожа буква У?» (на рогатку, галочку.) (ответы детей записать)

Звук и буква А

Задание 1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» : объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно ориентировать-ся в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право — лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем — и на сидящем напротив.

Задание 2. Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:

— показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа. (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);

— что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А. (вслед за взрослым, отрывисто);

— самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.

Задание 3. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах отгадках. Нари-совать красные кружки под изученными гласными звуками (А, У).

А В Г У С Т

Пример:

Стою на крыше

Всех труб выше.

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

Задание 4.

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия кото-рых начинаются на звук [А].

Задание 5. Знакомство с буквой А. Выучить стихотворение.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

На что еще похожа буква А? ответы детей записать и попытаться чтобы ре-бенок это нарисовал в тетради.

Звук и буква О.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Перед — между — после» (уточнение пространственно-временных представлений).

Взрослый выкладывает ряд цифр — от 1 до 10 — и задает ребенку вопросы : какая цифра в ряду первая, какая цифра в ряду последняя, какая цифра перед цифрой 5, после нее, между 3 и 5?

Задание 2. Знакомство со звуком [О].

Взрослый показывает ребенку картинки: картошка, морковка, лук, капуста, и задает вопросы : «Как все это можно назвать одним словом?»«Овощи.»«Какой первый звук в слове овощи!» (произнося слово, взрослый голосом выде-ляет звук [О]).

Взрослый объясняет ребенку, что звук [О] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха, и для его обозна-чения используется красный кружок.

Задание 3. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах отгадках. Нари-совать красные кружки под гласным звуком [О].

Без крыльев летит,

Без ног бежит,

Без паруса плывет.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я.

Задание 4. Вклеить в тетрадь и подписать картинки с изображениями предме-тов, названия которых начинаются и кончаются на звук [О]. Ребенок должен:

выбрать картинки, в названии которых звук [О] стоит в начале слова, выде-лить звук голосом;

выбрать картинки, в названии которых звук [О] стоит в конце слова, выделить звук голосом;

определить место звука [О] в этих словах (нарисовать красные кружки под этим звуком).

Задание 5. Анализ звуко-буквенных рядов: ОУ, УО. Взрослый предлагает ре-бенку выполнить следующие задания :

– назвать первый звук (второй звук) в ряду;

выложить из букв разрезной азбуки ряд и ответить на вопросы: какая буква стоит слева (справа); положить букву О, а слева (справа) от нее — букву У, прочитать, что получилось;

Звук и буква И.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Что ты слышишь?» (развитие слухо-вого внимания).

Во время прогулки взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, внимательно послу-шать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, шум машины, шорох листь-ев.).

Задание 2. Отгадать загадку, назвать первый звук в слове отгадке. Опреде-лить место звука [И] в слове (в начале, середине или конце слова) и нарисовать красный кружок в соответствующем окошке.

Пример: АИСТ ИГЛА НОСКИ

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет.

Задание 3. Наклеить в тетрадь картинки со звуком [И]. Ребенок выделяет го-лосом звук [И] в каждом из этих слов, определяет место звука [И] в них и обо-значает положение звука [И] в словах с помощью «окошек» и красного кружка. (см. задание 2)

Задание 4. Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в обра-зовании множественного числа имен существительных).

Утюг — утюги, сапог —. , носок —. , паук —. , чулок —. , замок —. , комок —.

Взрослый предлагает ребенку назвать последний звук в каждом из этих слов, выделив его голосом, найти место звука [И] в каждом слове.

Задание №5 Упражнение на развитие внимания.

Предложить ребенку раскрасить на картинке только треугольники и посмот-реть, что у него получится.

Звук и буква У

Задание 1. Дидактическое упражнение «Репка».

Взрослый читает ребенку сказку «Репка», рассматривает вместе с ним иллю-страции в книге. В ходе беседы по этой сказке взрослому рекомендуется в пас-сивном и активном словаре ребенка уточнить и закрепи следующие понятия: первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед, между.

Для этого взрослый задает ребенку вопросы : Кто тянул репку первым? Кто стоял за бабкой? Кто стоял перед бабкой? Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т. д.

Задание 2. Знакомство со звуком [У].

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки: утка, уши, улица, удоч-ка. При этом взрослый громко и четко называет их, выделяя голосом первый звук [У] в словах. Затем просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?»

Взрослый рассказывает ребенку о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному про-хождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный кружок.

Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».

Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У] : у, п, у, к, в, у, у.

Задание 4. Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах».

Взрослый читает ребенку стихотворные строки и просит его договорить по-следнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг —

Электрический.

Длинная и гибкая,

Охотится за рыбками,

Порой пуста, как дудочка,

А петь не может.

Задание 5. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [У].

Задание 6. Знакомство с буквой У.

Взрослый объясняет ребенку правило: звуки мы слышим и произносим, а бук-вы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать. После этого взрослый показывает ребенку букву У.

Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что похожа буква У?» (на рогатку, галочку.) (ответы детей записать)

Звук и буква А

Задание 1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» : объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно ориентировать-ся в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право — лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем — и на сидящем напротив.

Задание 2. Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:

— показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа. (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);

— что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А. (вслед за взрослым, отрывисто);

— самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.

Задание 3. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах отгадках. Нари-совать красные кружки под изученными гласными звуками (А, У).

А В Г У С Т

Пример:

Стою на крыше

Всех труб выше.

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

Задание 4.

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия кото-рых начинаются на звук [А].

Задание 5. Знакомство с буквой А. Выучить стихотворение.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

На что еще похожа буква А? ответы детей записать и попытаться чтобы ре-бенок это нарисовал в тетради.

Звук и буква О.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Перед — между — после» (уточнение пространственно-временных представлений).

Взрослый выкладывает ряд цифр — от 1 до 10 — и задает ребенку вопросы : какая цифра в ряду первая, какая цифра в ряду последняя, какая цифра перед цифрой 5, после нее, между 3 и 5?

Задание 2. Знакомство со звуком [О].

Взрослый показывает ребенку картинки: картошка, морковка, лук, капуста, и задает вопросы : «Как все это можно назвать одним словом?»«Овощи.»«Какой первый звук в слове овощи!» (произнося слово, взрослый голосом выде-ляет звук [О]).

Взрослый объясняет ребенку, что звук [О] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха, и для его обозна-чения используется красный кружок.

Задание 3. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах отгадках. Нари-совать красные кружки под гласным звуком [О].

Без крыльев летит,

Без ног бежит,

Без паруса плывет.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я.

Задание 4. Вклеить в тетрадь и подписать картинки с изображениями предме-тов, названия которых начинаются и кончаются на звук [О]. Ребенок должен:

выбрать картинки, в названии которых звук [О] стоит в начале слова, выде-лить звук голосом;

выбрать картинки, в названии которых звук [О] стоит в конце слова, выделить звук голосом;

определить место звука [О] в этих словах (нарисовать красные кружки под этим звуком).

Задание 5. Анализ звуко-буквенных рядов: ОУ, УО. Взрослый предлагает ре-бенку выполнить следующие задания :

– назвать первый звук (второй звук) в ряду;

выложить из букв разрезной азбуки ряд и ответить на вопросы: какая буква стоит слева (справа); положить букву О, а слева (справа) от нее — букву У, прочитать, что получилось;

Звук и буква И.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Что ты слышишь?» (развитие слухо-вого внимания).

Во время прогулки взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, внимательно послу-шать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, шум машины, шорох листь-ев.).

Задание 2. Отгадать загадку, назвать первый звук в слове отгадке. Опреде-лить место звука [И] в слове (в начале, середине или конце слова) и нарисовать красный кружок в соответствующем окошке.

Пример: АИСТ ИГЛА НОСКИ

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет.

Задание 3. Наклеить в тетрадь картинки со звуком [И]. Ребенок выделяет го-лосом звук [И] в каждом из этих слов, определяет место звука [И] в них и обо-значает положение звука [И] в словах с помощью «окошек» и красного кружка. (см. задание 2)

Задание 4. Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в обра-зовании множественного числа имен существительных).

Утюг — утюги, сапог —. , носок —. , паук —. , чулок —. , замок —. , комок —.

Взрослый предлагает ребенку назвать последний звук в каждом из этих слов, выделив его голосом, найти место звука [И] в каждом слове.

Задание №5 Упражнение на развитие внимания.

Предложить ребенку раскрасить на картинке только треугольники и посмот-реть, что у него получится.

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Дидактические пособия по обучению детей грамотеДидактические пособия по обучению детей грамоте Звуковые дорожки,звуки–символы,домики для звуков. Такие пособия у каждого ребёнка на занятии по грамоте Дорожка звуков. Идём по дорожке.

Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте.Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте. Доброго времени суток всем, кто заглянул ко мне в гости! В моих более ранних публикациях есть игры и пособия для различения звуков речи,.

Картотека дидактических игр по обучению грамоте.Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Учебная программа дошкольного образования определяет содержание работы с дошкольниками по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей.

Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Цель: познакомить детей со звуками [п],[п‘] и буквой П. Задачи: -закрепить навыки чёткого произношения.

Лэпбук по обучению грамоте «Грамотейка»Лэпбук по обучению грамоте «Грамотейка» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию вариант лэпбука по обучению грамоте "Грамотейка". Для его изготовления использовала шаблоны.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т ] и [т’], буква «Т». Закрепление понятия «глухой согласный звук" Задачи: • Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задания для дошкольников по обучению грамоте
Опубликовано: 17 июня 2024 в 17:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Задания для дошкольников по обучению грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Никитенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД