Алевтина Никитенко
Задания для дошкольников по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Звук и буква У
Задание 1. Дидактическое упражнение «Репка».
Взрослый читает ребенку сказку «Репка», рассматривает вместе с ним иллю-страции в книге. В ходе беседы по этой сказке взрослому рекомендуется в пас-сивном и активном словаре ребенка уточнить и закрепи следующие понятия: первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед, между.
Для этого взрослый задает ребенку вопросы : Кто тянул репку первым? Кто стоял за бабкой? Кто стоял перед бабкой? Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т. д.
Задание 2. Знакомство со звуком [У].
Публикация «Задания для дошкольников по обучению грамоте» размещена в разделах
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки: утка, уши, улица, удоч-ка. При этом взрослый громко и четко называет их, выделяя голосом первый звук [У] в словах. Затем просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?»
Взрослый рассказывает ребенку о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному про-хождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный кружок.
Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».
Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У] : у, п, у, к, в, у, у.
Задание 4. Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах».
Взрослый читает ребенку стихотворные строки и просит его договорить по-следнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг —
Электрический.
Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может.
Задание 5. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [У].
Задание 6. Знакомство с буквой У.
Взрослый объясняет ребенку правило: звуки мы слышим и произносим, а бук-вы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать. После этого взрослый показывает ребенку букву У.
Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что похожа буква У?» (на рогатку, галочку.) (ответы детей записать)
Звук и буква А
Задание 1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» : объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно ориентировать-ся в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право — лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем — и на сидящем напротив.
Задание 2. Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:
— показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа. (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);
— что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А. (вслед за взрослым, отрывисто);
— самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.
Задание 3. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах отгадках. Нари-совать красные кружки под изученными гласными звуками (А, У).
А В Г У С Т
Пример:
Стою на крыше
Всех труб выше.
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
Задание 4.
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия кото-рых начинаются на звук [А].
Задание 5. Знакомство с буквой А. Выучить стихотворение.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
На что еще похожа буква А? ответы детей записать и попытаться чтобы ре-бенок это нарисовал в тетради.
Звук и буква О.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Перед — между — после» (уточнение пространственно-временных представлений).
Взрослый выкладывает ряд цифр — от 1 до 10 — и задает ребенку вопросы : какая цифра в ряду первая, какая цифра в ряду последняя, какая цифра перед цифрой 5, после нее, между 3 и 5?
Задание 2. Знакомство со звуком [О].
Взрослый показывает ребенку картинки: картошка, морковка, лук, капуста, и задает вопросы : «Как все это можно назвать одним словом?» — «Овощи.» — «Какой первый звук в слове овощи!» (произнося слово, взрослый голосом выде-ляет звук [О]).
Взрослый объясняет ребенку, что звук [О] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха, и для его обозна-чения используется красный кружок.
Задание 3. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах отгадках. Нари-совать красные кружки под гласным звуком [О].
Без крыльев летит,
Без ног бежит,
Без паруса плывет.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я.
Задание 4. Вклеить в тетрадь и подписать картинки с изображениями предме-тов, названия которых начинаются и кончаются на звук [О]. Ребенок должен:
выбрать картинки, в названии которых звук [О] стоит в начале слова, выде-лить звук голосом;
выбрать картинки, в названии которых звук [О] стоит в конце слова, выделить звук голосом;
определить место звука [О] в этих словах (нарисовать красные кружки под этим звуком).
Задание 5. Анализ звуко-буквенных рядов: ОУ, УО. Взрослый предлагает ре-бенку выполнить следующие задания :
– назвать первый звук (второй звук) в ряду;
– выложить из букв разрезной азбуки ряд и ответить на вопросы: какая буква стоит слева (справа); положить букву О, а слева (справа) от нее — букву У, прочитать, что получилось;
Звук и буква И.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Что ты слышишь?» (развитие слухо-вого внимания).
Во время прогулки взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, внимательно послу-шать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, шум машины, шорох листь-ев.).
Задание 2. Отгадать загадку, назвать первый звук в слове отгадке. Опреде-лить место звука [И] в слове (в начале, середине или конце слова) и нарисовать красный кружок в соответствующем окошке.
Пример: АИСТ ИГЛА НОСКИ
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
Задание 3. Наклеить в тетрадь картинки со звуком [И]. Ребенок выделяет го-лосом звук [И] в каждом из этих слов, определяет место звука [И] в них и обо-значает положение звука [И] в словах с помощью «окошек» и красного кружка. (см. задание 2)
Задание 4. Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в обра-зовании множественного числа имен существительных).
Утюг — утюги, сапог —. , носок —. , паук —. , чулок —. , замок —. , комок —.
Взрослый предлагает ребенку назвать последний звук в каждом из этих слов, выделив его голосом, найти место звука [И] в каждом слове.
Задание №5 Упражнение на развитие внимания.
Предложить ребенку раскрасить на картинке только треугольники и посмот-реть, что у него получится.
Звук и буква У
Задание 1. Дидактическое упражнение «Репка».
Взрослый читает ребенку сказку «Репка», рассматривает вместе с ним иллю-страции в книге. В ходе беседы по этой сказке взрослому рекомендуется в пас-сивном и активном словаре ребенка уточнить и закрепи следующие понятия: первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед, между.
Для этого взрослый задает ребенку вопросы : Кто тянул репку первым? Кто стоял за бабкой? Кто стоял перед бабкой? Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т. д.
Задание 2. Знакомство со звуком [У].
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки: утка, уши, улица, удоч-ка. При этом взрослый громко и четко называет их, выделяя голосом первый звук [У] в словах. Затем просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?»
Взрослый рассказывает ребенку о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному про-хождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный кружок.
Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».
Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У] : у, п, у, к, в, у, у.
Задание 4. Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах».
Взрослый читает ребенку стихотворные строки и просит его договорить по-следнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг —
Электрический.
Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может.
Задание 5. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [У].
Задание 6. Знакомство с буквой У.
Взрослый объясняет ребенку правило: звуки мы слышим и произносим, а бук-вы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать. После этого взрослый показывает ребенку букву У.
Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что похожа буква У?» (на рогатку, галочку.) (ответы детей записать)
Звук и буква А
Задание 1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» : объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно ориентировать-ся в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право — лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем — и на сидящем напротив.
Задание 2. Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:
— показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа. (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);
— что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А. (вслед за взрослым, отрывисто);
— самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.
Задание 3. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах отгадках. Нари-совать красные кружки под изученными гласными звуками (А, У).
А В Г У С Т
Пример:
Стою на крыше
Всех труб выше.
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
Задание 4.
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия кото-рых начинаются на звук [А].
Задание 5. Знакомство с буквой А. Выучить стихотворение.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
На что еще похожа буква А? ответы детей записать и попытаться чтобы ре-бенок это нарисовал в тетради.
Звук и буква О.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Перед — между — после» (уточнение пространственно-временных представлений).
Взрослый выкладывает ряд цифр — от 1 до 10 — и задает ребенку вопросы : какая цифра в ряду первая, какая цифра в ряду последняя, какая цифра перед цифрой 5, после нее, между 3 и 5?
Задание 2. Знакомство со звуком [О].
Взрослый показывает ребенку картинки: картошка, морковка, лук, капуста, и задает вопросы : «Как все это можно назвать одним словом?» — «Овощи.» — «Какой первый звук в слове овощи!» (произнося слово, взрослый голосом выде-ляет звук [О]).
Взрослый объясняет ребенку, что звук [О] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха, и для его обозна-чения используется красный кружок.
Задание 3. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах отгадках. Нари-совать красные кружки под гласным звуком [О].
Без крыльев летит,
Без ног бежит,
Без паруса плывет.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я.
Задание 4. Вклеить в тетрадь и подписать картинки с изображениями предме-тов, названия которых начинаются и кончаются на звук [О]. Ребенок должен:
выбрать картинки, в названии которых звук [О] стоит в начале слова, выде-лить звук голосом;
выбрать картинки, в названии которых звук [О] стоит в конце слова, выделить звук голосом;
определить место звука [О] в этих словах (нарисовать красные кружки под этим звуком).
Задание 5. Анализ звуко-буквенных рядов: ОУ, УО. Взрослый предлагает ре-бенку выполнить следующие задания :
– назвать первый звук (второй звук) в ряду;
– выложить из букв разрезной азбуки ряд и ответить на вопросы: какая буква стоит слева (справа); положить букву О, а слева (справа) от нее — букву У, прочитать, что получилось;
Звук и буква И.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Что ты слышишь?» (развитие слухо-вого внимания).
Во время прогулки взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, внимательно послу-шать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, шум машины, шорох листь-ев.).
Задание 2. Отгадать загадку, назвать первый звук в слове отгадке. Опреде-лить место звука [И] в слове (в начале, середине или конце слова) и нарисовать красный кружок в соответствующем окошке.
Пример: АИСТ ИГЛА НОСКИ
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
Задание 3. Наклеить в тетрадь картинки со звуком [И]. Ребенок выделяет го-лосом звук [И] в каждом из этих слов, определяет место звука [И] в них и обо-значает положение звука [И] в словах с помощью «окошек» и красного кружка. (см. задание 2)
Задание 4. Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в обра-зовании множественного числа имен существительных).
Утюг — утюги, сапог —. , носок —. , паук —. , чулок —. , замок —. , комок —.
Взрослый предлагает ребенку назвать последний звук в каждом из этих слов, выделив его голосом, найти место звука [И] в каждом слове.
Задание №5 Упражнение на развитие внимания.
Предложить ребенку раскрасить на картинке только треугольники и посмот-реть, что у него получится.