Анна Першина Владимировна
Задачи и содержание работы по развитию речи в ДОУ компенсирующего вида для детей с сенсорными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
5. Задачи и содержание работы по развитию речи в ДОУ компенсирующего вида (для детей с сенсорными нарушениями)
Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучали и т. д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий - хватания и манипулирования.
Публикация «Задачи и содержание работы по развитию речи в ДОУ компенсирующего вида для детей с сенсорными нарушениями» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Основным условием правильного воспитание ребенка раннего возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира, в котором существует младенец (Л. А. Венгер, Ш. А. Абдуллаева, Э. Г. Пилюгига, Н. П. Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо: соответствующее оборудование
помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соот-несения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Исследования методистов выявили наиболее оптимальный путь овладения правильным выполнением действий - от практических проб к выполнению действий при помощи зрительного соотнесения. Специально организованные занятия с дидак-тическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни (С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др.). Кроме того, развитие восприятия про-низывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их дальнейшего раз-вития.
При определении содержания сенсорного воспитания исходят из развитых форм общественно полезной деятельности взрослых. При этом необходимо определить, какую роль играют в них процессы восприятия; какие стороны действительности с их помощью воспринимаются; какими способами эти процессы осуществляются и т. д.
Установив совокупное сенсорных знаний и умений, которыми ребенок должен овладеть, выясняют какие из них, могут быть усвоены в данном возрасте и при каких условиях, то есть при каких педагогических воздействиях, и при какой организации детской деятельности.
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка. Для детей 3-7 лет такой наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания являются формирование сенсорных процессов ребенка в системе продуктивной деятельности на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
Также был выявлен тот факт, что уровень ориентирования детей на вне-шние свойства объектов зависит от характера деятельности, в которую ока-зывается включенным объект в момент обследования, а не от объективных особенностей объекта. Кроме того ориентировочно-исследовательская деятельность детей разного возраста изменяется в зависимости от со-ответствия применяемых способов оперирования особенностям взятых для анализа предметов и от степени совершенства применяемого способа опе-рирования (В. П. Зинченко).
Исходя из этого определена основная задача сенсорного воспитания де-тей дошкольного возраста - формирование у детей таких умений восприни-мать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы со-вершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слова, труда в природе и т. д.
Современные программно-методические руководства уделяют значи-тельное внимание проблеме сенсорного воспитания. Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному воспитанию. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном количестве зрительные впечатления) и специальные занятия по сенсорному воспитанию (на первом году жизни). В дальнейшем проводят занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в процессе повседневной жизни.
В настоящее время в области психологии детского восприятия су-ществует мнение, что среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими для коррекционного обучения умственно отсталых дошколь-ников являются: создание условий, способствующих развитию у детей ши-рокой ориентировки в окружающем их предметном мире; формированию обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений; усвоению необходимой сенсорной базы; своевременное и правильное сое-динение опыта со словом; формирование плана представлений (Гаври-лушкина О. П., Катаева А. А., Соколова Н. Д., Стребелева Е. А. и др.)
Указанные воспитательные задачи являются общими как для нормально развивающихся, так и для умственно отсталых детей. Кроме того, Е. А. Стребелева, А. А. Катаева и др. выделяют специфические задачи сенсорного воспитания, направленные на коррекцию и компенсацию нарушений сен-сорно-перцептивной сферы ребенка с ОВЗ. К таким задачам относятся : обеспечение возможно более раннего начала развития восприятия; ускорение темпа сенсорного развития, его интенсификация; преодоление отклонений в сенсорном развитии.
На решение этих задач направлена система сенсорного воспитания, ко-торая учитывает как особенности аномального развития, так и то специфи-ческое, что несет в себе каждый вид детской деятельности для общего психического и сенсорного развития ребенка. Сенсорное воспитание осу-ществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детям, как с нормальным, так и с аномальным раз-витием - предметной, игровой, изобразительной (О. П. Гаврилушкина, А. А. Катаева, Е. А. Стребелева и др.).
В ходе специально организованных занятий проходит обучение умственно отсталых дошкольников выделению свойств и отношений предметов на основе усвоения детьми перцептивных действий и сенсорных эталонов. Так, в ходе обучения конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта О. П. Гаврилушкина выдвигает задачу овладения способами и действиями восприятия.
Программой воспитания и обучения умственно отсталых детей до-школьного возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементов строительных наборов по форме, величине, расположению. Особое внимание рекомендуется уделить обучению умственно отсталых детей умению обследовать предмет, анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.
В процессе формирования изобразительной деятельности детей до-школьного возраста с нарушением интеллекта в подготовительном периоде обучения предлагается использовать специальные дидактические игры, на-правленные на упражнение детей в восприятии различных свойств предметов, а также игры по развитию зрительно-двигательной координации. В процессе проведения занятий по предметному рисованию и лепке с натуры детей учат специальному рассматриванию, наблюдению, в ходе которого происходит восприятие свойств предмета. Особое место в работе занимает обучение обследованию, включающее в себя: целостное восприятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, расположения и относительной величины частей; повторное целостное восприятие предмета. Правильность восприятия формы предмета обеспечивается проведением индивидуальной работы по формированию моделирующих движений (обводка предметов по контуру перед рисованием, ощупывание перед лепкой) на занятиях учителя-дефектолога (О. П. Гаврилушкина).
В качестве важного условия развития сенсорной сферы выдвигается не-обходимость использования всех доступных ребенку способов передачи сенсорного опыта, подбор программных задач в соответствии с требованиями сенсорного развития, вне зависимости от уровня речевого развития ребенка; повседневное оформление и закрепление собственного речевого опыта ребенка в слове, создание образов представлений, которые могут быть актуализированы по слову. В систему сенсорного воспитания должна включаться специальная работа по овладению всеми способами усвоения сенсорного опыта - пониманием жестовой инструкции, подражанием, ана-лизом образца, самостоятельным анализом задачи, действие по словесной инструкции или по словесному описанию.
Представляет интерес система дидактических и обучающих игр, пред-ложенная М. Б. Медведевой и Т. П. Бабич. Данная система ставит своей целью развить у глубоко умственно отсталых учащихся вспомогательной школы «целенаправленное восприятие цвета, формы и величины, предметные представления, ориентировку в пространстве, зрительное внимание, аналитико-синтетическую деятельность.» и представляет собой достаточно четкую и обоснованную последовательность работы. Так, формирование представлений о величине предметов авторы предлагают проводить следующим образом: соотнесение предметов по величине, по общему объему (матрешки, пирамидки); словесное обозначение предметов по величине: покажи длинную, короткую дорожку; раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания; локализация величины; развитие глазомера; чувство ритма; игры и упражнения на развитие зрительного внимания.
Однако, разрабатывая последовательность формирования представлений глубоко умственно отсталых детей о величине предметов, авторы не указали на особенности использования различных методов и приемов педагогического воздействия. Кроме того, дидактическая игра является важной, но не единственной формой работы по сенсорному воспитанию ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Тем не менее, по мнению исследователей, одним из важнейших подходов к определению социально-трудового прогноза при выраженной умственной отсталости является способность к пространственной, временной и сенсорной ориентировке (Н. Ф. Дементьева, Н. М. Доценко, Э. В. Устинова). Вследствие этого во все существующие программы и методические рекомендации, касающихся работы с детьми, имеющими выраженную интеллектуальную недостаточность, включены задачи развития сенсорно-перцептивной сферы. Рекомендовано проводить работу по сенсорному воспитанию в процессе развития предметно-практической (Г. В. Цикото, изобразительной (А. А. Еремина, игровой (А. Р. Маллер) и элементарной трудовой деятельности. Основной формой работы в этом направлении является упражнение и дидактическая игра.