Ирина Окунева
Юнгианская песочница в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 Московского района Санкт-Петербурга
Юнгианская песочница в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.
Игры – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, поэтому работа учителя-логопеда с дошкольниками требует творческого подхода на протяжении всего периода обучения. Занятия по развитию речи должны проходить в игровой форме, и в этом поможет Юнгианская песочница.
Публикация «Юнгианская песочница в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Помимо развития речи, песочница дает возможность и сенсорного развития. Игры в песочнице увлекают, а их разнообразие зависит только от фантазии педагога и детей. Для автоматизации звука можно использовать кисточки, счетные палочки, а может и просто пальчик ребенка – черти линию и произноси нужный звук. А если взять камушки «Марблс», можно раскладывать их в песочнице или закапывать/раскапывать, одновременно автоматизируя звук. Игрушки небольших размеров так же могут помочь в этом деле. Например: пусть Машенька доберется до Мишеньки. Для этого она поедет на машинке по песку «Р-р-р-р-р». Если есть бусы и шнурок, находить в песке бусинки и, надевая на шнурок, проговаривать звук.
Очень важен для дошкольников и сюрпризный момент, тогда занятие превратится из однообразной деятельности в захватывающие приключение. Для этого можно закопать карточки с картинками (с автоматизируемым звуком, например) и попросить ребенка все их найти и назвать. При этом можно разнообразить процесс поиска играми: «Четвертый лишний», «Мемори» или же «Что пропало?», используя песок для «пряток».
Для развития лексико-грамматического строя речи пригодятся разнообразные игрушки. Конечно, объемные игрушки лучше карточек, их можно потрогать, ощутить какие они и поделиться этими впечатлениями с педагогом. Описав все предметы (по цвету, форме и т. д., стоит сыграть и в «Поиск по описанию». Ребенок или педагог описывают предмет и затем ищут его в песке, можно использовать кисточки и перевоплотиться в настоящих археологов. Обобщение является одной из основных и наиболее значимых операций мышления. Не умея обобщать, невозможно сформировать понятия и законы, сделать выводы. В песочнице можно решить и эту задачу. Спрячьте игрушки/карточки из разных категорий и попросите ребенка отыскать только «Посуду», например. Но искать он должен аккуратно, не раскапывая ненужные предметы, постараться угадать максимально быстро, что спряталось под песком. Так же дети часто путают предлоги, здесь их тоже можно обыграть: «в песке», «на песке», «мишка спрятался рядом с лисичкой», «стульчик стоит около стола», «птица пролетает над «пустыней» и т. д.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей и эту игру с легкостью можно провести в песочнице.
Сюжетно-ролевая игра является той самой речевой ситуацией, где происходит целенаправленное обучение диалогической речи. Она направлена на развитие умений договариваться, расспрашивать собеседника, вступать в разговор, соблюдать правила речевого этикета, доказывать свою точку зрения, выражать сочувствие, убеждать.
Учителю-логопеду не обойтись и без пальчиковой гимнастики. Выполнение ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в итоге, стимулирует развитие речи. В песочнице можно «пошагать» пальчиками, рисовать узоры, копать песок, пересыпать его из руки в руку, покатать шарики Су-джок по песку и т. д.
Юнгианская песочница – это, несомненно, увлекательный и разнообразный мир, открывающий большие возможности в развитии речи, моторики и высших психических функций.
Автор: учитель-логопед Окунева Ирина Сергеевна