Наталья Цепляева
Эвритмия как современная технология музыкального воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования абсолютно иных, эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания.
Публикация «Эвритмия как современная технология музыкального воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время все более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия.
Эвритмия (в переводе с греч. «прекрасное движение», «прекрасный ритм») – это искусство движения, основанное на закономерностях речи, музыки и жеста, являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве.
Музыкальное занятие с элементами эвритмии может включать в себя:
- ритмические игры
- упражнения по развитию мелкой моторики, крупной моторики (упражнения для развития координации, равновесия, ловкости стопы)
- пространственной ориентации
- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива)
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением
- игропластика – специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях
- игротанцы – танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.
Игровое занятие с элементами эвритмии.
Дети заходят в музыкальный зал, музыкальный руководитель предлагает поздороваться.
Разминка «Доброе утро»
Доброе утро, улыбнись скорее
И сегодня весь день будет веселее Ритмично хлопаем
Мы погладим лобик,
Носик и щечки Выполняем движения по тексту
Будем мы красивые,
Как в саду цветочки Выполняем движение «фонарики»
Разотрем ладошки,
Сильнее-сильнее
Выполняем движения по тексту
А потом похлопаем
Быстрее-быстрее
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем
Улыбнемся снова
Будьте все здоровы Ритмично хлопаем
А теперь давайте представимся. Я покажу как. Споем «Здравствуйте, коллеги». А теперь хором поздоровайтесь вы со мной. Таким образом можно поздороваться с каждым ребенком по очереди.
Далее можно выполнить ритмическую ходьбу под спокойную музыку, отхлопывая ритм, разнообразив при этом хлопки щелчками, хлопками по коленям, плечам.
После ритмической ходьбы остаемся свободно расположившись в зале, проигрываем игру «Лесенка», муз. Тиличеевой.
Вот иду я вверх Идут вперед 5 шагов, поднимая руки вверх
Вот иду я вниз Идут назад 5 шагов, опуская руки вниз
Мой веселый звонкий мяч
А теперь поиграем в ритмическую «Мой веселый звонкий мяч». В нее можно играть парами, можно индивидуально. Представим, что у вас в руках мячик, проговариваем всем нам знакомое стихотворение и ритмично передаем мяч соседу правой рукой, а левой принимаем (на сильную долю слога, держим мяч двумя руками перед собой (на слабую долю)
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.
Можно играть по одному. При этом на сильную долю кладем мяч на пол, на слабую хлопаем в ладоши (делаем)
И в продолжение темы мячиков сыграем в игру с элементами массажа и самомассажа под веселую детскую песню.
Мячик.
Держим 2 маленьких мячика в руках, сидим друг за другом парой.
Мой хороший мячик, самый лучший мячик
Он похож на зайца, потому что скачет
Мой хороший мячик по ладошке хлопнет
Он похож на солнце, потому что теплый Аккуратно постукиваем поочередно то мячиком правой руки, то мячиком левой руки по спине соседа
А на кого он еще похож?
Догадайтесь, догадайтесь!
На зебру, потому что полосатый,
На Землю, потому что он круглый,
На мальчишек, потому что не плачет,
А еще он похож на меня! Аккуратно постукиваем двумя мячиками по спине соседа одновременно в ритме музыки
Потому что веселый, потому что веселый,
Потому что веселый, он похож на меня! Аккуратно прокатываем мячиками по спине соседа вверх вниз
Далее разворачиваемся в другую сторону, и проделываем те же движения
А в заключении давайте немного расслабимся, успокоимся, закроем глаза, сложим руки перед собой, дышим ровно, спокойно, прислушиваемся к себе. (под музыку сидим несколько секунд)
Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик:
коснулся глаз — откройте глаза;
коснулся лба - пошевелите бровями;
коснулся носа — наморщите нос;
коснулся губ — пошевелите губами;
коснулся подбородка — подвигайте челюстью;
коснулся плеч — приподнимите и опустите плечи;
коснулся рук — потрясите руками;
коснулся ног — подвигайте ногами.
Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся. И вот наше занятие с вами завершается.
Разученные музыкально-ритмические этюды, композиции можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах. Эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности художественного воспитания подрастающего поколения.