Лучший педагог года

Конспект занятия по русскому языку в 4 классе «Местоименные слова» после посещения музея и знакомства с языком орочей

Ирина Арбузова
Конспект занятия по русскому языку в 4 классе «Местоименные слова» после посещения музея и знакомства с языком орочей

Тема: Местоименные слова

Задача: Установить отнесенность указательных слов к известным частям речи (местоименные существительные, местоименные прилагательные, местоименные числительные)

Цель раздела: Сконструировать систему частей речи на основании грамматического подхода.

Публикация «Конспект занятия по русскому языку в 4 классе „Местоименные слова“ после посещения музея и знакомства с языком орочей» размещена в разделах

Цель урока: Постановка вопроса об отнесении местоименных слов к какой-либо части речи; отнесение местоименных прилагательных к прилагательным на основании одинакового общего грамматического значения

Ход УРОКА

I.Организационный момент 1. Какие части речи вы уже знаете? (им. сущ, им. прил., им. числ., глагол)

2. На какие группы их можно разделить? (имена, глаголы)

Части речи

Имена Глаголы

сущ –ые прил-ые числ-ые

3. Что называют слова этих частей речи? (предметы, признаки, числа, действия, т. е. являются словами названиями) Приведите примеры.

4. Молодцы, ребята. Хорошо разбираетесь в своем родном языке. А какой праздник отмечался 21 февраля? (День родного языка) Как понимаете: родной язык? Значит, для жителей России родным языком является русский язык?

5. Со словами какого языка мы ознакомились на празднике родного языка в музее? (язык орочей) Давайте вспомним их.

Джунги – острога – имя сущ.

Отонго – оморочка – имя сущ.

Хаджя – ножницы – имя сущ.

Укса – береста – имя сущ.

Дусэ – тигр – имя сущ.

Унту – бубен – имя сущ.

Гису- палочка для барабана – имя сущ.

Наму гасани – чайка – имя сущ.

Сучкта – камусные лыжи – им. сущ. + им. прил.

Байчи – охота, охотиться- сущ. или гл.

Умнички, хорошо запомнили слова языка орочей. А чем занимаются орочи? (охота, рыбалка, сбор дикоросов)

Чем интересно слово : ДИКОРОСОВ? (сложное слово, интерфикс – о)

Приведите примеры слов с интерфиксами о или е.

Какие дикоросы вы знаете? (грибы, ягоды)

II. Постановка задачи отнесения указательных слов к какой – либо части речи (на основе главного грам. значения слова)

1. Сейчас мы с вами прочитаем высказывания и познакомимся с одним дикоросом –брусникой. В этом тексте вам встретятся все знакомые части речи

Брусника – вечнозеленое растение. Она покрыта мелкими блестящими листьями. Листья у брусники жёсткие. Такие листья не боятся зимней стужи и летней жары. Листья брусники живут три или четыре года. Столько же лет продержится на растении новая листва. 2. Чтение текста с доски. Определите тип текста (описание)

3. Запишите три пары высказываний. В них есть не только слова – названия, но и указательные слова, которые не называют, например, предмет, а указывают на него.

4. Работа в парах. Списать высказывания и найти указательные слова (1- она, 2- такие, 3 – столько)

5. Проверка. Какое указательное слово есть в первой паре высказываний? Почему вы считаете, что это указательное слово? На что оно указывает? (ОНА) Брусника – она Какое указательное слово есть во втором высказывании? Понятно ли, о каком признаке листьев брусники идет речь во втором высказывании этой пары? Какое слово помогло вам понять это? Так на что указывает слово ТАКИЕ? Жёсткие – такие Какое указательное слово есть в третьей паре высказываний? Вы поняли сколько лет проживет новая листва брусники? Благодаря какому слову? На что оно указывает? Четыре года – столько На что же могут указывать указательные слова? (на предметы, признаки, числа) Попробуйте объяснить, почему в грамматике указательные слова называют местоименными словами или местоимениями.

Объяснения: Предметы, признаки, числа – это имена. Значит, указательные слова можно назвать словами, употребленными вместо имени, значит, МЕСТОИМЕНИЯМИ или МЕСТОИМЕННЫМИ СЛОВАМИ.

5. Вместо какой части речи употреблено каждое из названных вами указательных слов?

Д: В русском языке местоименные слова употребляются вместо им. сущ., им. прил., им. числ.

6. Как вы думает, являются ли мест. слова особой частью речи? Что нужно, чтобы ответить на этот вопрос? (построение грамматической модели местоименных прилагательных и отнесение их к прилагательным)

III. Решение учебной задачи.

1. Начнем отвечать на этот вопрос с местоимений, которые заменяют имена прилагательные. Постройте грамматическую модель слова ТАКИЕ. С каким словом в высказывании оно связано? (листья) Что произойдет со словом ТАКИЕ, если его связать со словами лист, листва, листвы)

2. Групповая работа :

лист такой – м. р., ед. ч., Им. п. листва такая – ж. р., ед. ч., Им. п. листвы такой – ж. р., ед. ч., Р. п. 3. Обсуждение результатов исследования Модель какой части речи вы получили? Докажите. Можно ли считать это слова особой частью речи?

Вывод: Местоимения и прилагательные, которые они заменяют, имеют одно и то же общее грамматическое значение и построены по одной о той же грамматической модели. Эти местоимения являются не отдельной частью речи, а особой разновидностью имен прилагательных. Их так и называют – местоименные прилагательные.

IV. Рефлексия

1. Прочитайте текст упр. №148 с. 32 и найдите в отрывке местоименные прилагательные. Сколько разных М. П. вы нашли? (эту, ту, этот, тот)

2. Спишите отрывок, выделите М. П.

3. Оценивание ответов детей.

V. Дом. задание: с. 31 Упр. №147.

Публикации по теме:

«Мама». Урок русского языка по повторению знаний об имени существительном. Падежи имен существительных«Мама». Урок русского языка по повторению знаний об имени существительном. Падежи имен существительных Цели. Отрабатывать умения определять части речи, род, число, падеж имен существительных; повторить состав слова; работать над выразительностью.

«Окончания имен существительных 2-го склонения». Урок русского языка в V классе коррекционной школы VIII вида 5 класс. Окончания имен существительных 2-го склонения в Р. п. Задача: учить употреблять существительные 2-го склонения в родительном падеже,.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Слова с непроизносимыми согласными» Конспект по русскому языку. 3(1-4) учитель: Бикбова Ф. К. Тема урока: Слова с непроизносимыми согласными. Цели урока: 1. Продолжить работу.

Урок русского языка по теме «Склонение имён существительных» в 4 классе Урок русского языка Тема: Склонение имён существительных. Цели урока:1. Совершенствовать умение определять падеж по вопросу и предлогу;.

«Слова с удвоенной согласной». Урок русского языка по программе «Перспективная начальная школа» (IV класс) Тема: Слова с удвоенной буквой согласного пришедшие к нам из других языков. Цели: 1. Не только научить писать слова с удвоенной буквой.

Урок литературного чтения во 2 классе по стихотворению О. Высотской «Пришла зима с морозами» Урок литературного чтения во 2 классе. Автор учебника: С. Д. Корген-оол. О. О Иргит. Тема урока: О. Высотская «Пришла зима с морозами».

Урок русского языка во втором классе «Птицам нужна помощь» Тема: Птицам нужна помощь Тип урока: изучения нового материала; Класс: 2 Цели: 1. Отрабатывать навыки чтения, осознанность, выразительность.

Урок русского языка в 3 классе «Снова проверяем свои умения» Тема: «Снова проверяем свои умения» Цель: обобщить знания об изученных орфограммах, формировать умения применять на письме. Ход урока:.

Урок русского языка в 4-ом классе по теме «Падежные окончания имен существительных» (2-ой урок) .

Урок русского языка во втором классе «Безударные гласные в корне слова. Закрепление» Тема: Безударные гласные в корне слова. Закрепление. Цель: 1. закрепить умение распознавать в словах безударную гласную в корне слова. 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по русскому языку в 4 классе «Местоименные слова» после посещения музея и знакомства с языком орочей
Опубликовано: 21 июля 2015 в 09:10
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД