Ирина Арбузова
Конспект занятия по русскому языку в 4 классе «Местоименные слова» после посещения музея и знакомства с языком орочей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Местоименные слова
Задача: Установить отнесенность указательных слов к известным частям речи (местоименные существительные, местоименные прилагательные, местоименные числительные)
Цель раздела: Сконструировать систему частей речи на основании грамматического подхода.
Публикация «Конспект занятия по русскому языку в 4 классе „Местоименные слова“ после посещения музея и знакомства с языком орочей» размещена в разделах
- Местоимения. Конспекты уроков
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Цель урока: Постановка вопроса об отнесении местоименных слов к какой-либо части речи; отнесение местоименных прилагательных к прилагательным на основании одинакового общего грамматического значения
Ход УРОКА
I.Организационный момент 1. Какие части речи вы уже знаете? (им. сущ, им. прил., им. числ., глагол)
2. На какие группы их можно разделить? (имена, глаголы)
Части речи
Имена Глаголы
сущ –ые прил-ые числ-ые
3. Что называют слова этих частей речи? (предметы, признаки, числа, действия, т. е. являются словами названиями) Приведите примеры.
4. Молодцы, ребята. Хорошо разбираетесь в своем родном языке. А какой праздник отмечался 21 февраля? (День родного языка) Как понимаете: родной язык? Значит, для жителей России родным языком является русский язык?
5. Со словами какого языка мы ознакомились на празднике родного языка в музее? (язык орочей) Давайте вспомним их.
Джунги – острога – имя сущ.
Отонго – оморочка – имя сущ.
Хаджя – ножницы – имя сущ.
Укса – береста – имя сущ.
Дусэ – тигр – имя сущ.
Унту – бубен – имя сущ.
Гису- палочка для барабана – имя сущ.
Наму гасани – чайка – имя сущ.
Сучкта – камусные лыжи – им. сущ. + им. прил.
Байчи – охота, охотиться- сущ. или гл.
Умнички, хорошо запомнили слова языка орочей. А чем занимаются орочи? (охота, рыбалка, сбор дикоросов)
Чем интересно слово : ДИКОРОСОВ? (сложное слово, интерфикс – о)
Приведите примеры слов с интерфиксами о или е.
Какие дикоросы вы знаете? (грибы, ягоды)
II. Постановка задачи отнесения указательных слов к какой – либо части речи (на основе главного грам. значения слова)
1. Сейчас мы с вами прочитаем высказывания и познакомимся с одним дикоросом –брусникой. В этом тексте вам встретятся все знакомые части речи
Брусника – вечнозеленое растение. Она покрыта мелкими блестящими листьями. Листья у брусники жёсткие. Такие листья не боятся зимней стужи и летней жары. Листья брусники живут три или четыре года. Столько же лет продержится на растении новая листва. 2. Чтение текста с доски. Определите тип текста (описание)
3. Запишите три пары высказываний. В них есть не только слова – названия, но и указательные слова, которые не называют, например, предмет, а указывают на него.
4. Работа в парах. Списать высказывания и найти указательные слова (1- она, 2- такие, 3 – столько)
5. Проверка. Какое указательное слово есть в первой паре высказываний? Почему вы считаете, что это указательное слово? На что оно указывает? (ОНА) Брусника – она Какое указательное слово есть во втором высказывании? Понятно ли, о каком признаке листьев брусники идет речь во втором высказывании этой пары? Какое слово помогло вам понять это? Так на что указывает слово ТАКИЕ? Жёсткие – такие Какое указательное слово есть в третьей паре высказываний? Вы поняли сколько лет проживет новая листва брусники? Благодаря какому слову? На что оно указывает? Четыре года – столько На что же могут указывать указательные слова? (на предметы, признаки, числа) Попробуйте объяснить, почему в грамматике указательные слова называют местоименными словами или местоимениями.
Объяснения: Предметы, признаки, числа – это имена. Значит, указательные слова можно назвать словами, употребленными вместо имени, значит, МЕСТОИМЕНИЯМИ или МЕСТОИМЕННЫМИ СЛОВАМИ.
5. Вместо какой части речи употреблено каждое из названных вами указательных слов?
Д: В русском языке местоименные слова употребляются вместо им. сущ., им. прил., им. числ.
6. Как вы думает, являются ли мест. слова особой частью речи? Что нужно, чтобы ответить на этот вопрос? (построение грамматической модели местоименных прилагательных и отнесение их к прилагательным)
III. Решение учебной задачи.
1. Начнем отвечать на этот вопрос с местоимений, которые заменяют имена прилагательные. Постройте грамматическую модель слова ТАКИЕ. С каким словом в высказывании оно связано? (листья) Что произойдет со словом ТАКИЕ, если его связать со словами лист, листва, листвы)
2. Групповая работа :
лист такой – м. р., ед. ч., Им. п. листва такая – ж. р., ед. ч., Им. п. листвы такой – ж. р., ед. ч., Р. п. 3. Обсуждение результатов исследования Модель какой части речи вы получили? Докажите. Можно ли считать это слова особой частью речи?
Вывод: Местоимения и прилагательные, которые они заменяют, имеют одно и то же общее грамматическое значение и построены по одной о той же грамматической модели. Эти местоимения являются не отдельной частью речи, а особой разновидностью имен прилагательных. Их так и называют – местоименные прилагательные.
IV. Рефлексия
1. Прочитайте текст упр. №148 с. 32 и найдите в отрывке местоименные прилагательные. Сколько разных М. П. вы нашли? (эту, ту, этот, тот)
2. Спишите отрывок, выделите М. П.
3. Оценивание ответов детей.
V. Дом. задание: с. 31 Упр. №147.