Марина Ведерникова
Конспект этической беседы «Словно реченька журчит»
▼ Скачать + Заказать документы
Этические беседы «Словно реченька журчит»
Оборудование:
игровое поле «Мы идем к Царевне Лебедь», кубик,фишки с рисунком, синие воздушные шарики (по количеству детей).
Игровое выполнено в виде настольной игры. Путь к Царевне Лебедь проходит через несколько препятствий. Около каждого нарисовано лицо человека, оно показывает, какую реакцию у окружающих вызывает тот, кто не следит за своей речью : у болота «Сашина каша»-удивленный человек,у «Поля «Губы слов»-обиженный, у «Оврага капризов»- печальный,расстроенный.
Публикация «Конспект этической беседы „Словно реченька журчит“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия:
Эмоционально- этический настрой.
Игра «Кто что любит делать?» Дети Встают в круг. По очереди выходят в центр круга и показывают (без слов) ,что они любят делать. Остальные дети должны угадать,что было загадано.
-Видите, как было не просто объяснить что –то без слов. Кое –что мы совсем не отгадали, пока не рассказали словами,что это было. Без слов люди не смоги бы разговаривать друг с другом. И дети не бы ни чего спросить у своих пап и мам,и папы и мамы не смогли бы ответить на ваши вопросы.
- Акому вы большего всего любите задавать вопросы? Кто вам на них интересно отвечает
-Значит,вам нравится,когда вам интересно и понятно что то рассказывают. А умеете ли вы сами рассказывать так, чтобы всем было ясно и понятно,о чем идет речь, что вы хотите сказать,чтобы вас не переспрашивали, не просили повторить?
-Как же надо говорить,чтобы речь ваша была понятна и приятна окружающим? Что бы это узнать,мы отправимся с вами к одной сказочной героине, про которую в известной вам сказке говориться :
«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама то величава
Выступает словно пава»
-Кто это? Из какой сказки? Кто эту сказку написал?
(Царевна Лебедь из сказки А. С Пушкина «Сказка о Царе Солтане»)
-Царевна Лебедь очень хорошо знает, как можно разговаривать и как
нельзя. Помните, про нее в сказке говориться:
«Сладу речь-то говорит,
Словно реченька журчит»
-Может быть и мы научимся так разговаривать?
ИГРА «М ы идем Царевне Лебедь» Игровое поле вывешивается на доску, фишки закрыты, дети по очереди выбрасывают кубик.
По пути к Царевне Лебедь надо преодолеть «Болото «Сашина каша», «Поле грубых слов» и «Овраг капризов». Если в ходе игры фишка попадает в болото,поле или овраг,педагог высказывает предположение о том,что наверное,среди детей есть такие,ко иногда говорит невнятно, использует грубые слова или капризничает. И открывает нарисованные на поле лица, показывающие как реагируют окружающие на такую речь.
1. У «Болота Сашина каша» педагог объяснят название и читает отрывок из стихотворения С. Михалкова.
Сашина каша.
Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша-
Не рисовая каша
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка,
На сладом молоке,
С утра во рту у Саши
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понято,
Красиво,чисто,ясно –
Как люди говорят,-
Саша так корежет,
Что сам понять не может:
Произнесет словечко
И сам тому не рад!
Он скажет :
«До свидания!»
А слышится
«До здания!»
Он спросит :
«Где галоши?»
А слышится :
«Это лошадь?»
Когда он в слух читает
Поймешь едва – едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налета
Прочесть,спросить,сказать,
Как –будто тонет кто-то,
А он бежит спасать.
Он может,но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить
-Как вы думаете, приятно бывает,когда кто –то так не понятно говорит? Конечно нет. В таком разговоре нельзя понять ни слова. И это очень удивляет окружающих. (Открывает удивленное лицо на игровом поле)
-А как надо говорить, чтобы тебя понимали?
-Неторопливо, четко, ясно.
2. Около «Поля грубых слов» педагог читает отрывок из стихотворения С. Михалкова «Лапуся» :
Я не знаю как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа :
- Дверь открыта!
Притвори ее герой ---
Я ему в ответ сердито
- Сам закрой!
За обедом скажет мама:
- Хлеб,лапуся,передай! –
Я в ответ шепчу упрямо:
Не могу. Сама подай!-
Очень бабушку люблю,
Все равно и ей грублю,
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю.
Я не знаю как мне быть -
Начал старшим я грубить.
-А у вас бывает такое? Вы всегда вежливы с окружающими?
=Очень портят речь грубые слова. Они, словно сорняки засоряют ее. А дразнилки и обзывательства,как колючки,больно ранят человека. Поэтому рядом с «Полем» нарисован плачущий человек,которого грубое слово очень обидело
3.»Овраг капризов»
- Очень не красиво выглядят дети,которые кричат и капризничают. Есть такой стишок :
«Что за крик,что за рев,
Там не стадо ли коров?
Нет там не коровушка,
-Это – Аня –ревушка.
Плачет,заливается,
Слезами умывается – у-у-у»
- Как вы думаете,приятно разговаривать с такой ревушкой- капризулей. Когда кто –то капризничает,это огорчает окружающих. Видите, у оврага нарисовано печальное лицо.
- Мы прошли этот длинный путь,справились со всеми трудностями и пришли к Царевне Лебедь. Давайте ей расскажем, о чем мы узнали по пути : как надо разговаривать чтобы с вами было приятно окружающим?
(Правильно. Говорить надо ясно, не торопясь без грубых слов,спокойно).
-Молодцы! Вы порадовали Царевну Лебедь. И она дарит вам капельки из своей чистой,спокойной Реченьки –реки, что бы вы всегда говорили правильно и вежливо.
(Дети получают синие шарики и благодарят Царевну Лебедь.)