Ирина Гаврилина
Конспект занятия по реализации регионального компонента «Давайте, словно чудо, беречь нашу природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - формирование у детей основ экологической культуры
Задачи:
•Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.
•Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Публикация «Конспект занятия по реализации регионального компонента „Давайте, словно чудо, беречь нашу природу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
•Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе, формирование духовно –нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.
Целевые ориентиры: ориентируемся на программу.
Предварительная работа: Рассматривание экологических картинок, плакатов; чтение глав из сказки А. Экзюпери «Маленький принц», Э. Успенского «Чебурашка», стихотворений о природе, д/ игры по экологии; беседа с детьми группы с целью познакомить с правилами поведения на отдыхе в лесу.
Словарная работа: Родина, минирующая тля, охрана окружающей среды, экология.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Место проведения: музыкальный зал
Материал к занятию: презентация, интерактивная доска, различный мусор, баки под мусор, стол, фартуки и перчатки, горшочки, орехи каштана, пульверизаторы с водой, горшочки с землей, клеёнка, салфетки
Дети: старшая группа
Педагог: Гаврилина И. В.
Ход образовательной (игровой) деятельности: (Заходим в музыкальный зал под музыку.)
Орг. момент.
Воспитатель (В): Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду. Ребята, поприветствуем наших гостей. (1 слайд «Приветствие»).
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А так же порадуемся улыбчивым лицам
И всем, кто живёт на этой планете,
«Доброе утро!» - скажем все вместе
В: Ребята, в какой стране мы с вами живем?
Дети (Д): В России. (Слайд 2)
В: А какой город самый главный в России, является её столицей?
Д: Столица России - Москва (слайд 3)
В: Правильно. Мы с вами живем в Московской области, а по-другому Подмосковье. Как называется наш город?
Д: Наш город называется Пущино.
В: Наш город Пущино – экологическая жемчужина Подмосковья.
Внимание на экран.
(Показ презентации О городе Пущино. Воспитатель читает стихотворение РОМАНОВА ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВИЧА «На высоком берегу Оки»)
1. На высоком берегу Оки,
В дали от суеты и бешеных дорог
Стоит любимый сердцу городок,
Который в «Пущино» когда-то нарекли.
2. При вьезде в город – статуя стоит,
Хлебом-солью нас она встречает,
Как будто хочет нам сказать,
Что всех нас ждёт. И что без нас скучает
3. Пройти по городу, поверьте, благодать!
Здесь отдыхаешь и душей и телом.
Всё утопает в зелени в цветах.
Как будто сам Господь всё это сделал.
4. Ты у фонтана можешь посидеть,
И насладиться свежестью прохладой.
И от восторга скажешь:
«Боже мой! Другого счастья нам не надо!»
5. В зеленой зоне воздух чист и свеж,
Как будто по лесу гуляет,
А аромат не сорванных цветов
Нигде тебя не покидает.
6. А на холме есть обелиск победы.
Здесь он поставлен на века.
За наше счастье здесь отцы и деды.
Ценою жизни сдерживали натиски врага.
7. И по тропе здоровья можешь ты пройти,
Попутно в Божий Храм зайти
И всё, что в жизни ты утратил,
Здесь снова можешь обрести.
8. Придёшь в усадьбу. Та, что под горой,
И ноги освежишь у водопада,
Всё это можно в городе родном,
Ну, а другого, просто нам не надо.
9. А если ты грибник или рыбак заядлый,
То непременно здесь ты побывай.
И ты поймёшь конечно сразу,
Что это город просто Рай.
10. Вы можете проехать всю Россию,
И вдоль и поперёк её пройти,
Но лучше Пущинского края,
Ты, вряд ли, сможешь милый друг, найти!
В: Город Пущино – это наша гордость и мы должны беречь его, что бы он был чистым и радовал нас и наших гостей. А что значит беречь город?
Д: (ответы детей)
Раздается звонок по скайпу.
В: Ой, какое-то видео-сообщение. Посмотрим, кто нам звонит.
На экране: Ха-ха-ха, захотели сохранить город чистеньким, чтоб цветочки и деревья росли, что бы мусора не было. Ничего у вас, голубчики, не выйдет. Вы нечего не знаете о природе и о том, как себя вести. Это говорю вам я (ха-ха-ха) Группиянка-Засорянка. А я –Группиянка –Засорянка люблю непорядок и хаос. И ваша экологическая жемчужина, ваши птички, рыбки и цветочки мне совсем не нравятся. Поэтому цветы вырываем, деревья ломаем, воздух засоряем, в реку сбрасываем весь мусор, а вообще разрешаю мусорить везде. Набираю команду из девочек и мальчиков, которые мне помогут. Вам нравится мой план?
Д: Нет
Группиянка-Засорянка: Ах нет….Тогда я сама все это сделаю. Я побежала, и вы не сможете меня остановить, точнее вы не знаете, как меня остановить. Потому что вы не знаете, что нужно делать, чтобы сохранить природу. ХА-ха-ха. (убегает)
В: Ребята, что же делать? Как нам быть? Как природу нам сохранить?
(Вдруг, на экране появляется Красотуленька - Чистюленька.)
«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие. Я - Красатуленька-Чистюленька. Я сидела здесь под столом и все, все слышала. Я очень хорошо знаю Группиянку - Засорянку. Она пыталась уничтожить природу во всех городах России, но у неё ничего не вышло. Остался один последний город –Пущино-экологическая жемчужина. Спасайте ваш город. Спасайте ваш город или быть беде.»
В: Ну что же нам делать, Красатуленька-Чистюленька?
«Красатуленька-Чистюленька: Высылаю вам заказное-срочное письмо, в котором есть задания, если справитесь с заданиями, то спасёте Ваш город от беды, а если нет, то Группиянка-Засорянка сделает всё что она задумала.»
(Стук в дверь. Почтальон приносит письмо и посылку)
Почтальон: Здравствуйте. Заказное письмо и посылка от Чистюленьки-Красатуленьки для детей средней группы детского сада «РОСИНКА». Получите и распишитесь. (Содержание письма смотри в конце)
В 1: Спасибо. (Открывает конверт и читает). Здравствуйте! Дорогие ребята, немедленно начинайте выполнять задания. Осталось слишком мало времени. Высылаю вам посылку, о которой расскажу чуть позже.
Ваше первое задание не простое. Посмотрите на экран перед вами картинки, которые вы должны распределить в правильной последовательности, что было вначале, что потом. (Дети подходят к экрану и выполняют задание)
В: «Ваш город Пущино – экологическая жемчужина Подмосковья. Вокруг города расположены леса. В лесах можно встретить множество экологических знаков. А знаете ли вы, что они обозначают?» (слайды)
Задание № 2. Проверим, понимаете ли о чем говорят нам экологические знаки, которые мы можем встретить в лесу. (На экране появляются экологические знаки, дети называют их.).
В: Продолжаю читать письмо: «Дорогие мои, а теперь берите посылку (воспитатель рассыпает содержимое посылки, аккуратно откройте её. Не удивляйтесь, там мусор. Вы спросите: «Зачем нам мусор? Да, всё очень просто, Группиянка-Засорянка уверена, что вы никогда не станете убирать мусор с улиц вашего города. Но, я точно знаю, что мусором вас не напугаешь, вы без труда уберете его с улиц вашего замечательного города. А ваше следующее задание не просто убрать мусор, а рассортировать весь мусор по ящикам, которые стоят перед вами. В первый ящик - бумагу, во-второй -жестяные банки, в третий – пластик. (музыка, уборка мусора)».
Подвижная игра «Рассортируй мусор»
Цель: закрепление умения действовать по правилам.
Ребенок: Мы работы не боимся.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мусор убирать
Сортируем по мешочкам
Железо, пластик и листочки.
(Под музыку дети сортируют мусор).
В 2: Молодцы, ребята. Вы отлично справились с заданием. Продолжаем читать письмо от Красотуленьки Чистюленьки: «Я слышала, что в вашем городе проходила акция «Лес Победы». И ваш детский сад принимал активное участие (слайды). Ко мне поступил тревожный сигнал. Оказывается в вашем городе минирующая моль (слайд) уничтожает каштановые деревья (слайд, и ваша замечательная каштановая аллея (слайд) под угрозой. Ученые пытаются бороться с молью, но деревья уже повреждены и необходимо вырастить новые саженцы. Вы уже знаете как сажают деревья, но к сожалению саженцев каштанов у меня нет, но я знаю, что осенью вы собрали плоды этого дерева - каштаны. Я предлагаю вырастить вам саженцы деревьев самостоятельно. А как это сделать вам расскажут ваши воспитатели. А я с вами не прощаюсь, а говорю до скорой встречи.»
Задание №3. Посади дерево.
Ребенок: Леса рубить мы прекращаем,
Деревья новых насажаем.
Не губи деревья ты.
Сохрани в лесу цветы.
Как правильно сажать каштан. (Краткий рассказ воспитателя о посадке каштана с использованием слайдов)
«Дома можно вырастить саженец каштана из его созревших плодов. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:
Любой неповрежденный плод, упавший с каштана, вполне подойдет в качестве посадочного материала, так как с дерева падают только созревшие каштаны. Весной сажают плоды каштана, собранные еще в прошлом году. Хранить их следует в контейнерах с песком. Эти контейнеры на зиму обычно убирают в погреб. За неделю до высадки этих орешков в открытый грунт их следует замочить в теплой воде. Подобная процедура активирует зародыш, который под действием воды образуется внутри плода каштана. Через 6 – 7 дней вымачивания плоды каштана готовы к высаживанию в открытый грунт.»
(Вносим стол, фартуки и перчатки, торфяные горшки, орехи каштанов, пульверизаторы с водой, горшочки с землей, клеёнка.).
Ребята, перед тем как начать сажать каштаны, вспомним правила посадки растений.
1. Надеть фартук и перчатки
2. Накрыть стол клеёнкой
3. Насыпать земли в горшочек
4. Немного полить
5. Положить орех каштана
6. Присыпать землёй
7. Полить
(Звучит музыка «Вальс цветов» П. И. Чайковский)
Рефлексия:
В1: Вы отлично справились с заданием. Ура! Мы справились со всеми заданиями. Тише, тише, мне кажется кто-то идёт сюда. (Входит Красотуленька Чистюленька с планетой в руках.)
Красотуленька Чистюленька: - Ребята, какие же вы молодцы. Справились со всеми заданиями. С какой любовью вы относитесь к своему городу. Если в каждом городе будут расти такие детим, наша планета будет всегда чистой, красивой и цветущей. И никакая Группиянка-Засорянка не сможет уничтожить её красоту. Спасибо вам, примите от меня музыкальный подарок. (Поем песню «Земля наш общий дом» слова и музыка Н. Б. Караваевой. Уходим за красотуленькой Чистюленькой.
Литература:
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя)
2., Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
3. Добрынина О. Б. Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаика – Синтез, 2009-2010
4. Зацепина М. Б. Культурно – досуговая деятельность в детском саду. -М. : Мозаика – Синтез, 2005-2010
5. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с. : ил
6. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
7. Степаненкова Э. Я. Методикапроведения подвижных игр-М. : Мозаика – Синтез, 2009-2010
8. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.