МААМ-картинки

Этическая беседа в работе с дошкольниками

Юлия Степанова
Этическая беседа в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Этическая беседа является одной из форм обучения и воспитания дошкольников. Главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках и параллельно способствовать развитию речи.

В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи:

• научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;

Публикация «Этическая беседа в работе с дошкольниками» размещена в разделах

• дать представление о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

• способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

• формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»);

• учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Эти задачи берутся на вооружение воспитателем в зависимости от уровня развития дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит перед ними педагог.

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания, мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Для того чтобы определить, на какую тему в настоящий момент целесообразно провести беседу, педагог должен быть внимателен к нравственной стороне жизни детского коллектива и отдельных дошкольников. На занятиях, в играх, в деятельности вне занятий можно наблюдать, как дети относятся к общественным обязанностям, к своим и чужим успехам и неудачам, честны ли они, развиты ли у них чувства товарищества, коллективизма. Дети высказывают свои суждения о жизни коллектива, по поводу прочитанного, делятся наблюдениями за отношениями в семье, оценивают поступки друг друга. Все это дает возможность педагогу составить представление о том, какие нравственные нормы дети усвоили и поступают ли в соответствии с ними, какие ошибки и неточности встречаются в их знаниях. Анализ фактов поможет определить характер взаимоотношений детей, типичные поступки и в связи с этим наметить тему беседы.

Большое значение для эффективности беседы имеет правильный подбор иллюстративного материала. К иллюстративному материалу относят: художественные произведения, иллюстрации, диафильмы и др. Такого материала, адресованного непосредственно дошкольникам в настоящее время достаточно много. Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить характера назиданий, упреков и насмешек. Дети высказывают свои суждения, впечатления свободно, непринужденно. Если их высказывания наивны, неточны, неверны, педагог не обрывает детей, просит ребят дополнить, высказать свое мнение и, если из детских высказываний все же не получается должного обобщения, на помощь приходит воспитатель, как старший их наставник

В процессе беседы педагог не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.

В этических беседах с дошкольниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат не только моральную проблему, но и представлены в необычной для детей форме, требующей от него догадки, заинтересованного, эмоционально окрашенного поиска ответа. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки дошкольников. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.

Связь бесед с реальной жизнью и деятельностью детей поддерживается практическими заданиями, которые предлагаются дошкольникам в свободное время. Задания подбираются по прочитанным произведениям. Например, воспитатель может попросить детей придумать новый конец рассказа, сказки (чтобы узнать, как герои жили дальше; изменить плохой конец на хороший и т. д.); нарисовать понравившегося героя. Если дошкольники затрудняются нарисовать рисунок, следует предложить им описать задуманное словами. Потом можно организовать выставку детских рисунков, что даст возможность еще раз вспомнить то или иное правило.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной воспитательной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду плохо»).

Надо помнить, что этическая беседа – лишь одна из форм работы воспитателя над формированием нравственного сознания ребенка. Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности дошкольников, упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения.

Публикации по теме:

Использование расписных камней в работе с дошкольникамиИспользование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Применение ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками XXI век- век стремительных перемен и кардинальных преобразований. Нашим воспитанникам предстоит жить и трудиться в этом новом мире. И насколько.

Беседа с дошкольниками о пожарной безопасности. БЕСЕДА О ПРАВИЛАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «ОСТОРОЖНО, ОГОНЬ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. ПРОВЕЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: КОВАЛЕВА.

Использование театрализованной деятельности в работе с дошкольникамиИспользование театрализованной деятельности в работе с дошкольниками Использование театрализованной деятельности в работе с дошкольниками. Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. В ходе.

Квест-технология в работе с дошкольниками Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5» «Применение инновационной квест.

Музыкальный театр в работе с дошкольниками Музыкальный театр в работе с дошкольниками. Введение. Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто.

Этическая беседа «Мои желания. Одному плохо» Задачи: • Воспитание у детей терпения, взаимопомощи, умения согласовывать свои желания с желаниями других, помощь ребёнку в установлении.

Этическая беседа на тему «Домашние и бездомные животные» (старший дошкольный возраст) Цель: обогатить и расширить знания детей о домашних животных: собаках и кошках, о бездомных животных. Образовательные задачи по основной.

Этическая беседа «О дружбе и друзьях» в подготовительной группе МБДОУ Детскиий сад № 159 "Журавушка", г. Барнаул Воспитатель Жук Елена Петровна Цель: воспитание дружеских чувств - доверия, взаимовыручки,.

Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с дошкольниками Дыхательная гимнастика Особенности дыхания детей Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этическая беседа в работе с дошкольниками
Опубликовано: 15 июня 2018 в 18:40
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этическая беседа в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Степанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД