Наталья Филоненко
Этапы формирования театрализованной игры у детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы формирования театрализованной игры у дошкольников с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью).
В современном понимании игра – это «форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоения общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры».
Публикация «Этапы формирования театрализованной игры у детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
В дошкольный период она является основным видом деятельности ребёнка и оказывает большое внимание на его психическое развитие (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин).
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.
Творческие направления у детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является – театрализованная игра.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребёнка, во многом определена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребёнка в играх?
Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
У детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) неполноценность игровой деятельности является как бы «запрограммированной» уже в раннем детстве.
Основные причины, тормозящие самостоятельное последовательное становление игры это :
• Низкий уровень познавательной активности;
• Запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями.
Кроме того, у таких детей наблюдается низкая готовность к установлению эмоционально-коммуникативных взаимоотношений со взрослыми и детьми, слабая выраженность стремления наладить эмоциональный контакт и найти средства общения с ними, неумение привлечь их к совместной деятельности. Они долго не обнаруживают потребность в игре, в том числе и театрализованной. Большое количество детей с настороженностью и страхом относятся к животным, к новой обстановке, с безразличием к сверстнику. У детей с ОВЗ ярко выражено системное недоразвитие речи. Они, как правило, действуют молча, с большим трудом овладевают речевым содержанием, без которого невозможно протекание режиссёрской игры.
«Особые» дети очень долго не понимают эмоциональных состояний другого человека, что приводит к трудности понимания мотивов поступка того или иного человека.
Сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка. Она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает к речевому общению. В театрализованной игре ребенок осознает себя, учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков, учатся на их ошибках.
Использование театрализованной игры в коррекционной работе с «особыми» детьми осуществляется по определенной системе с постепенным усложнением по мере овладения детьми знаниями и игровыми умениями.
1 этап – это Игры с натуральными предметами.
Развиваются при знакомстве с объектами окружающего мира. Объект «вычленяется» из ситуации и «показывает» свои основные характеристики (животные и человек). С тем, чтобы впоследствии дети могли воссоздать в игре наиболее полный его образ – изучение начинается со знакомства с объектами, затем их действиями, а потом признаками.
Используются следующие познавательные ориентиры:
- Что это?
- Что делает?
- Зачем это нужно?
- Какими функциональными свойствами обладает?
- Почему он такой?
- Почему так происходит?
Используются игры на развитие :
- восприятия: «Наша Таня» (за ширмой стучит мяч, кубик…
- тактильного восприятия: «Чудесный мешочек», различные материалы разные по фактуре….
- внимания: «Чем различаются два предмета»…
- памяти: «Чего не стало?»…
- мышления «Четвертый лишний»…
- пантомимики: «Покажи без слов»…
Кроме того уделяется внимание формированию навыков самообслуживания и анализу бытовых ситуаций участником которых ребенок является ежедневно - через драматизацию потешек.
2 этап – это Режиссёрская игра.
В процессе ознакомления с игрушками, предметами – заместителями, дети обучаются многообразному использованию в игре различных предметов, неоднозначному их восприятию. Готовятся к восприятию нового, необычного, неожиданного: как один предмет можно по-разному применять в различных ситуациях. В ходе формирования режиссерской игры осуществляется
развитие игровых действий с изображениями предметов:
- сначала используются внешне сходные натуральные предметы (ветки, листья)
- далее внешне сходные искусственные предметы (ветки, листья)
- затем изображения – иллюстрации.
Обучение действиям с предметами – заместителями осуществляется сначала через:
- обыгрывание стихов с однозначными игрушками (машинками, куклами и т. д.)
- теневой театр, силуэты которого обладают меньшим внешним сходством с реальными объектами
- многофункциональные предметы (конструктор, коробки, геометрические фигуры, пузырьки, бутылочки и т. д.).
На первоначальных этапах обучения предметы-заместители должны иметь большое внешнее сходство с заменяемыми предметами.
Используются игры :
- «Чей силуэт?»
- «Узнай по контуру»
- «Кто позвал?»
- «Какие животные спрятались на картинке?»
- «Зеркало» (повторить движение с такой же куклой) и т. д.
3 этап – Образная игра.
На этом этапе вводятся образные игры.
Необходимым условием их проведения является анализ реального объекта. С этой целью педагог совместно с детьми выделяет действие объекта, учит детей подражать его действиям. Используются:
образные игры под музыку с сопоставлением противоположностей
- «веселый – грустный» (для определения настроения персонажа)
- «быстро – медленно» (для определения его характера)
Подвижные игры ( цель: формирование у детей образных движений)
Например: «Едем как машинка»
«Прыгаем как лягушка»
«Зайцы и волк»
«Шмель» и т. д.
Игры – имитации используются для развития восприятия тела и лица, представлений о частях тела.
Например:
- надевание на руку различных кукол – бибабо, рукавичек перед зеркалом (способствует выделению ведущей руки)
- двигательное моделирование маршрута движения (развитие общей моторики и ориентировки в пространстве)
- угадывание изображаемых воспитателем движений.
С овладением образных игр у детей формируются предпосылки для образного перевоплощения.
4 этап – Ролевая игра.
Для перехода к ролевой игре создается ситуация общения животных, семьи животных (мама и детеныш). Чтобы дети могли освоить действия детализации образа в соответствии с индивидуальной ролью. Такие занятия проводятся в группе, на прогулке, на физкультурных занятиях. Вначале взрослый берет на себя роль. По мере овладения детьми игровыми действиями, роль передается им и они сами начинают подбирать игровые атрибуты и костюмы.
5 этап – Образно-ролевая игра.
На этом этапе проводится работа по формированию у детей умения использовать символические средства для передачи отношения к персонажам.
Через игры на определение эмоциональных состояний :
- мимические пиктограммы («Кто веселее?», «Угадай настроение»)
- схемы тела в движении
- выбор цвета для определения эмоционального состояния
Речевые игры :
- ролевые диалоги по телефону (развитие диалогической речи)
- формирование умения договариваться между собой о дальнейших действиях.
Разучивание упрощенных этюдов на развитие:
- различных эмоциональных состояний
- пантомимики
6 этап – Игры с правилами
На этом этапе используются игры с элементами сюжета. Для обучения играм с правилами можно использовать следующие приемы:
- ребенок «учитель» объясняет правила игры другому ребенку или воспитателю в роли ребенка.
- взрослый пытается играть, но всё время путает правила игры, тогда дети несколько раз объясняют взрослому, что надо делать.
- меняются позиции ребенка в игре (артист – зритель).
Ребенок действует за двоих. Например: в игре «Театр» ребенок исполняет роли актера и зрителя, определяя различия в их позициях, он учится учитывать их (зритель видит только куклы из-за ширмы, значит актеру нужно удерживать куклу на определенной высоте).
Предполагается овладение детьми парным взаимодействием с двумя – тремя партнерами, ориентировкой на плоскости и в пространстве.
7 этап – Собственно режиссерская игра и игры драматизации
На заключительном этапе обучения предполагается переход ребенка на уровень самостоятельной режиссерской игры. Для стимулирования воображения целесообразно организовывать:
- совместную деятельность детей
- совместное сочинение сказок
- учить внесению элементов собственного сюжета
После того, как игровое действие становится осознанным и приобретает свойства обобщенности, появляется возможность использования игры в разнообразной деятельности детей.
Итак: Поэтапное обучение детей театрализованным играм показывает, что обучение превращается в процесс широкой коррекционно-развивающей работы. В ходе, которой у детей совершенствуется, мекая моторика рук, координация движений улучшается произвольная память, внимание, речь, воображение, коммуникативные навыки. Ребенок учится понимать причины тех или иных эмоциональных состояний и поступков.
Театрализованная игра особенно значима для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самопринятия и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.
То есть: Театрализованная игра – не просто ради игры (хотя это тоже важно, а театрализованная игра - ради психического и физического развития ребенка с ОВЗ.
Игра – это вхождение ребенка во взрослую жизнь.
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
А. С. Макаренко
(Материал текста и презентация созданы в соавторстве с воспитателем Баталовой Еленой Геннадьевной)
Литература
1. Л. Баряева, И. Вечканова, Е. Загребаева, А. Зарин «Театрализованные игры-занятия», СПб., 2001
2. Л. Баряева, А. Зарин, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков и др. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : Программы, методические рекомендации» Псков, 1999
3. Л. Баряева, А. Зарин «Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием». Дошкольное воспитание, 1998. №2
4. Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина «Дошкольное воспитание аномальных детей», под редакцией Л. П. Носковой, М. 1993
5. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, М. 2003