Атрохова
Модифицированная рабочая программа по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ в реабилитационном центре
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «ОЗЁРНЫЙ»
Принята на педагогическом совете Утверждаю:
Протокол №___ от ___ Директор ГБУ СО РЦ «Озерный»
Храпаёв Н. П.
___
Приказ№___
Модифицированная рабочая программа по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ.
Разработал :
воспитатель
Атрохова. Е. В
Брянск 2018
Публикация «Модифицированная рабочая программа по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ в реабилитационном центре» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные уголки и центры в группе
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Модифицированная рабочая программа по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ.
Все мы рождаемся с различными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Дети, поступающие в РЦ совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию.
Программа создает условия для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же развития у них коммуникативных навыков. Программа по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ предусматривает:
всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
проявить творческие возможности у детей с ОВЗ, несущие счастье и радость в жизни.
Актуальность программы по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ.
Под театрализованной деятельностью понимается передача тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения.
Некоторые дети могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают определенный смысл.
Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», уставом реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями здоровья «Озерный» и на основе государственной программы «Эстетическая грамматика» (Шемшурина А. И., на учебно-тематическом планировании к программе (автор Шемшурина А. И., канд. Пед. Наук ведущий научный сотрудник Института воспитания и развития личности Российской Академии образования). Позволяющие осмыслить простые норм нравственности их гуманистический смысл, научить жить среди людей;
Новизна данной программы.
1. Адаптирована как для здоровых людей, так и для детей с ОВЗ.
2. Систематизирована структура организации занятий.
3 Направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
Цель программы;
Коррекция и развитие творческих способностей детей с ОВЗ через средства театрального искусства.
Задачи программы;
1. Обучающие
Социальная адаптация детей с ОВЗ
Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.
Сформировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, трусости
Формировать у детей умение правильно оценивать поступки сказочных персонажей, а так же правильно оценивать свои и чужие поступки.
Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
2. Развивающие:
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность.
Развивать фантазию, творчество, проявлять свою индивидуальность и неповторимость
3. Воспитательные
Воспитывать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивым к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевому состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помошь в трудную минуту
Воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы
Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов, консультации для родителей, совместные спектакли.
Предлагается программа рассчитана на 42 часа.
Тематическое планирование
Русские национальные традиции
Название мероприятия
Форма проведения
Кол-во часов
Народный календарь — обычаи, обряды.
Беседа
«Шутки,потешки, прибаутки»
Фольклорная игра
игра -хоровод
«Частушки»
Музыкальный конкурс. Под русскую народную мелодию «Полянка» используя знакомые плясовые движения
Русские народные песни
Музыкальный конкурс. Дети участвуют вместе с родителями
Русские народные танцы
Музыкально — танцевальный конкурс. Дети участвуют вместе с родителями
Рождество. «Коляда-коляда»
Беседа. Фольклорная игра
Святочные вечера, исполнение колядок, частушек, песен
Театральный конкурс. Дети участвуют вместе с родителями.
Русские народные пословицы и поговорки
Викторина
Праздник Масленицы
Уличное гуляние, создание праздничного настроения с русскими блинами.
Приметы и пословицы о временах года
Викторина
Театральная действия в развитие детской эмоциональности.
Театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает детей навыками, впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует речь, активизирует словарь.
Театрализованная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, корректировать поведение ребенка, повышать его самооценку и испытывать чувство радости от своего и совместного творчества.
Название мероприятия
Форма проведения
Кол-во часов
«Куклы»
Театрализованная игра с элементами кукловождения
По
Поздравления
именинникам : бабушкам, дедушкам,маме, папе
Театрализованная игра — спектакль.
Конкурс актерского мастерства, с элементами пантомимы
Конкурс
«Все я смогу, все я сумею»
Театрализованное мероприятие.
У природы нет плохой погоды
Литературный-музыкальный конкурс.
Дочки - матери
Сюжетно - ролевая игра.
Умей рассмешить другого
Театрализованные действия с элементами пантомимы.
Конкурс инсценированной песни
Театральная игра
До свидания «Озерный»
Концерт — выступление, театрализованное мероприятие.
Ребенок в мире прекрасного
Название мероприятия
Форма проведения
Кол-во часов
У природы нет плохой погоды
Литературно музыкальный конкурс
Красота вокруг
Экскурсия в лес
«Золотая осень»
Конкурсно — познавательное мероприятие
«Зимушка — зима»
Конкурсно — познавательное мероприятие
«Весна пришла»
Конкурсно — познавательное мероприятие
«Вот и лето прилетело»
Конкурсно — познавательное мероприятие
Сказки, сказки. ,
Музыкальный калейдоскоп
Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Название мероприятия
Форма проведения
Кол-во часов
Инсценированная сказка. Читка по ролям. Характер персонажа. Работа с текстом
Репетиция
Инсценировка сказки «Колобок»
.Игра - спектакль
Инсценированная сказка. Читка по ролям. Характер персонажа. Работа с текстом
Репетиция
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» на современный лад
Игра - спектакль
Инсценированная сказка. Читка по ролям. Характер персонажа. Работа с текстом
Репетиция
Инсценировка сказки «Репка»
Игра - спектакль
Инсценированная сказка. Читка по ролям. Характер персонажа. Работа с текстом
Репетиция
Инсценировка сказки «Теремок»
Игра - спектакль
Инсценированная сказка. Читка по ролям. Характер персонажа. Работа с текстом
Репетиция
Инсценировка сказки «Курочка ряба»
Игра - спектакль
Инсценированная сказка. Читка по ролям. Характер персонажа. Работа с текстом
Репетиция
«Обо-на, а вот и я»
Театральный конкурс. Дети участвуют вместе с родителями
Угадай сказочного героя
Загадки
Вопросы по сказкам
Викторина
Путешествие по сказкам
Игра - инсценировка
Домашний театр своими руками.
Название мероприятия
Форма проведения
Кол-во часов
Мои любимые сказочные герои
Конкурс рисунков
Театр масок
Трудовая мастерская
Изготовление сказочных героев с природного материала
Трудовая мастерская
Изготовление сувениров по сказкам
Трудовая мастерская
Изготовление декораций для сказок, спектакля
Трудовая мастерская, участвуют родители с детьми
Программа состоит из пяти разделов:
Запланированные мероприятия.
1. Русские национальные традиции.
Цель:
- Воспитание интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям русского народа, формирование речевой культуры детей на основе приобретения навыков образной речи.
- воспитание ценностного отношения русским национальным традициям, формирование представлений о русских народны праздниках, обычаях.
Ценности:
- Любовь к России, своему народу, своему краю.
Задачи :
Формировать у детей миропонимание, используя средства и опыт народной педагогики.
Расширять и углублять знания детей об окружающем мире; приобщать к традициям национальной культуры.
Формировать целостное восприятие народной культуры.
Развивать творческие способности детей посредством системы разнообразных творческих заданий: драматизация, составление «словесного портрета персонажа», рисунка, придумывание (сочинение) детьми сказок, небывальщин, былин, загадок.
Формировать речевую культуру детей на основе приобретения навыков образной речи (работа с пословицами, поговорками, народным красноречием).
Развивать эмоциональную сферу ребенка, его сенсорные способности, этнокультурное мироощущение.
Знакомить с произведениями декоративно-прикладного искусства.
Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.
Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов музыкальной культуры.
2. «Ребенок в мире прекрасного»
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному,сформировать у детей представление о взаимосвязи человека и природы.
Ценности: красота, гармония,духовный мир человека,эстетическое развитие.
Задачи:
представление о душевной красоте человека
умение видеть красоту природы
интерес к детским спектаклям
интерес к занятиям театрализованным творчеством
развивать познавательный интерес к природе родного края
пробудить и развивать эстетическое к природе отношение
3. Театральные действия в развитии детской эмоциональности.
Цель:
воспитание себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях, формирование у детей осознания принадлежности к коллективу.
Задачи:
вызывать эмоциональный отклик на игру
побуждать к образному воплощению роли
развивать сопереживание, чуткое отношение к другому
учить детей вступать во взаимодействие в сюжетно — ролевой игре и распределять роли
учить самостоятельно действовать в игре
вызывать интерес к театрализованной деятельности
4. Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Цель:
- развивать положительные эмоции, мышление, память, воображение.
воспитывать интерес театрализованной игре, любознательность.
побуждать детей к двигательной импровизации
активизировать их слуховое внимание и восприятие
Задачи:
обеспечение разнообразных форм воспитания и коррекционно - развивающих технологий.
формирование навыков социального взаимодействия для детей с ОВЗ.
развивать артистические способности.
вовлечь детей в игровой сюжет.
учить внимательно слушать сказку
создавать эмоционально положительный настрой на сказку
будить воображение детей, вызывать ассоциации, учить пересказывать сказку с помошью предметов (игрушек)
создавать эмоционально — положительный настрой на сказку
5. Театр своими руками
Цель:
воспитание трудолюбия
воспитание творческого отношения к труду, жизни
дать представление детям, о театральной атрибутике
Ценности;
уважение к труду
творчество и созидание
стремление к познанию и истене
целеустремленность и настойчивость
бережливость
Задачи:
уважение к труду и творчеству
прививать эстетический вкус
умение собирать порядок на рабочем месте
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей к имуществу центра, книгам.
Отрицательное отношение к лени и небрежности в труде.
Виды и формы воспитывающей деятельности
1. Беседа
(ст. -слав. – слово, речь) – это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса. Сущность беседы состоит в организации диалога между педагогом и учащимся, между самими учащимися. Используется беседа как в учебной работе, так и во вне учебной деятельности учащихся. Беседа может также быть методом изучения, применяемым с целью выявления индивидуальных особенностей учащихся, коллектива. Беседа – это всегда общение людей, передача друг другу словесных сообщений, обмен мыслями и чувствами.
2. Ролевая игра
игра обучаешего или развлекательного назначения, вид драматического дейтвия, участники которого действуют в рамках выбранной ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия: вместе создают или следуют уже созданному сюжету
3. Фольклорная игра
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни.
4. Конкурсно — познавательная игра
тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе
5. Игра — импровизация
Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации характерны для многих видов художественного творчества: поэзии, музыки, танца, театра и др. Истоки импровизации уходят в народное творчество.
6. Театрализованная игра
Театрализованная игра - это мощнейшее средство развития у детей эмпатии (способности различать эмоции других людей по интонации, мимике, жестам). На основе этого умения уже формируется способность откликаться на художественное произведение и оценивать его. В целом же такая игра - это разыгрывание детьми в лицах сказок, рассказов и других произведений под руководством воспитателя либо самостоятельно
7. Игра — экспромт
публичное выступление, речь, длинный текст без подготовки.
Планируемые результаты.
1. Знание и понимание детьми истоков русской национальной традиции, способность к творчеству в пространстве русской культуры.
2. Духовно — эстетический потенциал подрастающего поколения. Развить эстетическое и бережливое отношение к природе родного края. Умение жить по законам гармонии и красоты
3. Убежденность воспитанника в том, что он личность, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях, самосознание у детей принадлежности к коллективу. Всесторонние развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни и общества. Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми.
4. Развитие положительных эмоции, мышления, памяти, воображения, воспитание интереса к театрализованной игре, любознательность. Умение имитировать характерные действия персонажей. Передача эмоционального состояния другого человека.
5. Убежденность воспитанника в том что «Без труда, не вытащишь рыбку из пруда». Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность, настойчивость, бережливость.
Программа предполагает, что после занятий воспитанник будет уметь :
обладать индивидуальными способностями интересами, уметь работать творчески
уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение
самостоятельно, владеть самоконтролем и самооценкой
заинтересованно заниматься постановочно-игровой деятельностью.
Разыгрывать простые представления по известным ему литературным произведениям и сюжетам с использованием выразительных образных средств (жестов, мимики, интонации).
- Выступать перед детьми и родителями с инсценировками.
- Изображать ответы к загадкам, используя при этом выразительные средства.
Материально — техническое обеспечение рабочей программы.
соответствие санаторно — эпидемиологическим правилам и нормативам
соответствие правилам пожарной безопасности
средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка
оснащенность помещений развивающей предметно — пространственной средой
учебно — методический комплект, оборудование,оснащение методической литературой
Список литературы
1. Береславский Л. Я. Запоминайки. Для развития памяти ребенка. - М. ,2000. 2. Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. -СПб. : Речь. 2001.
3. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. 400 упражнений по актерскому мастерству. - М. : Веды. 2009.
4. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - М. : Генезис, 2000. 5. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. - М. : «Искусство», 1954. 6. Станиславский К. С. Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства. - М. : ACT, 2008.
7. Станиславский К. С. Искусство представления. М. Азбукаклассика. 2008г. 8Станиславский К. С., Чехов М. А. Работа актера над собой. О технике актера. М. : ACT, 2007.
9. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. - М., 1996. 10. Чистякова НИ. Психогимнастика. - М. :«Просвещение». 1995г. 11. Щенниковa О. Г. Социализация детей с ограниченными возможностями
11. Зацепина М. Б. «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности»
12. Калинина Г. В. «Давайте устроим театр!»
13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр».