Лифенко Ирина
Этапы формирования гендерной идентификации в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в отечественной психологии оживился интерес к ранним этапам психосексуального развития, незнание и игнорирование которых могут обрекать на неуспех усилия широкого круга специалистов по оптимизации и коррекции полоролевого поведения (Репина Т. А., 2004).
Процесс половой социализации и развития полового самосознания не ограничивается периодами половой зрелости и полового созревания. Это процесс онтогенетической эволюции человека. Становление полового самосознания ребенка и его поведения, соответствующего полу, проходит долгий путь. Как известно, от рождения личность ребенка нейтральна в отношении пола.
Публикация «Этапы формирования гендерной идентификации в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Первое осознание психического пола начинается со второго года жизни ребенка и закрепляется на третьем году, когда большинство детей уже безошибочно определяют свой пол и считают себя мальчиком или девочкой (Плисенко Н. В., 1984).
Осознание личностью принадлежности к мужскому или женскому полу и идентификация себя с представителями определенного пола, у которых черты «мужественности» или «женственности» в поведении и при выполнении половых социальных ролей выражены наиболее отчетливо, является важной составной частью самосознания личности. Эти психические различия в самосознании индивидов разного пола многие авторы называют «психическим полом» в отличие от «пола биологического».
Процесс формирования психического пола, который начинается очень рано, с началом развития речи ребенка, особенно интенсивно протекает в дошкольный период детства.
Он находит отражение в соответствующих представлениях ребенка. В частности, в ответах на вопросы взрослого, кем будет он, когда вырастет, папой или мамой, дедушкой или бабушкой, в его ценностных ориентациях (в предпочтении видов деятельности, характерных для его пола, в мечтах о будущем, а также в своеобразной, половой консолидации со сверстниками своего пола (Вавилова Е. Н., 1980).
Таким образом, в дошкольном возрасте формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определённых способов поведения, характерных для того или иного пола, а также намечаются различия у мальчиков и девочек в некоторых их личностных качествах.
Как известно, дошкольный возраст – важный период в развитии личности ребенка, когда закладываются основные личностные механизмы поведения и формируются его первые представления о своем «Я».
В процессе общения и взаимодействия с окружающими, в первую очередь со взрослыми, а также со сверстниками, ребенок усваивает опыт предшествующих поколений, овладевает нравственными нормами и правилами поведения, в том числе нормами и правилами полоролевого поведения (Леонтьев А. Н., 2014).
Этот период имеет непреходящее значение, так как отсутствие благоприятных условий для формирования ряда важнейших личностных образований может привести к серьезным дефектам личности, которые часто оказывается невозможным устранить в более позднем возрасте.
Считая возникновение самосознания в дошкольном возрасте важнейшим достижением в развитии личности ребенка, понимание ребенком своей половой принадлежности выделяется в самосознании дошкольника как необходимый компонент в развитии его образа «Я».
По справедливому утверждению исследователей, образ «Я» не только регулирует актуальное поведение, но и имеет регулятивно-планирующую функцию, в определенной степени готовя индивида к выполнению в будущем той или иной социальной роли, и от того, насколько успешно проходит процесс половой социализации, многое зависит в формировании личности (Эриксон Э., 1996).
Можно выделить три этапа в процессе половой социализации:
1-й этап – осуществление половой идентификации. Ребенок, научаясь различать мужчину и женщину, девочку и мальчика и знать, какого рода поведение характеризует каждого из них, причисляет себя к мужскому или женскому полу, к мальчикам или девочкам.
2-й этап – формирование половых предпочтений в различных сферах деятельности и жизни. Этот этап тесно связан с первым, так как для того, чтобы возникли полоролевые предпочтения, ребенок должен знать, в чем заключаются различия в поведении людей разного пола,
3-й этап – овладение поведением в соответствии с полоролевыми стандартами и формирование некоторых психических половых особенностей (второй и третий этапы могут сосуществовать вместе) (Каган В. Е., 1998).