Оксана Махота
Этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала творческой деятельности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Данный этап арт-терапевтического процесса связан с переходом ребенка к творческой деятельности, в ходе которой происходит первоначальное отреагирование им своих чувств, конфликтов и потребностей, а также тех переживаний, которые отражают его отношение к психологу.
Большое значение на этом этапе работы имеет следующее:
- профессиональные умения психолога, его опыт и личностные особенности;
- личностные особенности и ожидания клиента, а так- же его социальный и культурный опыт;
Публикация «Этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала творческой деятельности ребенка» размещена в разделах
- способность психолога установить с ребенком эмоциональный резонанс, что является одним из факторов психологической защищенности ребенка и эффективного обмена с ним чувствами, представлениями и фантазиями;
- признание психологом потребностей ребенка. Во многих случаях психологу приходится прилагать определенные усилия для вовлечения ребенка в творческую работу, так как у ребенка срабатывают системы психологической защиты.
Экспрессивное поведение ребенка и его творческая деятельность на начальном этапе носят хаотический или деструктивный характер, причем деструктивные тенденции и отрицательные аффекты могут направляться ребенком как на изобразительные материалы и продукцию, так и на самого себя или психолога. Кроме того, в процессе работы с изобразительными материалами ребенок часто еще не ощущает себя достаточно защищенным и уверенным в своих силах, что вызывает у него сильную тревогу.
Основные задачи психолога на данном этапе арт-терапевтического процесса таковы:
поддержание атмосферы терпимости, защищенности и безопасности, что достигается за счет высокой эмпатии и недирективной позиции психолога, формулирования четких пространственно-временных границ арт-терапевтической работы;
структурирование и организация поведения и изобразительной деятельности клиента путем обозначения правил его поведения, привлечения его внимания к изобразительной работе, регулирования количества и качества используемых им изобразительных материалов и другими способами;
фасилитация эмоциональной экспрессии путем «присоединения» к ребенку в ходе его изобразительной работы и участия в совместных играх, а также за счет предоставления ему необходимых материалов и средств работы;
установление и усиление эмоционального резонанса и обмен с ребенком чувствами, фантазиями, образами и идеями;
построение арт-терапевтом диагностических гипотез, позволяющих объяснить поведение ребенка, а также причины и механизмы имеющихся у него эмоциональных и поведенческих расстройств;
проверка правильности этих гипотез и в случае необходимости их корректировка или полный отказ от них.