Шовгенова Светлана
Эстетическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы
Эстетическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы.
Неотъемлемой составной частью системы воспитания у адыгов являлось эстетическое воспитание, носившее целенаправленный характер. Адыги приобщали детей к миру прекрасного, формировали у них такие качества, как эстетический вкус, умение находить в жизни прекрасное.
Публикация «Эстетическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы» размещена в разделах
"На всем, что делал адыг, лежала печать вкуса". Черкесы в сравнении со всеми прочими кавказскими племенами были тем, чем в Европе привыкли считать французов. Законодателями всякого рода моды,- в костюме, в оружии, в манере верховой езды, в законах и обычаях от самых важных до мелочей, до горского этикета. "(М. Меретуков. "Культура и быт адыгов")
В адыгейском этикете норма поведения называется ХАБЗЭ. Эстетическая работа с детьми начинается с того, что говорит, как одевается, что делает учитель, как оформлен класс. Вот почему наглядные пособия, планшеты, стенды, дидактический материал оформляю максимально красиво и эстетично.
Приучая детей беречь время, использую на уроках часы : настенные и песочные достоинством в 1 мин., 2 мин., 5 мин., 10 мин. Песочные часы в 1 мин., 2 мин. использую, когда провожу игры "Кто прочитает больше за 1 минуту (2 минуты?" "Кто напишет больше за 1 мин? (2 мин)"(на заданное правило). А часы в 5 минут и 10 минут помогают проводить самостоятельные работы на уроках математики, русского языка, математики и адыгейского языка.
Народная педагогика адыгов располагает различными средствами эстетического воспитания подрастающего поколения. Среди них первостепенное значение имеет устное народное творчество и в первую очередь сказки. В своей работе широко использую сказания о нартах "Серп Тлепша", "Сокровища нартов", "Адыгейские народные сказки". Наряду с чтением сказок использую их драматизацию.
Особое место в эстетическом воспитании учащихся занимают танцы. Адыгейский танец решает целый комплекс педагогических задач. Это и развитие двигательного аппарата, нервной системы, и средство эстетического, нравственного воспитания. Мужские танцы отличаются своей сдержанностью, строгостью. В них скупая пластика рук сочетается с благородной, строгой манерой исполнения. В женских танцах выражается эстетический идеал женщины : "выразительная грациозность стана, плавность движения рук, сдержанность и мягкость пластики, подчеркнутая строгость, величавость, достоинство, манера держаться - все это создает эстетический идеал женщины" (М. М. Бешкок, Л. Т. Нагайцева)
С 1979 года, когда был открыт первый адыгейский класс, сразу же был мной организован кружок адыгейского танца. С тех пор и по сей день работает этот кружок. Наш детский ансамбль "Салам" неоднократно становился лауреатом городских, областных и краевых смотров, вносит большой вклад в культурную программу города Майкопа., даны сотни концертов. Наш ансамбль послужил началом других детских ансамблей в Майкопе и аулах., дальше ребята продолжают танцевать во взрослых профессиональных ансамблях.
Конечно, проще отбирать для ансамбля талантливых детей и работать с ними, но я выбрала более трудный вариант - я всегда стараюсь охватить танцами всех желающих детей. Говоря о танцах, нельзя не отметить прекрасных костюмов, в которых выступают наши дети, и это тоже элемент эстетического воспитания. Национальные костюмы расшиты орнаментом. Вышивка - древнейшее искусство адыгов, свидетельство эстетической школы высокого класса. Адыгейский орнамент использую и на уроках рисования и труда для украшения различных бытовых предметов.
Танцевальные минутки часто использую на уроках вместо физкультминутки. Эти танцевальные сюиты разучиваю с детьми на адыгейские танцевальные мелодии, они дают детям эстетическое наслаждение и заряд новой силы.
"Воспитывать ребенка надо каждый день, каждый час и этот процесс беспрерывный и постоянный,"- говорят адыги. Справедливо считалось необходимым воспитание с самых ранних лет, что отражается в адыгской народной поговорке "Прут сгибай, пока сырой, детей воспитывай, пока молодой". Вот почему довожу до автоматизма умение вставать, если в класс зайдет старший, уступать ему место, пропускать вперед. Лишь только в результате кропотливой и систематической работы можно выработать совокупность норм поведения человека - АДЫГЭ ХАБЗЭ, что вполне можно принять как "Адыгские моральные требования". А знание и соблюдение их, поддерживаемое личным убеждением, традицией, воспитанием, общественным мнением, называется НАМЫС, что означает "Нравственность".
Неотъемлемой составной частью системы воспитания у адыгов являлось эстетическое воспитание, носившее целенаправленный характер. Адыги приобщали детей к миру прекрасного, формировали у них такие качества, как эстетический вкус, умение находить в жизни прекрасное.
"На всем, что делал адыг, лежала печать вкуса". Черкесы в сравнении со всеми прочими кавказскими племенами были тем, чем в Европе привыкли считать французов. Законодателями всякого рода моды,- в костюме, в оружии, в манере верховой езды, в законах и обычаях от самых важных до мелочей, до горского этикета. "(М. Меретуков. "Культура и быт адыгов")
В адыгейском этикете норма поведения называется ХАБЗЭ. Эстетическая работа с детьми начинается с того, что говорит, как одевается, что делает учитель, как оформлен класс. Вот почему наглядные пособия, планшеты, стенды, дидактический материал оформляю максимально красиво и эстетично.
Приучая детей беречь время, использую на уроках часы : настенные и песочные достоинством в 1 мин., 2 мин., 5 мин., 10 мин. Песочные часы в 1 мин., 2 мин. использую, когда провожу игры "Кто прочитает больше за 1 минуту (2 минуты?" "Кто напишет больше за 1 мин? (2 мин)"(на заданное правило). А часы в 5 минут и 10 минут помогают проводить самостоятельные работы на уроках математики, русского языка, математики и адыгейского языка.
Народная педагогика адыгов располагает различными средствами эстетического воспитания подрастающего поколения. Среди них первостепенное значение имеет устное народное творчество и в первую очередь сказки. В своей работе широко использую сказания о нартах "Серп Тлепша", "Сокровища нартов", "Адыгейские народные сказки". Наряду с чтением сказок использую их драматизацию.
Особое место в эстетическом воспитании учащихся занимают танцы. Адыгейский танец решает целый комплекс педагогических задач. Это и развитие двигательного аппарата, нервной системы, и средство эстетического, нравственного воспитания. Мужские танцы отличаются своей сдержанностью, строгостью. В них скупая пластика рук сочетается с благородной, строгой манерой исполнения. В женских танцах выражается эстетический идеал женщины : "выразительная грациозность стана, плавность движения рук, сдержанность и мягкость пластики, подчеркнутая строгость, величавость, достоинство, манера держаться - все это создает эстетический идеал женщины" (М. М. Бешкок, Л. Т. Нагайцева)
С 1979 года, когда был открыт первый адыгейский класс, сразу же был мной организован кружок адыгейского танца. С тех пор и по сей день работает этот кружок. Наш детский ансамбль неоднократно становился лауреатом городских, областных и краевых смотров, вносит большой вклад в культурную программу города Майкопа., даны сотни концертов. Наш ансамбль послужил началом других детских ансамблей в Майкопе и аулах., дальше ребята продолжают танцевать во взрослых профессиональных ансамблях.
Конечно, проще отбирать для ансамбля талантливых детей и работать с ними, но я выбрала более трудный вариант - я всегда стараюсь охватить танцами всех желающих детей. Говоря о танцах, нельзя не отметить прекрасных костюмов, в которых выступают наши дети, и это тоже элемент эстетического воспитания. Национальные костюмы расшиты орнаментом. Вышивка - древнейшее искусство адыгов, свидетельство эстетической школы высокого класса. Адыгейский орнамент использую и на уроках рисования и труда для украшения различных бытовых предметов.
Танцевальные минутки часто использую на уроках вместо физкультминутки. Эти танцевальные сюиты разучиваю с детьми на адыгейские танцевальные мелодии, они дают детям эстетическое наслаждение и заряд новой силы.
"Воспитывать ребенка надо каждый день, каждый час и этот процесс беспрерывный и постоянный,"- говорят адыги. Справедливо считалось необходимым воспитание с самых ранних лет, что отражается в адыгской народной поговорке "Прут сгибай, пока сырой, детей воспитывай, пока молодой". Вот почему довожу до автоматизма умение вставать, если в класс зайдет старший, уступать ему место, пропускать вперед. Лишь только в результате кропотливой и систематической работы можно выработать совокупность норм поведения человека - АДЫГЭ ХАБЗЭ, что вполне можно принять как "Адыгские моральные требования". А знание и соблюдение их, поддерживаемое личным убеждением, традицией, воспитанием, общественным мнением, называется НАМЫС, что означает "Нравственность"