МААМ-картинки

Эстетическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы

Шовгенова Светлана
Эстетическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Эстетическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы.

Неотъемлемой составной частью системы воспитания у адыгов являлось эстетическое воспитание, носившее целенаправленный характер. Адыги приобщали детей к миру прекрасного, формировали у них такие качества, как эстетический вкус, умение находить в жизни прекрасное.

Публикация «Эстетическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы» размещена в разделах

"На всем, что делал адыг, лежала печать вкуса". Черкесы в сравнении со всеми прочими кавказскими племенами были тем, чем в Европе привыкли считать французов. Законодателями всякого рода моды,- в костюме, в оружии, в манере верховой езды, в законах и обычаях от самых важных до мелочей, до горского этикета. "(М. Меретуков. "Культура и быт адыгов")

В адыгейском этикете норма поведения называется ХАБЗЭ. Эстетическая работа с детьми начинается с того, что говорит, как одевается, что делает учитель, как оформлен класс. Вот почему наглядные пособия, планшеты, стенды, дидактический материал оформляю максимально красиво и эстетично.

Приучая детей беречь время, использую на уроках часы : настенные и песочные достоинством в 1 мин., 2 мин., 5 мин., 10 мин. Песочные часы в 1 мин., 2 мин. использую, когда провожу игры "Кто прочитает больше за 1 минуту (2 минуты?" "Кто напишет больше за 1 мин? (2 мин)"(на заданное правило). А часы в 5 минут и 10 минут помогают проводить самостоятельные работы на уроках математики, русского языка, математики и адыгейского языка.

Народная педагогика адыгов располагает различными средствами эстетического воспитания подрастающего поколения. Среди них первостепенное значение имеет устное народное творчество и в первую очередь сказки. В своей работе широко использую сказания о нартах "Серп Тлепша", "Сокровища нартов", "Адыгейские народные сказки". Наряду с чтением сказок использую их драматизацию.

Особое место в эстетическом воспитании учащихся занимают танцы. Адыгейский танец решает целый комплекс педагогических задач. Это и развитие двигательного аппарата, нервной системы, и средство эстетического, нравственного воспитания. Мужские танцы отличаются своей сдержанностью, строгостью. В них скупая пластика рук сочетается с благородной, строгой манерой исполнения. В женских танцах выражается эстетический идеал женщины : "выразительная грациозность стана, плавность движения рук, сдержанность и мягкость пластики, подчеркнутая строгость, величавость, достоинство, манера держаться - все это создает эстетический идеал женщины" (М. М. Бешкок, Л. Т. Нагайцева)

С 1979 года, когда был открыт первый адыгейский класс, сразу же был мной организован кружок адыгейского танца. С тех пор и по сей день работает этот кружок. Наш детский ансамбль "Салам" неоднократно становился лауреатом городских, областных и краевых смотров, вносит большой вклад в культурную программу города Майкопа., даны сотни концертов. Наш ансамбль послужил началом других детских ансамблей в Майкопе и аулах., дальше ребята продолжают танцевать во взрослых профессиональных ансамблях.

Конечно, проще отбирать для ансамбля талантливых детей и работать с ними, но я выбрала более трудный вариант - я всегда стараюсь охватить танцами всех желающих детей. Говоря о танцах, нельзя не отметить прекрасных костюмов, в которых выступают наши дети, и это тоже элемент эстетического воспитания. Национальные костюмы расшиты орнаментом. Вышивка - древнейшее искусство адыгов, свидетельство эстетической школы высокого класса. Адыгейский орнамент использую и на уроках рисования и труда для украшения различных бытовых предметов.

Танцевальные минутки часто использую на уроках вместо физкультминутки. Эти танцевальные сюиты разучиваю с детьми на адыгейские танцевальные мелодии, они дают детям эстетическое наслаждение и заряд новой силы.

"Воспитывать ребенка надо каждый день, каждый час и этот процесс беспрерывный и постоянный,"- говорят адыги. Справедливо считалось необходимым воспитание с самых ранних лет, что отражается в адыгской народной поговорке "Прут сгибай, пока сырой, детей воспитывай, пока молодой". Вот почему довожу до автоматизма умение вставать, если в класс зайдет старший, уступать ему место, пропускать вперед. Лишь только в результате кропотливой и систематической работы можно выработать совокупность норм поведения человека - АДЫГЭ ХАБЗЭ, что вполне можно принять как "Адыгские моральные требования". А знание и соблюдение их, поддерживаемое личным убеждением, традицией, воспитанием, общественным мнением, называется НАМЫС, что означает "Нравственность".

Неотъемлемой составной частью системы воспитания у адыгов являлось эстетическое воспитание, носившее целенаправленный характер. Адыги приобщали детей к миру прекрасного, формировали у них такие качества, как эстетический вкус, умение находить в жизни прекрасное.

"На всем, что делал адыг, лежала печать вкуса". Черкесы в сравнении со всеми прочими кавказскими племенами были тем, чем в Европе привыкли считать французов. Законодателями всякого рода моды,- в костюме, в оружии, в манере верховой езды, в законах и обычаях от самых важных до мелочей, до горского этикета. "(М. Меретуков. "Культура и быт адыгов")

В адыгейском этикете норма поведения называется ХАБЗЭ. Эстетическая работа с детьми начинается с того, что говорит, как одевается, что делает учитель, как оформлен класс. Вот почему наглядные пособия, планшеты, стенды, дидактический материал оформляю максимально красиво и эстетично.

Приучая детей беречь время, использую на уроках часы : настенные и песочные достоинством в 1 мин., 2 мин., 5 мин., 10 мин. Песочные часы в 1 мин., 2 мин. использую, когда провожу игры "Кто прочитает больше за 1 минуту (2 минуты?" "Кто напишет больше за 1 мин? (2 мин)"(на заданное правило). А часы в 5 минут и 10 минут помогают проводить самостоятельные работы на уроках математики, русского языка, математики и адыгейского языка.

Народная педагогика адыгов располагает различными средствами эстетического воспитания подрастающего поколения. Среди них первостепенное значение имеет устное народное творчество и в первую очередь сказки. В своей работе широко использую сказания о нартах "Серп Тлепша", "Сокровища нартов", "Адыгейские народные сказки". Наряду с чтением сказок использую их драматизацию.

Особое место в эстетическом воспитании учащихся занимают танцы. Адыгейский танец решает целый комплекс педагогических задач. Это и развитие двигательного аппарата, нервной системы, и средство эстетического, нравственного воспитания. Мужские танцы отличаются своей сдержанностью, строгостью. В них скупая пластика рук сочетается с благородной, строгой манерой исполнения. В женских танцах выражается эстетический идеал женщины : "выразительная грациозность стана, плавность движения рук, сдержанность и мягкость пластики, подчеркнутая строгость, величавость, достоинство, манера держаться - все это создает эстетический идеал женщины" (М. М. Бешкок, Л. Т. Нагайцева)

С 1979 года, когда был открыт первый адыгейский класс, сразу же был мной организован кружок адыгейского танца. С тех пор и по сей день работает этот кружок. Наш детский ансамбль неоднократно становился лауреатом городских, областных и краевых смотров, вносит большой вклад в культурную программу города Майкопа., даны сотни концертов. Наш ансамбль послужил началом других детских ансамблей в Майкопе и аулах., дальше ребята продолжают танцевать во взрослых профессиональных ансамблях.

Конечно, проще отбирать для ансамбля талантливых детей и работать с ними, но я выбрала более трудный вариант - я всегда стараюсь охватить танцами всех желающих детей. Говоря о танцах, нельзя не отметить прекрасных костюмов, в которых выступают наши дети, и это тоже элемент эстетического воспитания. Национальные костюмы расшиты орнаментом. Вышивка - древнейшее искусство адыгов, свидетельство эстетической школы высокого класса. Адыгейский орнамент использую и на уроках рисования и труда для украшения различных бытовых предметов.

Танцевальные минутки часто использую на уроках вместо физкультминутки. Эти танцевальные сюиты разучиваю с детьми на адыгейские танцевальные мелодии, они дают детям эстетическое наслаждение и заряд новой силы.

"Воспитывать ребенка надо каждый день, каждый час и этот процесс беспрерывный и постоянный,"- говорят адыги. Справедливо считалось необходимым воспитание с самых ранних лет, что отражается в адыгской народной поговорке "Прут сгибай, пока сырой, детей воспитывай, пока молодой". Вот почему довожу до автоматизма умение вставать, если в класс зайдет старший, уступать ему место, пропускать вперед. Лишь только в результате кропотливой и систематической работы можно выработать совокупность норм поведения человека - АДЫГЭ ХАБЗЭ, что вполне можно принять как "Адыгские моральные требования". А знание и соблюдение их, поддерживаемое личным убеждением, традицией, воспитанием, общественным мнением, называется НАМЫС, что означает "Нравственность"

Публикации по теме:

Приемы критического мышления на уроках русского языка и окружающего мира Прием написания синквейнов. Перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках осетинского языка Использование ИКТ является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся. Основные преимущества ИКТ:.

Использование проблемных ситуаций на уроках осетинского языка и литературы в условиях реализации ФГОС Использование проблемных ситуаций на уроках осетинского языка и литературы в условиях реализации ФГОС Проблемная ситуация - осознанное.

Консультация «Педагогика удивления на уроках кружка английского языка для дошкольников» Что такое педагогика удивления? Педагогика удивления – особое направление педагогики, описывающее систему методов и приемов обучения и.

Проект по профориентационной работе на уроках русского языка «Шаги в жизнь» Сроки реализации проекта Проект рассчитан на 1 год (2019-2020 уч. г.) Он реализуется в 3 этапа: - 1 этап (подготовительный) – август 2019.

Сингапурская методика как способ формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языкаСингапурская методика как способ формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка Изменилось общество, изменились дети, их потребности, интересы, ценности. Все это требует обновления системы образования, которое обозначено.

Педагогические условия формирования самооценки на уроках русского языка Формирование самооценки младших школьников: опыт исследования Аннотация: В статье раскрываются результаты эмпирического исследования особенностей.

ВЕБ — квест как средство формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка ВЕБ - КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Рютина М. В. Россия, с. Шарагай, МБОУ Шарагайская.

Театрализация на уроках иностранного языка как незаменимый ресурс преподавания «Театрализация как незаменимый ресурс преподавания иностранных языков» «Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, – это уже.

Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка Информационно-коммуникационные технологии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эстетическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 02:50
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эстетическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы» (включая файлы) размещена пользователем Шовгенова Светлана (УИ 2087605) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД