Татьяна Гаджиева
Проект по профориентационной работе на уроках русского языка «Шаги в жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Сроки реализации проекта
Проект рассчитан на 1 год (2019-2020 уч. г.) Он реализуется в 3 этапа:
- 1 этап (подготовительный) – август 2019 г. ;
- 2 этап (практический) – сентябрь 2019г. - апрель 2020г. ;
- 3 этап (рефлексивно-аналитический) – май 2020г.
Руководитель проекта – Гаджиева Татьяна Михайловна, учитель КГБОУ «Шарыповская общеобразовательная школа».
Адресация проекта (участники проекта)
Учащиеся 9б класса.
Публикация «Проект по профориентационной работе на уроках русского языка „Шаги в жизнь“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
Актуальность, проблема, идея создания проекта
Если человек не знает, к какой пристани
он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека
Современная экономическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека, что обуславливает повышение требований к кадрам и определяет актуальность выбранной темы. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В этих условиях людям с интеллектуальной недостаточностью, сложно конкурировать со здоровыми людьми, поэтому работа по профессиональному ориентированию данной категории людей значима.
Профессиональная ориентация школьников на уровне основного общего образования является одной из основных образовательных задач образовательного учреждения и одним из ключевых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, обеспечивающим сформированность у школьника:
-представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;
-общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона, в котором школьник живет.
Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений об избираемой деятельности. Источником таких знаний могут быть все виды внеурочной деятельности: посещение спортивных секций, кружков, клубов; воспитательной работы : экскурсии, занятия, беседы и многое другое.
Широкие возможности для ознакомления с миром профессий дают и уроки русского языка. Учебники по русскому языку содержат множество терминов и понятий профессионального характера, названия различных профессий, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов, инструментов.
Цель проекта : организация работы по профориентации учащихся на уроках русского языка, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными особенностями.
Задачи проекта :
- формировать мотивацию к выбору будущей профессии через урочную деятельность;
- формировать представления о важности трудовой деятельности в жизни людей;
- формировать у учащихся постоянную потребность в деятельности, интерес к труду и результатам своего труда;
- формировать умение оформлять деловые бумаги;
- развивать словесно-коммуникативную компетентность;
- развивать эмоционально-положительное отношение к человеку труда.
Формы работы :
-тематические уроки в форме виртуальных экскурсий в мир профессий, ролевых игр;
-обсуждение СМИ;
-работа со справочниками с описанием профессий (специальностей);
-наблюдения;
-работа с деловыми бумагами (анкеты, объявления, заявление, резюме, объяснительная записка);
-творческие работы (мини-сочинения, составление словаря, составление кроссвордов и т. п.).
Прогнозируемый результат:
Учащиеся овладеют следующими умениями и навыками:
-будут понимать значение слова «профессия»;
-обучатся эффективным формам установления межличностного контакта;
-расширят знания о рабочих профессиях;
-узнают, какими качествами должны обладать люди рабочих профессий, какие технологии и орудия труда используют;
-научатся оформлять деловые бумаги;
-научатся правильно строить диалог в различных ситуациях.
Продукт проекта – словарь профессий.
Календарный план реализации проекта.
1 этап (подготовительный) – август 2019г.
1.1 Составление рабочей программы по русскому языку для 9 класса. август
2019 г.
1.2 Подготовка дидактического материала для уроков. август
2019 г.
2 этап (практический) – сентябрь 2019г. – май 2020г.
2.1 Вводный урок по теме : «Наш учебник. Словарь профессий». сентябрь
2019 г. Руководитель проекта Представлен план проекта.
Создана творческая группа по составлению словаря профессий.
2.2 Составление словаря профессий. сентябрь
2019 г. – май 2020г. .
2.2 Урок делового письма по теме: «Объявление». сентябрь2019 г. Учащиеся научатся правильно писать объявление о поиске работы.
Расширят знания о подаче объявлений в разные средства информации, о поиске объявлений о вакансиях.
2.3 Урок по теме : «Сложные слова». (Тема по профориентации : «Профессиональные слова».) октябрь 2019 г. Учащиеся научатся правильно писать, читать сложные и сложносокращенные слова, связанные с различными профессиями.
2.4 Урок по теме : «Имя существительное».
(Тема по профориентации : «Растениеводство».) октябрь 2019 г. Учащиеся систематизируют знания о правописании существительных с шипящими на конце, расширят знания о различных растениях, уходе за ними.
2.5 Урок по теме : «Имя прилагательное.
Роль прилагательного в речи». (Тема по профориентации : «Штукатур-маляр».) ноябрь
2019 г. Учащиеся научатся согласовывать имена прилагательные с именами существительными, расширят знания о цветовой гамме различных красочных материалов.
2.6 Урок делового письма по теме: «Объяснительная записка». ноябрь 2019 г. Учащиеся научатся правильно писать объяснительную записку.
2.7 Урок по теме : «Личные местоимения.
Роль местоимений в речи». (Тема по профориентации : «Культура общения в трудовом коллективе».) ноябрь 2019 г. Учащиеся узнают о роли местоимений в речи, научаться правильно их употреблять в зависимости от ситуации.
2.8 Урок по теме : «Глагол как часть речи. Различие глаголов по значению». (Тема по профориентации : «Строительные профессии».) декабрь 2019 г. Учащиеся научатся употреблять в речи и писать глаголы со значением трудовых действий.
Узнают, какие трудовые действия выполняют бетонщики, каменщики, плиточники-облицовщики.
2.9 Урок делового письма по теме: «Анкета». январь 2020 г. Учащиеся научатся правильно заполнять анкету.
2.10 Урок по теме : «Наречие как часть речи». (Тема по профориентации : «Качество выполняемой работы».) февраль 2020 г.
Учащиеся познакомятся с понятием «наречие».
Узнают, какие наречия можно употребить для характеристики качества труда.
2.11 Урок по теме : «Имя числительное как часть речи». (Тема по профориентации : «Режим труда и отдыха».) февраль 2020 г.
Учащиеся познакомятся с понятием «имя числительное», расширят знания о режиме труда и отдыха.
2.12 Урок делового письма «Резюме». март 2020 г.
Учащиеся научатся правильно составлять резюме.
2.13 Урок по теме : «Сложное предложение». (Тема по профориентации :
«Трудоустройство».) апрель 2020 г. В ходе ролевой игры «Трудоустройство» учащиеся научатся составлять сложные предложения.
2.14 Урок делового письма по теме: «Заявление». май 2020 г. Учащиеся научатся правильно писать заявление.
3 этап (рефлексивный) – май 2020г.
3.1 Итоговый урок. Презентация проекта. май 2020 г. Подведены итоги проекта.
Представлен продукт проекта «Словарь профессий».
Список литературы
1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М., 1999 г.
2. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды М., Педагогика, 1989 г.
3. Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. - М., 1984г.
4. Маркова А. К. Мотивация учения в школьном возрасте. - М. ,1983г.
5. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. - М. ,1990г.
6. 11. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под редакцией Б. П. Пузанова, Москва, 1999 г.
7. 12. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. А. К. Аксенова, Гуманитарный издательский центр, Москва, 2002 г.
8. Артюхова И. С. Воспитательная работа с подростками : занятия, игры, тесты. Москва, 2003 г.
9. Копылова Т. Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида, журнал «Дефектология», № 5, 2006 год.
10. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников. Москва, 2005 г
11. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2003 г.
12. Пряжников Н. С., Профориентация в школе : игры, упражнения, опросники. Москва,2006 г.