Папки-передвижки

Приемы критического мышления на уроках русского языка и окружающего мира

Лариса Моисеева
Приемы критического мышления на уроках русского языка и окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы

Прием написания синквейнов.

Перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. На уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, на этапе усвоения новых знаний можно использовать методы критического мышления. Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.

Публикация «Приемы критического мышления на уроках русского языка и окружающего мира» размещена в разделах

Учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

Очень часто критическое мышление называют рефлексивным. И в этом утверждении действительно многое верно. Рефлексия подразумевает обращенность мышления на самое себя. Когда мы размышляем над тем, каким образом достичь той или иной образовательной цели: как научить работать с текстом, с информацией, то мы мыслим логически, креативно, творчески. Но когда мы задумываемся над тем, а как, мы мыслим, почему используем именно такие мыслительные стратегии, то это мышление уже называется критическим.

Методика критического мышления включает три этапа или стадии:

"Вызов – Осмысление-Рефлексия".

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Я остановлюсь на одном методическом приеме, которыйуспешно может применяться учителем на уроках.

Прием “Написание синквейна”

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы.

На первой строчке записывается одно слово– существительное.

Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

На пятой строчке – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Когда приступаю к изучению новой темы используюсинквейн: "А что вы уже знаете об этом? Что думаете?" Анализируя полученные результаты, корректирую представления ребят о данном понятии в ходе изучения темы.

В частности, идё т активное становление познавательных УУД: выработка умения анализировать сравнивать, обобщать, интерпретировать, синквейн–это своеобразное краткое резюме на основе больших объёмов информации; развиваются личностные УУД, ведь при работе над синквейном каждый ребёнок должен самостоятельно сделать выбор нужных слов, фраз на основе социальных и личностных ценностей; регулятивных УУД, когда учащиеся планируют свою работу, пытаются спрогнозировать результат, оценивают то, что у них получилось; и, конечно же, коммуникативные УУД, когда дети учатся сотрудничать, увлечены общей идеей.

Синквейн - это способ на любом этапе урока, изучения темы, повторить, что находится у школьника на уровне ассоциаций. В середине урока предлагаю им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы и узнаю, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Когда проходил месячник «Защита от экологической опасности», учащиеся, работая в группах, выразили свои чувства и отношение к загрязнению окружающей среды через синквейны о природе.

Пчелка Природа

Маленькая, трудолюбивая Красивая, манящая.

Летает, опыляет, жалит. Берегите, любите, цените.

Приносит людям пользу. Дарит тепло- отплати добром

Медонос. Жизнь.

На уроках русского языка, работая с толковыми словарями Т. Ф. Ефремовой, С. И. Ожегова, Д. Н Ушакова, для определения слов «Приставка» и «Суффикс», учащиеся выбрали необходимые слова для написания синквейна.

Вот некоторые примеры синквейнов

Синквейн со словом суффикс –ик, -ек

Суффиксы –ик –,–ек –.

Исчезающий, остающийся.

Пишется, убегает, остается.

Гласный звук исчез – пиши суффикс –ек –.

Ласкательный.

Приставка

Приставленная, разная

Служит, вносит, определяет

Стоит перед корнем.

Часть слова

Суффикс

Ласкательный, значимый

Образует, помогает, уточняет

Без суффиксов речь скучная.

Образователь

1. Суффиксы –ик –,–ек –.

2. Маленький, ласковый.

3. Подставлю, слышим, пишем.

4. Гласный звук не пропал – пиши суффикс –ик –, а пропал, значит, суффикс –ек –.

5. Добрый.

Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

Публикации по теме:

Информационно-коммуникационные технологии на уроках осетинского языка Использование ИКТ является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся. Основные преимущества ИКТ:.

Ярмарка педагогических идей «Технология развития критического мышления у дошкольников»Ярмарка педагогических идей «Технология развития критического мышления у дошкольников» Всем доброе утро, я хочу вам предложить уникальную педагогическую технологию, а вот какую, отгадайте сами. Если вы выберете ее как самую.

Консультация для воспитателей «Детское проектирование как средство развития критического мышления» Консультация для воспитателей «Детское проектирование, как средство развития критического мышления» В настоящее время отмечается пристальный.

Проект по профориентационной работе на уроках русского языка «Шаги в жизнь» Сроки реализации проекта Проект рассчитан на 1 год (2019-2020 уч. г.) Он реализуется в 3 этапа: - 1 этап (подготовительный) – август 2019.

Разработка урока педагогическая технология развития критического мышления Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессии Основные образовательные цели урока: 1. обобщить знания по теме “Прогрессии”, повторить.

Развитие критического мышления на уроках в начальной школе РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ. Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы. Э. Кинг Способность.

Конспект занятия «Развитие критического мышления в образовательном процессе» Мастер класс Тема «Весна» Цель: активизация умений детей самостоятельно добывать информацию на заданную тему. Научить из огромного потока.

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса на уроках русского языка в начальной школе Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса на уроках русского языка в начальной школе. Слайд 1. Специфика современного.

Технология критического мышления у дошкольников Технология развития критического мышления у дошкольников. Цели и задачи применения данной технологии: • Пробуждать в ребёнке стремление.

Урок литературного чтения в 3-м классе по технологии развития критического мышления «В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон» Усачёва Марина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 г. Новосибирск В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон» Цель: - Создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы критического мышления на уроках русского языка и окружающего мира
Опубликовано: 31 октября 2019 в 17:59
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы критического мышления на уроках русского языка и окружающего мира» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Моисеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД