Симакова Наталья
Эссе «Учимся играя — играя растём!»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Учимся играя – играя растём!»
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Это известно из курса психологии.
Многим ли взрослым удаётся наблюдать, как играют дети? Дума, не многим, - единицам. Кому – то некогда, у него важная работа, кто –то просто устал и хочет заняться своим делом, или отдохнуть, почитать книгу (в лучшем случае). А ведь это так интересно, занимательно и познавательно для взрослых, наблюдать, как играют их дети. Игра – обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни.
Публикация «Эссе „Учимся играя — играя растём!“» размещена в разделах
В игре возникают умения взаимодействовать со сверстниками, в игре ребёнок раскрывается по особенному: он не замкнут, принимает решения, ведёт диалог с партнёром, фантазирует, создаёт ситуацию и обыгрывает её. Он развивается, растёт и просто живёт. Дети зеркало семейной жизни, они перенимают привычки, жесты, взгляды своих родных и близких, и порой игра может о многом рассказать…
Я воспитываю детей старшего дошкольного возраста. Это тот возраст, когда дети проявляют друг к другу симпатию, собираются по подгруппам и играют по интересам, в общении и игре приобретают друзей и опыт.
Давайте, заглянем в мир детства и тихонько понаблюдаем….
Дети разошлись по групповой комнате, каждый пошёл заниматься своим делом – играть! Я потихоньку наблюдаю, так чтобы не спугнуть детей, не сломать их мир, их игру. Вот вижу,
Кирюша и Андрейка занялись – строительством. И опять вместе!
[/b]
Я могу сказать, что они друзья, они всё делают вместе, даже шалят. Но сейчас они заняты, очень важным делом! И кто знает, может быть, они вырастут, станут архитекторами или строителями и построят новый детский сад в Малоугренёво – с бассейном, зимним садом, спортивным залом и уютными спальнями. Да, неплохо бы. Растите мальчишки и творите на благо человечеству!
А, это Русланчик, он у нас не совсем умеет играть. [/i]
Вернее он играет, но в человека – паука, в супер – героев, черепашек – Нинзя – это всё герои мультсериалов сюжеты, которых ограничиваются простой «погоней» или бытовыми подробностями. Отношения между персонажами скудны и примитивны, что накладывают соответствующий отпечаток на игру. Наша задача с Русланом научиться играть. Вот и сейчас, что – то он замышляет. Неужели сломает игру у девочек? Наблюдаю. Нет, не сломал. Это уже прогресс! Молодец! Руслан, подумай, во что бы ты хотел поиграть? Давай поиграем вместе! Руслан выбрал игру «Боулинг» - здорово, молодец!
А давай, кто больше собьёт кеглей, я или ты. У нас с ним начались соревнования, в итоге, конечно, победил Руслан, он оказался таким метким и ловким. В игру попросились другие ребята, и они продолжили соревноваться уже между собой.
Девочки, к которым подходил Руслан - Ангелина и Эллина они играют в ролевую игру «Больница». А. С.
Макаренко отмечал - «…игра имеет важное, значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое и у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.».
[/i] Но, что я вижу, Ангелина удаляет зуб Эллине! Посмотрите, как уверен в себе «врач», да и «пациент» - кремень, даже не плачет!
Хорошо, что зуб молочный, вырастет настоящий, костяной. Надо только беречь зубки, чистить 2 раза в день утром и вечером. Сейчас это просто игра, а пройдёт время и всё возможно, что из Ангелины получиться замечательный доктор – стоматолог. И кто знает, может это закладывается сейчас, здесь, в этой игре.
Наблюдаю дальше…
А здесь творческая мастерская. Арина и Сонечка
, очень творческие девочки, их любимое занятие собирать пазлы, мозаику, играть с магнитным конструктором, всё что угодно лишь бы что – то придумывать, создавать, фантазировать[/b]. [/h3]
Сейчас они заняты составлением панно: «Красивые цветы». Я вижу, они соревнуются, у кого лучше. Каждая из девочек хвалит свои цветы, нельзя, допустить, чтобы они поссорились. В. А. Сухомлинский говорил: «…детское творчество – процесс, требующий тактичного, тонкого подхода взрослого, обеспечивающего положительный, эмоциональный настрой ребёнка…». Я потихоньку подошла к девочкам, полюбовалась их цветами, они меня заметили. Я присела к ним за стол. - «Какую вы делаете красоту!» - говорю я. «А главное, какие вы сегодня дружные, а когда люди дружные, то у них настроение отличное и всё получается. Арина, ты хочешь, чтобы Соня похвалила твои цветы?». – «Хочу» - говорит Арина. – «А, ты Сонечка, хочешь, чтобы Арина похвалила твои цветы?» - «Да». – «Тогда, я вам открою маленький секрет. Нужно хвалить не свою работу, а работу друга. Попробуйте!». Девочки посмотрели друг на друга и первая начала Соня. – «Арина, у тебя красивые цветы получились!» Арина улыбнулась! И ответила тем же Сонечке. – «У тебя тоже красивые цветы особенно вот тот жёлтенький».
Девочки не поссорились, «скорая помощь» пришла вовремя, они успешно выполнили своё творческое задание и с отличным настроением продолжали игру дальше. Как важно поймать, этот момент. Как важно помочь и научить, ведь всё остальное они сделали сами. Я думаю, что именно в этот момент было посеяно зерно добра – «относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе!».
Ко мне подошли ребята, просят, чтобы я им почитала сказку. - «Отчего же не почитать, давайте сядем поудобнее и почитаем».
Главное вовремя научить детей любить чтение, так как книга, даёт возможность домыслить, дофантазировать, она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, делать выводы и умозаключения. После прочитанного, мы обязательно беседуем с ребятами, потому что через восприятие и беседы дети учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретать уверенность в себе, накапливать свой собственный опыт… Вот и сказке конец, а кто слушал молодец! Ребятам снова хочется идти играть, их ждут великие дела, которые нельзя отложить на завтра, их нужно сделать сегодня, сейчас!
Я продолжила наблюдение –
Арианна и Камилла уже не играют в «Дочки - матери», а занялись своим любимым делом – рисованием.
Кто знает, может быть это будущие художники?. А если нет?. Ну и что же ведь всем известно, что рисование даёт детям всестороннее развитие: развивает усидчивость, терпение, эстетическое восприятие, умение владеть пишущим предметом, развивает творческие способности, фантазию, выдумку, умение принимать решения - да всего и не перечислишь. Известный педагог И. Дистервег считал: «…тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит»… А нетрадиционные приёмы рисования – это, вообще кладезь современной педагогике. Какие яркие и выразительные получаются детские работы. Творчество доставляет удовольствие детям, творя и фантазируя, они открывают для себя возможности изобразительного искусства, растут духовно и порой сами не подозревают, что умеют так красиво рисовать. А задача педагога направить их умение в нужное русло, помочь, посоветовать, найти нужное выразительное средство. А дети очень талантливы – вот и получаются, в сотворчестве рождаются «шедевры».
Да, вот же посмотрите сами….
А это Маша, девочка, которая любит играть одна,
[/b] смотришь она «кормит» куколку или катает её в коляске, укладывает спать или «читает» ей сказку, то она рисует, то рассматривает картинки и постоянно одна.
Маша очень редко позовёт в свою игру, кого – ни будь из детей и если даже позовёт, то совсем не, надолго (старается вскоре уединиться). По началу, меня это очень настораживало, пока не случилось вот, что… Маша ходит на гимнастику уже не первый год. Совсем недавно, она участвовала на соревнованиях по художественной гимнастике и заняла первое место! Машина мама принесла в группу видеозапись дочкиного выступления. Мы с ребятами с огромным удовольствием смотрели на Машу и гордились ею. Маша нам рассказала, как трудно бывает на тренировках и что тренироваться нужно каждый день, она угостила ребят «чемпионским» мёдом - поделилась «вкусом победы»! А мы с ребятами рассматривали Машину медаль, поздравляли её, аплодировали, включали гимн России, желали дальнейших успехов и творческих побед! Очень часто у нас в группе звучит музыка, и Маша тут же бежит на ковёр и выполняет гимнастические движения: «колесо», «коробочку», «шпагат» и др. У Машеньки появились «поклонники» в группе. Девочки стали подражать Маше просить её, чтобы она их научила тому, что она умеет делать.
И сейчас я наблюдаю Машу, очень часто, в кругу детей, им всем весело, они заняты общим, интересным делом, а ребята стали называть Машу – «наш тренер»! У некоторых девочек стала получаться - «коробочка» и носочек мы все тянем на гимнастики и в танцах, как Маша. Так у нашей Машеньки появилось много новых друзей!
Играя, дети не познают, не изучают мир, как обычно говорят, многие педагоги, не стремятся «познать сущность вещей», нет, зачем им это? Они и так всё знают. Дети просто играют, творят, строят свой мир в фантастических формах, поэтому творческая игра так захватывает ребёнка – он испытывает наслаждение от появления новой фантазии. Дети играют не только тогда, когда они с игрушкой, а всегда, каждую минуту своей жизни.
А ещё В. А. Сухомлинский сказал, что «…ребёнок развивается в мире игры, музыки, творчества и фантазии, без этого он засушенный цветок».