Татьяна Ратиёва
Мастер-класс «Играя, мы учимся любить природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил: воспитатель Ратиёва Татьяна Петровна
Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы воспитателя Ратиёвой Татьяны Петровны по проведению экологических подвижных игр, как средства экологического воспитания дошкольников.
Публикация «Мастер-класс „Играя, мы учимся любить природу“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2018
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными подвижными играми экологической направленности, которые оказывают положительное воздействие на физическое развитие детей и являются одним из средств экологического воспитания дошкольников.
«Экологические знания, вызывающую эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу»
С. Н. Николаева
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер - классе по теме «Играя, мы учимся любить природу».
- Крикните громко и хором, друзья.
- Помочь откажетесь мне (нет или да)
- Деток вы любите? Да или нет?
- Пришли вы на мастер-класс
- Сил совсем нет?
- Вам лекции хочется слушать здесь (нет)
- Я вас понимаю…
- Как быть господа?
- Проблемы детей решать нужно нам? (да)
- Дайте мне тогда ответ
- Помочь откажетесь мне (нет)
- Последнее спрошу у вас я
- Активными все будете (нет или да)
Надеюсь, что вы будете моими активными помощниками, а не пассивными слушателями.
Начать нашу встречу предлагаю со знакомства. Проведём мы его в форме игры- приветствия. Тот, у кого в руках мяч называет своё имя и прилагательное на первую букву своего имени. Например, Татьяна -трудолюбивая, Людмила - любознательная.
А теперь игра «Дружная семья» (в кругу)
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Руку дай соседу справа.
Руку дай соседу слева.
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева.
Ущипни соседа справа,
Ущипни соседа слева.
Педагог: Поднимаем правую руку над головой и гладим по голове соседа справа, приговаривая:
- Он такой хороший!
- Я такой хороший (гладим себя,
Я лучше всех.
Воспитатель: Ну как? Вам стало теплее, веселее, комфортнее. А сейчас, пожалуйста, присядьте на свои места.
Начну с теории. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она представляет большие возможности для общения. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияние на формирование у детей бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. В процессе экологических игр взрослые уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. В дидактических природных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Дидактические словесные игры проводятся для закрепления знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни.
Большое значение для развития имеют творческие игры, связанные с природой. В них отражаются впечатления,, полученные в процессе занятий и в повседневной жизни. А игровые упражнения направлены на закрепление знаний. Многие упражнения имеют сюжетный характер.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.». Экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр.
Подробнее хочу заострить внимание на подвижных играх экологической направленности.
Подвижная игра- одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная её особенность - комплексное воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка ; в игре одновременно осуществляется физическое,умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
На нашем мастер – классе мы познакомимся и поиграем в экологические подвижные игры, которые являются одним из основных средств экологического воспитания дошкольников. Играя в такие игры, ребенок расширяет и углубляет свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках птиц, насекомых, о явлениях природы.
С детьми 2 - 3 лет играем в такие игры как «Воронята», «Солнышко и дождик», «Не топчи травку», «Солнышко и дождик» и. др. ; с детьми 3 - 4 лет: «Кто быстрее найдёт дерево?», «Кто во что одет?» «Зайцы и волк», «Сова»; с детьми 4 - 5 лет : «Птички в гнёздышках», «Вершки - корешки», «Пчёлки» и т. д. С детьми 5 - 6 лет: «Кто летает, прыгает, плавает», «Ёжик и мышки», «Охотник»; с детьми 6 - 7 лет: «Самый наблюдательный», «Маскировка», «Кто где живёт?» и. д.
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вам подборку подвижных игр экологической направленности, призываю вас быть активными участниками нашего мастер-класса.
Подвижные игры по экологии.
«Земля, вода, воздух».
Ход игры:
Играющие становятся в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч по очереди играющим, произнося при этом одно из трех слов: «земля», «вода», «воздух». Если водящий сказал «земля», играющий называет зверей; на слово «вода» играющий называет рыб; на слово «воздух» называет птиц. Кто ошибается, выбывает из игры.
«Птицелов».
Ход игры:
Игроки выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре — птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят вокруг птицелова и нараспев произносят:
В лесу, в лесочке,
На зеленом дубочке
Птички весело поют.
Птицелов вдруг тут как тут!
Он в неволю нас возьмет.
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы. Тот, кого он угадал, становится птицеловом.
Перед началом игры необходимо ознакомить детей с различными видами птиц.
«Птичка».
Ход игры:
Игроки усаживаются и выбирают водящего. Он садится в середину круга и остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить свое название.
Водящий говорит: «Прилетела птичка, птичка-невеличка. Полетала, полетала, села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубе не была, улетела на ёлку». Елка называет другое дерево и т. д. Кто замешкается - выполняет задание водящего.
Перед началом игры необходимо познакомить ребят с различными породами деревьев, показать их на картинках.
«Найди дерево»
Ход игры:
Педагог размещает по залу изображения лиственных и хвойных деревьев. Дети двигаются по всей игровой площадке. Произносятся следующие слова:
Мы в лесу вчера гуляли
И берёзу (осину.) все искали.
Раз, два, три - к дереву скорей беги.
Педагог начинает перечислять названия деревьев в произвольном порядке (пихта, липа, осина, кедр, рябина и т. д.). Дети должны по внешнему виду определить растение, найти, где оно находится, и занять соответствующее место. Эта игра позволяет хорошо запомнить названия деревьев, и как они выглядят.
«Щука и караси»
Ход игры:
На одном конце площадки один из играющих исполняет роль щуки, на другом «живут» караси. Дети идут по направлению к «щуке», имитируя движение плывущих рыбок, под слова педагога:
Рыбки плавают в пруду,
Ищут там себе еду.
Здесь педагог может спросить, что едят караси? (водоросли, насекомых).
После ответов игру можно продолжить.
Как бы рыбкам не попасть
Этой злобной щуке в пасть.
По сигнал педагога «щука» начинает ловить «карасей», те стараются убежать в свой дом. Игра повторяется несколько раз, меняя водящих.
Игра может варьироваться, вместо карасей в водоеме плавают лягушки, которые могут служить щуке едой. Дети имитируют движение плавающих лягушек и под слова педагога
Лягушки плавают в пруду,
Ищут там себе еду.
(Здесь педагог может спросить, чем питаются лягушки? (насекомыми). После ответов детей можно продолжать игру)
Как лягушкам не попасть
Нашей злобной щуке в пасть
Хочу предложить вашему вниманию несколько физминуток на экологическую тему:
1. Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем - это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад
2. Зайцы скачут скок-скок-скок!
Да на беленький снежок
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз - согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
3. Жили-были зайчики на лесной опушке,
Жили-были зайчики на лесной опушке,
Мыли зайцы ушки, мыли зайцы лапки,
Надевали на ноги новенькие тапки!
Хочу предложить игровой самомассаж на экологическую тему.
Шла купаться черепаха и кусала всех от страха,
«Кусь-кусь, кусь-кусь- никого я не боюсь»
Черепаха - дом ходячий, голову под панцирь прячет,
Крепкий панцирь у нее и защита, и жилье.
Пальчиковая гимнастика на экологическую тему.
Говорит попугай попугаю : «Я тебя попугай попугаю»
Отвечает ему попугай: «Попугай, попугай, попугай»
Гимнастика для глаз
Комарик летает, летает,
Куда сесть, не знает.
Сел на ладошку «З-з-з-з»,
А мы его хлоп и поймали.
Уважаемые коллеги, надеюсь, тот опыт, который вы приобрели на мастер-классе, будет использован вами на практике в своём дошкольном учреждении. Спасибо за внимание