Лучший педагог года

Семинар-практикум для родителей «Играя, учимся»

Коротаева Лидия Николаевна
Семинар-практикум для родителей «Играя, учимся»

Цель: оказание практической помощи родителям в подборе речевого материала и игровых приемов при проведении домашних занятий по автоматизации звуков;

Оборудование: карточки с заданиями и речевым материалом (предметные картинки, наборы слов и предложений на определенный звук, слоговые ряды для составления чистоговорок, «мнемодорожки», «логопедический абак», выставка пособий по автоматизации звуков).

1. Вступительное слово учителя-логопеда.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Играя, учимся“» размещена в разделах

Значение игры в жизни ребенка очень велико! Игры стимулируют познавательную активность ребенка, позволяют ему усваивать необходимые знания в интересной для него форме. Сегодня мы рассмотрим, как превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков у детей в занимательную игру. При выполнении упражнений в игровой форме одновременно с автоматизацией звука у ребенка будет совершенствоваться фонематический слух, будут улучшаться процессы памяти, внимания, развиваться творческое воображение. Если сопровождать проговаривание домашних заданий рисованием картинок, действиями с игрушками из “Киндер-сюрпризов”, выкладыванием “дорожек” из счетных палочек, мозаики, пуговиц, камешков и т. п., то у ребенка будут задействованы пальчики рук, что в свою очередь благоприятно скажется на развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму.

Постановка (или вызывание, формирование) звуков – это сложный процесс, который чаще всего осуществляет логопед. “По мере того, как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по его включению в речь, или автоматизации”. Автоматизация – это тренировочные упражнения со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.

Автоматизация любых звуков осуществляется в определенной последовательности:

• в слогах;

• в словах без стечения согласных, с учетом местоположения звука (в начале, в середине, в конце слова, в словах со стечением согласных звуков;

• в предложениях;

• в чистоговорках, скороговорках и стихах;

• в связной разговорной речи.

При закреплении правильного произношения того или иного звука необходимо соблюдать несколько основных правил:

На первых порах нужно многократно проговаривать с ребенком речевой материал, предоставленный логопедом – важно четко произносить ряды слов со звуком в определенной позиции, а чуть позже – предложения, насыщенные закрепляемым звуком, заучивать стихотворения.

Предусматривается постепенное повышение темпа речевых упражнений: от неторопливого произнесения слов с протяжным, утрированным выделением отрабатываемого звука ребенок должен постепенно переходить к обычному темпу речи. На определенном этапе можно будет приступить к более быстрому проговариванию скороговорок.

Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию: важно объяснить ребенку значимость правильного произношения. Обязательно хвалите вашего малыша за выполненные задания, за его достижения, отмечайте успехи ребенка. Не акцентируйте внимание на неудачах, а целенаправленно преодолевайте их. Старайтесь не заниматься с ребенком, если он утомлен или перевозбужден, скорее всего, такие занятия не дадут результата. Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука более увлекательным и эффективным, используйте в работе игровые приёмы, больше играйте с ребенком. Включайте игры в свои повседневные дела: играйте с вашим малышом во время прогулки, по дороге домой из детского сада, в автобусе или в поликлинике, во время совместного творчества или приготовления ужина! Картинки и игрушки, игровая ситуация, а также эмоциональное преподнесение речевого материала создают непринужденную обстановку и превращают закрепление звуков в интересное занятие.

На сегодняшний день имеется очень большой выбор логопедических тетрадей для домашней работы над звуками. Я попыталась выбрать самые интересные и полезные упражнения, которые в них предлагаются. Мы выполняем эти задания на логопедических занятиях, но их обязательно надо закреплять дома. Постарайтесь найти немного времени на подготовку и проявить фантазию.

2. Практическая часть

Итак, давайте будем учиться играть! Для начала необходимо собрать речевой материал для автоматизации того или иного звука:

• сделать карточки со словами и предложениями (можно воспользоваться теми распечатками и карточками, которые вам подобрал логопед);

• найти и вырезать картинки с автоматизируемым звуком из старых журналов или выбрать картинки из различных лото. Вы можете купить готовые логопедические тетради для домашних заданий (о некоторых из них я рассказывала вам ранее).

На первом этапе звук автоматизируется в слогах, но на этой работе, как правило, мы долго не задерживаемся. Все-таки, смысловые упражнения должны преобладать над чисто механическим повторением и проговариванием. Поэтому рассмотрим примеры дидактических игр для закрепления звуков в словах:

«Лото»;

«Лабиринты» (создайте собственные “лабиринты” из подобранных вами картинок или воспользуйтесь пособием Л. А. Комаровой «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»).

С картинками из «Лото» или «Лабиринтов» можно поиграть в «Ходилки» : шагаем по стрелочкам и называем картинки. А также выполнить другие задания: «Загадки», «Эхо», «Фотограф» и т. д.

родителями проигрываются приемы на автоматизацию звуков: «Угадай-ка» ( отгадывание предметов по их признакам или действиям: например: «мужская, полосатая. Что? (рубашка, “течет, журчит. Что? (ручей, «Половинки» ( угадывание слова по его началу: шап., сан., руба., «Хлопушки» или «Телеграф» (проговаривание слов сопровождается отхлопыванием, отстукиванием их по слогам: ла-пы, ла-до-ни, ма-ши-на).

В игры, которые мы с вами будем рассматривать дальше, можно играть как с картинками, так и без них.

«Угадай слово», «Придумай слово» - узнавание или придумывание слов по заданному начальному слогу или по первой букве (звуку)

Варианты игры «Волшебная палочка»это лексико-грамматические упражнения: «Один – много» – образование существительных множественного числа; «Чего не стало?», “Много чего” – правильное употребление окончаний существительных единственного и множественного числа в родительном падеже; «Назови ласково», «Большой-маленький», «В стране гномов» – образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; «Посчитай-ка» - согласование имен существительных с числительными. При этом можно использовать счетные палочки, магнитные цифры, бусы, самостоятельно смастерить «логопедический абак».

(Родители считают предметы с помощью логопедического абак).

Как видите, подобные упражнения позволяют научиться употреблять некоторые сложные грамматические формы правильно, без ошибок.

Следующие игровые приемы развивают речевой слух ребенка, активизируют его словарный запас, развивают память.

«Эхо» - повторение по три (четыре) слова за взрослым, подражая эхо;

«Рифмы» - подбор слов, похожих по звучанию.

Родителям предлагается поиграть в «поэтов» : нужно выбрать из предложенных слов или самостоятельно подобрать слова в рифму к заданному слову :

Комары – (топоры, Ковер –. (шофер, костер); Кефир –. (зефир, факир).Колобок –. (коробок, клубок, мыло –. (шило, было) и т. п.

«Четвертый лишний» – в этом задании надо выделить и назвать лишний предмет. Три предмета можно объединить по какому-то признаку, например, форме, назначению или их можно назвать одним обобщающим словом («овощи», «животные», «инструменты», «школьные принадлежности» и т. п.). А вот один предмет не обладает таким признаком и является лишним.

Родителям предлагаются карточки на данное упражнение. Родители называют лишний предмет, объясняют свой выбор.

Следующим этапом является автоматизация звука в предложениях. Просто придумывать предложения – это скучно! Поэтому вам придется быть изобретательными, чтобы заинтересовать ребенка. Можно обыграть такие задания следующим образом: взрослый проговаривает предложения, насыщенные заданным звуком, искажая произношение звука – пропуская звук, заменяя его другим или подражая неправильному произношению самого ребенка.

Данный прием проигрывается с несколькими родителями, которым раздаются карточки с предложениями.

Переставьте слова в предложении, чтобы его смысл стал неправильным, необычным. Это очень весело и такие приемы нравятся детям.

«Заколдованные предложения», «Небылицы», «Путаница», «Скоморох решил тебя рассмешить» и т. д.

С этой же целью используем на логопедических занятиях, а вы можете продолжать это дома, следующий прием: перечисляем предметы, которые нашли Мила и Владик. Эту игру можно устроить в форме соревнований – кто больше придумает слов со звуком Л и правильно его произнесет, тот и считается победителем (Даша и Паша - слова со звуком Ш) и т. д.

Чуть позже, когда ребенок уже сможет контролировать свою речь и без особых усилий произносит звук, в процесс автоматизации можно включить стихотворную речь.

Сначала, как правило, берем простой вид стихотворной речи – чистоговорки. Чистоговорки – это слоги и предложения, рифмованные между собой. Их можно проговаривать совместно, договаривать или придумывать самостоятельно. А теперь вас ждет самостоятельная работа – кто-то попробует сочинить чистоговорку, а кто-то придумает ее конец. (Родителям раздаются карточки с началом чистоговорок, дается 2-4 минуты на творческую работу, затем можно заслушать несколько примеров).

Некоторые дети после предыдущих этапов работы уже смогут без контроля со стороны взрослого использовать в обычной речи правильное произношение. Но кому-то еще необходимо будет проработать звуки в скороговорках, коротких стихотворениях и связных рассказах.

Скороговорки, стихи, загадки, насыщенные закрепляемым звуком, можно найти в любых логопедических пособиях, на сайтах по развитию речи, а также подборки скороговорок есть в картотеке нашего логопедического кабинета.

(Родителям предлагается вспомнить, какие скороговорки, стихи они учили со своим ребёнком.)

Для лучшего запоминания стихотворений советую использовать мнемотехнику – т. е. рисовать предметы из каждой строчки стишка или загадки, а потом вспоминать текст, глядя на зарисовки.

(Родителям раздаются «мнемодорожки», предлагается воспроизвести зашифрованный в ней текст скороговорки, стихотворения).

И все-таки, главной целью всей логопедической работы является формирование коммуникативных умений и навыков у ребенка. Важно, чтобы к моменту окончания занятий с логопедом дошкольник мог правильно выговаривать все звуки в любых ситуациях общения. Поэтому заключительный этап – это автоматизация звука в связной речи: составление и пересказ рассказов (по сюжетной картинке, по серии картинок, пересказ сказок, придумывание историй и фантазирование. Эта работа помогает не только закрепить произношение звуков, но и способствует развитию монологической речи ребенка, положительно влияет на его речевую готовность к школе.

Существуют специальные пособия по развитию связной речи – наборы и серии сюжетных картинок, специально созданные авторские тексты, максимально насыщенные автоматизируемым звуком. Но можно использовать обычные детские книги с картинками, которые наверняка найдутся у каждого из вас в домашней библиотеке.

Сегодня имеется большой выбор разнообразных настольно-печатных игр, домашних логопедических тетрадей. В некоторых из них можно играть, рисовать, раскрашивать и одновременно закреплять правильное произношение звуков. Очень интересными, на мой взгляд, являются пособия Л. А. Комаровой «Автоматизация звука в игровых упражнениях», тетради с занимательными заданиями «День рождения Р», «Приключения Л» и др. И. В. Баскакиной и М. И. Лынской, “Говорящий карандашик” Н. В. Гальской и другие.

3. Подведение итогов.

Процесс становления правильной, красивой речи очень сложен и требует большого терпения и заинтересованности! Я уверена, что если вы будете заниматься вместе с ребенком весь период логопедической работы и следить за его произношением, то результат этого кропотливого труда не заставит себя ждать.

Литература.

1. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. М. :Издат-школа, СПб. :Библиополис, 1996г.

2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Серия “Популярная логопедия”, Логопедические игры. “День рождения Р”, “Приключения Л” и др. М. :Айрис-Пресс, 2013 г.

3. Комарова Л. А. Серия “Альбом дошкольника”, Автоматизация звука Р (Л и др.) в игровых упражнениях. М. : Гном, 2013 г.

4. Лазаренко О. И. Серия “Библиотека логопеда-практика”, Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Р (Л).М. : Айрис-пресс, 2006

5. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “Дефектология” / под ред. Л. С. Волковой – М. : Просвещение, 1989.

6. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками : Речевой дидактический материал: пособие для логопедов,дефектологов и воспитателей, М. : Мозаика-синтез, 2004.

7. Ткаченко Т. А. Серия “Учим произносить правильно”, Фонетические рассказы с картинками, М. : АРКТИ, 2004.

Публикации по теме:

«Учимся, играя в танграм». Консультация для родителей Уважаемые родители! С наступлением холодов мы реже стали выходить на улицу и больше времени проводим в стенах дома. И тут встаёт проблема.

Мастер–класс для родителей группы с ЗПР «Учимся, играя. Использование современных компьютерных технологий для развития детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Лесовичок» комбинированного вида городского округа г. Буй Мастер.

Памятка для родителей «Учимся петь, играя!» Игры для развития вокальных навыков Памятка родителям, которые хотят научить ребёнка петь 1. Создайте дома небольшую фонотеку с детскими песнями, потешками, музыкальными сказками,.

Практикум для родителей «Учимся проводить самостоятельные исследования» Автор: Киргинцева Мария Евгеньевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №2 «Рябинка»», г. Мегион Описание работы: данный материал поможет родителям.

Семинар-практикум «Игровая кукла: делаем играя» Приложения к проекту «Мини-музей «Бабушкина кукла». Приложение 7,8 Приложение 7 "Игровая кукла: делаем играя" Семинар – практикум Изготовление.

Семинар-практикум для родителей «Русский фольклор — источник взаимопонимания родителей и детей» «Русский фольклор – источник взаимопонимания родителей и детей» Актуальность: Представление о том, что для воспитания нужны специальные.

Семинар-практикум для родителей «Развиваем играя» МБДОУ детский сад №2 «Светлячок» «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого - деятельность, работа, служба. Каков ребёнок.

Семинар-практикум для родителей старшей группы «Сказка глазами детей и родителей»Семинар-практикум для родителей старшей группы «Сказка глазами детей и родителей» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «Сказка глазами детей и родителей» Цель: помочь родителям осознать роль сказок в.

Семинар-практикум «Играя, развиваем речь»Семинар-практикум «Играя, развиваем речь» Приказ 22.03.2018г. г. Троицк № О проведении семинара - практикума «Играя, развиваем речь» На основании годового плана работы МБДОУ "Детский.

Семинар практикум «Учимся танцевать» Семинар – практикум для воспитателей и специалистов ДОУ «Учимся танцевать!» Подготовила музыкальный руководитель 1 категории Реимбаева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Играя, учимся»
Опубликовано: 19 мая 2018 в 16:54
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД