Коротаева Лидия Николаевна
Семинар-практикум для родителей «Играя, учимся»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: оказание практической помощи родителям в подборе речевого материала и игровых приемов при проведении домашних занятий по автоматизации звуков;
Оборудование: карточки с заданиями и речевым материалом (предметные картинки, наборы слов и предложений на определенный звук, слоговые ряды для составления чистоговорок, «мнемодорожки», «логопедический абак», выставка пособий по автоматизации звуков).
1. Вступительное слово учителя-логопеда.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Играя, учимся“» размещена в разделах
Значение игры в жизни ребенка очень велико! Игры стимулируют познавательную активность ребенка, позволяют ему усваивать необходимые знания в интересной для него форме. Сегодня мы рассмотрим, как превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков у детей в занимательную игру. При выполнении упражнений в игровой форме одновременно с автоматизацией звука у ребенка будет совершенствоваться фонематический слух, будут улучшаться процессы памяти, внимания, развиваться творческое воображение. Если сопровождать проговаривание домашних заданий рисованием картинок, действиями с игрушками из “Киндер-сюрпризов”, выкладыванием “дорожек” из счетных палочек, мозаики, пуговиц, камешков и т. п., то у ребенка будут задействованы пальчики рук, что в свою очередь благоприятно скажется на развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму.
Постановка (или вызывание, формирование) звуков – это сложный процесс, который чаще всего осуществляет логопед. “По мере того, как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по его включению в речь, или автоматизации”. Автоматизация – это тренировочные упражнения со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.
Автоматизация любых звуков осуществляется в определенной последовательности:
• в слогах;
• в словах без стечения согласных, с учетом местоположения звука (в начале, в середине, в конце слова, в словах со стечением согласных звуков;
• в предложениях;
• в чистоговорках, скороговорках и стихах;
• в связной разговорной речи.
При закреплении правильного произношения того или иного звука необходимо соблюдать несколько основных правил:
На первых порах нужно многократно проговаривать с ребенком речевой материал, предоставленный логопедом – важно четко произносить ряды слов со звуком в определенной позиции, а чуть позже – предложения, насыщенные закрепляемым звуком, заучивать стихотворения.
Предусматривается постепенное повышение темпа речевых упражнений: от неторопливого произнесения слов с протяжным, утрированным выделением отрабатываемого звука ребенок должен постепенно переходить к обычному темпу речи. На определенном этапе можно будет приступить к более быстрому проговариванию скороговорок.
Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию: важно объяснить ребенку значимость правильного произношения. Обязательно хвалите вашего малыша за выполненные задания, за его достижения, отмечайте успехи ребенка. Не акцентируйте внимание на неудачах, а целенаправленно преодолевайте их. Старайтесь не заниматься с ребенком, если он утомлен или перевозбужден, скорее всего, такие занятия не дадут результата. Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука более увлекательным и эффективным, используйте в работе игровые приёмы, больше играйте с ребенком. Включайте игры в свои повседневные дела: играйте с вашим малышом во время прогулки, по дороге домой из детского сада, в автобусе или в поликлинике, во время совместного творчества или приготовления ужина! Картинки и игрушки, игровая ситуация, а также эмоциональное преподнесение речевого материала создают непринужденную обстановку и превращают закрепление звуков в интересное занятие.
На сегодняшний день имеется очень большой выбор логопедических тетрадей для домашней работы над звуками. Я попыталась выбрать самые интересные и полезные упражнения, которые в них предлагаются. Мы выполняем эти задания на логопедических занятиях, но их обязательно надо закреплять дома. Постарайтесь найти немного времени на подготовку и проявить фантазию.
2. Практическая часть
Итак, давайте будем учиться играть! Для начала необходимо собрать речевой материал для автоматизации того или иного звука:
• сделать карточки со словами и предложениями (можно воспользоваться теми распечатками и карточками, которые вам подобрал логопед);
• найти и вырезать картинки с автоматизируемым звуком из старых журналов или выбрать картинки из различных лото. Вы можете купить готовые логопедические тетради для домашних заданий (о некоторых из них я рассказывала вам ранее).
На первом этапе звук автоматизируется в слогах, но на этой работе, как правило, мы долго не задерживаемся. Все-таки, смысловые упражнения должны преобладать над чисто механическим повторением и проговариванием. Поэтому рассмотрим примеры дидактических игр для закрепления звуков в словах:
• «Лото»;
• «Лабиринты» (создайте собственные “лабиринты” из подобранных вами картинок или воспользуйтесь пособием Л. А. Комаровой «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»).
С картинками из «Лото» или «Лабиринтов» можно поиграть в «Ходилки» : шагаем по стрелочкам и называем картинки. А также выполнить другие задания: «Загадки», «Эхо», «Фотограф» и т. д.
(С родителями проигрываются приемы на автоматизацию звуков: «Угадай-ка» ( отгадывание предметов по их признакам или действиям: например: «мужская, полосатая. Что? (рубашка, “течет, журчит. Что? (ручей, «Половинки» ( угадывание слова по его началу: шап., сан., руба., «Хлопушки» или «Телеграф» (проговаривание слов сопровождается отхлопыванием, отстукиванием их по слогам: ла-пы, ла-до-ни, ма-ши-на).
В игры, которые мы с вами будем рассматривать дальше, можно играть как с картинками, так и без них.
«Угадай слово», «Придумай слово» - узнавание или придумывание слов по заданному начальному слогу или по первой букве (звуку)
Варианты игры «Волшебная палочка» – это лексико-грамматические упражнения: «Один – много» – образование существительных множественного числа; «Чего не стало?», “Много чего” – правильное употребление окончаний существительных единственного и множественного числа в родительном падеже; «Назови ласково», «Большой-маленький», «В стране гномов» – образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; «Посчитай-ка» - согласование имен существительных с числительными. При этом можно использовать счетные палочки, магнитные цифры, бусы, самостоятельно смастерить «логопедический абак».
(Родители считают предметы с помощью логопедического абак).
Как видите, подобные упражнения позволяют научиться употреблять некоторые сложные грамматические формы правильно, без ошибок.
Следующие игровые приемы развивают речевой слух ребенка, активизируют его словарный запас, развивают память.
• «Эхо» - повторение по три (четыре) слова за взрослым, подражая эхо;
• «Рифмы» - подбор слов, похожих по звучанию.
Родителям предлагается поиграть в «поэтов» : нужно выбрать из предложенных слов или самостоятельно подобрать слова в рифму к заданному слову :
Комары – (топоры, Ковер –. (шофер, костер); Кефир –. (зефир, факир).Колобок –. (коробок, клубок, мыло –. (шило, было) и т. п.
«Четвертый лишний» – в этом задании надо выделить и назвать лишний предмет. Три предмета можно объединить по какому-то признаку, например, форме, назначению или их можно назвать одним обобщающим словом («овощи», «животные», «инструменты», «школьные принадлежности» и т. п.). А вот один предмет не обладает таким признаком и является лишним.
Родителям предлагаются карточки на данное упражнение. Родители называют лишний предмет, объясняют свой выбор.
Следующим этапом является автоматизация звука в предложениях. Просто придумывать предложения – это скучно! Поэтому вам придется быть изобретательными, чтобы заинтересовать ребенка. Можно обыграть такие задания следующим образом: взрослый проговаривает предложения, насыщенные заданным звуком, искажая произношение звука – пропуская звук, заменяя его другим или подражая неправильному произношению самого ребенка.
Данный прием проигрывается с несколькими родителями, которым раздаются карточки с предложениями.
Переставьте слова в предложении, чтобы его смысл стал неправильным, необычным. Это очень весело и такие приемы нравятся детям.
• «Заколдованные предложения», «Небылицы», «Путаница», «Скоморох решил тебя рассмешить» и т. д.
С этой же целью используем на логопедических занятиях, а вы можете продолжать это дома, следующий прием: перечисляем предметы, которые нашли Мила и Владик. Эту игру можно устроить в форме соревнований – кто больше придумает слов со звуком Л и правильно его произнесет, тот и считается победителем (Даша и Паша - слова со звуком Ш) и т. д.
Чуть позже, когда ребенок уже сможет контролировать свою речь и без особых усилий произносит звук, в процесс автоматизации можно включить стихотворную речь.
Сначала, как правило, берем простой вид стихотворной речи – чистоговорки. Чистоговорки – это слоги и предложения, рифмованные между собой. Их можно проговаривать совместно, договаривать или придумывать самостоятельно. А теперь вас ждет самостоятельная работа – кто-то попробует сочинить чистоговорку, а кто-то придумает ее конец. (Родителям раздаются карточки с началом чистоговорок, дается 2-4 минуты на творческую работу, затем можно заслушать несколько примеров).
Некоторые дети после предыдущих этапов работы уже смогут без контроля со стороны взрослого использовать в обычной речи правильное произношение. Но кому-то еще необходимо будет проработать звуки в скороговорках, коротких стихотворениях и связных рассказах.
Скороговорки, стихи, загадки, насыщенные закрепляемым звуком, можно найти в любых логопедических пособиях, на сайтах по развитию речи, а также подборки скороговорок есть в картотеке нашего логопедического кабинета.
(Родителям предлагается вспомнить, какие скороговорки, стихи они учили со своим ребёнком.)
Для лучшего запоминания стихотворений советую использовать мнемотехнику – т. е. рисовать предметы из каждой строчки стишка или загадки, а потом вспоминать текст, глядя на зарисовки.
(Родителям раздаются «мнемодорожки», предлагается воспроизвести зашифрованный в ней текст скороговорки, стихотворения).
И все-таки, главной целью всей логопедической работы является формирование коммуникативных умений и навыков у ребенка. Важно, чтобы к моменту окончания занятий с логопедом дошкольник мог правильно выговаривать все звуки в любых ситуациях общения. Поэтому заключительный этап – это автоматизация звука в связной речи: составление и пересказ рассказов (по сюжетной картинке, по серии картинок, пересказ сказок, придумывание историй и фантазирование. Эта работа помогает не только закрепить произношение звуков, но и способствует развитию монологической речи ребенка, положительно влияет на его речевую готовность к школе.
Существуют специальные пособия по развитию связной речи – наборы и серии сюжетных картинок, специально созданные авторские тексты, максимально насыщенные автоматизируемым звуком. Но можно использовать обычные детские книги с картинками, которые наверняка найдутся у каждого из вас в домашней библиотеке.
Сегодня имеется большой выбор разнообразных настольно-печатных игр, домашних логопедических тетрадей. В некоторых из них можно играть, рисовать, раскрашивать и одновременно закреплять правильное произношение звуков. Очень интересными, на мой взгляд, являются пособия Л. А. Комаровой «Автоматизация звука в игровых упражнениях», тетради с занимательными заданиями «День рождения Р», «Приключения Л» и др. И. В. Баскакиной и М. И. Лынской, “Говорящий карандашик” Н. В. Гальской и другие.
3. Подведение итогов.
Процесс становления правильной, красивой речи очень сложен и требует большого терпения и заинтересованности! Я уверена, что если вы будете заниматься вместе с ребенком весь период логопедической работы и следить за его произношением, то результат этого кропотливого труда не заставит себя ждать.
Литература.
1. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. М. :Издат-школа, СПб. :Библиополис, 1996г.
2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Серия “Популярная логопедия”, Логопедические игры. “День рождения Р”, “Приключения Л” и др. М. :Айрис-Пресс, 2013 г.
3. Комарова Л. А. Серия “Альбом дошкольника”, Автоматизация звука Р (Л и др.) в игровых упражнениях. М. : Гном, 2013 г.
4. Лазаренко О. И. Серия “Библиотека логопеда-практика”, Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Р (Л).М. : Айрис-пресс, 2006
5. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “Дефектология” / под ред. Л. С. Волковой – М. : Просвещение, 1989.
6. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками : Речевой дидактический материал: пособие для логопедов,дефектологов и воспитателей, М. : Мозаика-синтез, 2004.
7. Ткаченко Т. А. Серия “Учим произносить правильно”, Фонетические рассказы с картинками, М. : АРКТИ, 2004.