Елена Стефаненкова
Мастер-класс для родителей «Учимся, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для родителей
«Учимся, играя»
Цель: оказание практической помощи родителям в подборе речевого материала и игровых приемов при проведении домашних занятий по автоматизации звуков;
Оборудование: мультимедийная установка, экран, ПК, презентация Microsoft Office PowerPoint “Учимся, играя», карточки с заданиями и речевым материалом (наборы слов и предложений на определенный звук, слоговые ряды для составления “чистоговорок”).
Публикация «Мастер-класс для родителей „Учимся, играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Значение игры в жизни ребенка очень велико! Игры стимулируют познавательную активность ребенка, позволяют ему усваивать необходимые знания в интересной для него форме. Сегодня мы рассмотрим, как превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков у детей в занимательную игру. Вашему вниманию будут представлены различные игровые приемы на примере изучаемых звуков. При выполнении упражнений в игровой форме одновременно с автоматизацией звука у ребенка будет совершенствоваться фонематический слух, будут улучшаться процессы памяти, внимания, развиваться творческое воображение. Если сопровождать проговаривание домашних заданий рисованием картинок, действиями с игрушками из “Киндер-сюрпризов”, выкладыванием “дорожек” из счетных палочек, мозаики, пуговиц, камешков и т. п., то у ребенка будут задействованы пальчики рук, что в свою очередь благоприятно скажется на развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму.
Необходимым условием чистой речи является правильное речевое дыхание. (слайд 3-4)
Пальчиковая гимнастика вводится в каждое логопедическое занятие. Используются разные приемы : прищепки («Назвать все, что летает,прыгает, плавает…», суджок –массажер. (слайд 5-6)
Артикуляционная гимнастика способствует выработке правильного артикуляционного уклада для постановки отсутствующего звука. (слайд 7)
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Комплекс упражнений подбирается исходя из артикуляционного уклада звука.
После постановки звука отрабатывается изолированное произношение изучаемого звука в игровой форме : как змейка шипит ш-ш-ш-, машина едет р-р-р-р, нарисовать иголки ежику и т. д. “Лабиринты” (создайте собственные “лабиринты” из подобранных вами картинок или воспользуйтесь пособием Л. А. Комаровой “Автоматизация звука в игровых упражнениях”).(слайд 8-11)
Следующий этап логопедической коррекции звукопроизношения: автоматизация звука в слогах: угости собачку косточкой, помоги лягушонку, найди гараж для машины. (слайд 12-15)
Для закрепления произношения звуков в словах используются игры: «Кто летит на самолете?», «Чего не стало?», «Кто живет в Улиточке?» (слайд 16-18)
Закрепление навыков звукового анализа и синтеза: игры «Светофор»,
«Веселый поезд» (слайд 19-20)
На первых порах нужно многократно проговаривать с ребенком речевой материал, предоставленный логопедом – важно четко произносить ряды слогов, слов со звуком в определенной позиции, а чуть позже – предложения, насыщенные закрепляемым звуком, заучивать стихотворения.
Варианты игры “Волшебная палочка” – это лексико-грамматические упражнения: “Один – много” – образование существительных множественного числа; “Прятки”, “Много чего” – правильное употребление окончаний существительных единственного и множественного числа в родительном падеже; “Назови ласково”, “Большой-маленький” – образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
“Посчитай-ка” согласование имен существительных с числительными.
Счет предметов до пяти, до семи или до десяти помогает детям освоить навыки порядкового счета, способствует удлинению речевого выдоха, а также учит их правильно согласовывать имена существительные с числительными “один”, “два”, “пять”. При автоматизации Р считаем, например, арбузы таким образом: один арбуз, два арбуза, три арбуза. пять арбузов и т. д. Можно использовать счетные палочки, магнитные цифры.
Просим родителей посчитать “мишек-мышек” в быстром темпе.
(слайд 21- 23)
Предусматривается постепенное повышение темпа речевых упражнений: от неторопливого произнесения слов и предложений с протяжным, утрированным выделением отрабатываемого звука ребенок должен постепенно переходить к обычному темпу речи. На определенном этапе можно будет приступить к более быстрому проговариванию скороговорок.
Если ребенок не выговаривает несколько звуков, желательно сначала автоматизировать один звук. Речевой и картинный материал должен быть подобран таким образом, чтобы другие нарушенные звуки встречались как можно реже. Не рекомендуется одновременно автоматизировать два сходных по акустическим признакам звука (например, [С] и [Ш], [Р] и [Л], [Ц] и [Ч] и др.). В противном случае, у ребенка могут возникнуть смешения звуков в произношении: например, вместо “шапка” он будет говорить “сапка”, вместо “лодка” - “родка” и т. п.
Следующим этапом является автоматизация звука в предложениях. Просто придумывать предложения – это скучно! Поэтому вам придется быть изобретательными, чтобы заинтересовать ребенка. Можно обыграть такие задания следующим образом: “Заколдованные предложения”, “Небылицы”, “Путаница”, “Помоги Незнайке”, “Скоморох решил тебя рассмешить”.
Заключительный этап – это автоматизация звука в связной речи: составление и пересказ рассказов (по сюжетной картинке, по серии картинок, пересказ сказок, придумывание историй и фантазирование.
Необходимо переходить от простых видов речевой деятельности к более сложным: сначала ребенок просто повторяет слова за взрослым, а затем сам называет предметы, действия по картинкам, выполняет грамматические упражнения в игровой форме. Отработать чистое произношение и дикцию можно в стихотворениях, скороговорках и рассказах по картинкам.
(слайд 24-26)
Для лучшего запоминания стихотворений советую использовать мнемотехнику – т. е. рисовать предметы из каждой строчки стишка или загадки, а потом вспоминать текст, глядя на зарисовки. (слайд 27)
“Четвертый лишний” – в этом задании надо выделить и назвать лишний предмет. Три предмета можно объединить по какому-то признаку, например, форме, назначению или их можно назвать одним обобщающим словом (“овощи”, “животные”, “инструменты”, “школьные принадлежности” и т. п.). А вот один предмет не обладает таким признаком и является лишним.
(слайд 31-34)
Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию: важно объяснить ребенку значимость правильного произношения. Обязательно хвалите вашего малыша за выполненные задания, за его достижения, отмечайте успехи ребенка. Не акцентируйте внимание на неудачах, а целенаправленно преодолевайте их. Старайтесь не заниматься с ребенком, если он утомлен или перевозбужден, скорее всего, такие занятия не дадут результата.
С логопедом дошкольник проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи – процесс непрерывный. Только родительское участие, заинтересованность и постоянное внимание к произношению ребенка помогут преодолеть речевое нарушение. (слайд 37)
Литература.
1. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. М. :Издат-школа, СПб. :Библиополис, 1996г.
2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Серия “Популярная логопедия”, Логопедические игры. “День рождения Р”, “Приключения Л” и др. М. :Айрис-Пресс, 2013 г.
3. Комарова Л. А. Серия “Альбом дошкольника”, Автоматизация звука Р (Л и др.) в игровых упражнениях. М. : Гном, 2013 г.
4. Лазаренко О. И. Серия “Библиотека логопеда-практика”, Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Р (Л).М. : Айрис-пресс, 2006
5. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками: Речевой дидактический материал: пособие для логопедов,дефектологов и воспитателей, М. : Мозаика-синтез, 2004.
6. Ткаченко Т. А. Серия “Учим произносить правильно”, Фонетические рассказы с картинками, М. : АРКТИ, 2004.