Алевтина Голоушина
Учимся, играя. Математика для малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по математике для малышей
Дети в раннем возрасте - маленькие исследователи, которые ежедневно открывают для себя что-то новое. Будучи активными в познании окружающего мира, они рано проявляют интерес к математическим понятиям. Задача педагога — не навязывать обучение математике, а добиваться, чтобы дети постигали её самостоятельно,
Публикация «Учимся, играя, Математика для малышей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
главным образом с помощью чувств. Ведь, если преподнести ребёнку довольно сложные вещи в занимательной форме, то он будет рад узнавать новое ещё. В этом воспитателю помогут интересные занятия с использованием подвижных,
пальчиковых и дидактических игр.
Игровой компонент в освоении математических понятий в младшем возрасте
Задачи и приёмы с учётом требований ФГОС
Малыши раннего дошкольного возраста только приобщаются к познавательной деятельности. И в сетке занятий математика, как правило, не выделяется в отдельную непосредственно образовательную деятельность. Математические понятия затрагиваются в рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром или ФЦКМ (формирование целостной картины мира, либо, деятельность обозначается как сенсорика с элементами математики. В любом случае ознакомление малышей с математическими понятиями происходит исключительно в игровой форме, иначе дети просто не будут воспринимать образовательную деятельность.
Основные знания и умения, которыми должны обладать воспитанники первой младшей группы к концу учебного года. 1. Классифицировать предметы (игрушки, посуда, одежда и пр., отличать их по цвету, размеру (большой и маленький, понимать понятия («один», «много», «ни одного») 2. Подбирать тождественные предметы (пару к сандалику, такой же по цвету и размеру кубик и пр.). 3. Обследовать новые предметы, уметь определять их цвет, форму, размер. 4. Выполнять манипуляции с предметами, ориентируясь сразу на два свойства (например, собрать пирамидку из 4–5 колечек разных цветов, вложить трёх матрёшек одна в другую, совмещая рисунок на сарафане). 5. Различать ключевые формы элементов строительного материала — кубик и кирпичик, знать варианты их расположения на плоскости. 6. Понимать простейшие пространственные отношения:(ближе - дальше, вверху-внизу, спереди - сзади и т. д.) Согласно требованиям ФГОС во второй младшей группе занятия по ФЭМП уже выделяются в расписании как отдельный предмет и проводятся один раз в неделю. Малыши продолжают развивать знания, которые были заложены в ясельной группе (однако многие дети в возрасте три года только приходят в детский сад, по тем же тематическим направлениям: количество, величина, форма, ориентировка в пространстве.
Кроме того, добавляется новая задача - дошкольники знакомятся с временными понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь». Игровой компонент на занятиях математикой в младшем дошкольном возрасте также имеет первостепенное значение. Познаем и учимся в игре.
Игровые методы и приё мы: 1. Игровая мотивация — побуждение дошкольников к действию. Вызвать интерес к освоению математических понятий помогут сказочные персонажи, любимые герои из мультфильмов, забавные зверушки, которые приходят к ребятам в гости и просят их помочь решить какую-то проблему или научить их тому, что они сами не умеют. Также хорошо работает мотив путешествия, когда воспитатель предлагает малышам отправиться в сказку или волшебную страну на импровизированном поезде, корабле, самолёте.
2. Элементы драматизации помогут создать эмоциональный фон занятия.
Дети включаются в игру, не замечая, что их чему-то обучают. Например, если ребёнок неправильно формулирует какую-то мысль, то герой (например, почемучка) его поправляет, даёт более подробное объяснение. Малыш в этом случае не обижается, не замыкается в себе, а делает ещё одну попытку. 3. Метод предварительной ошибки, особенно эффективен при закреплении усвоенного материала. Педагог просит сказочного персонажа (Винни -Пуха) выполнить задание, например, построить из палочек квадрат. Медвежонок строит его из трёх палочек — соответственно, получается треугольник. Дети, конечно же, замечают ошибку (ведь, они уже знают, чем квадрат отличается от треугольника).
Винни -Пух продолжает настаивать на своём, а ребята учат его правильным действиям- добавить ещё одну палочку и сделать все углы прямыми. 4. Воспитатель участвует в игре наравне с детьми. Педагог не является сторонним наблюдателем игрового процесса, а сам собирает башенки, строит дом из кубиков, демонстрируя малышам, как интересно работать с дидактическим материалом и вызывая у них желание к самостоятельной деятельности. 5. Игры должны быть разнообразными, направленными на чередование деятельности. В ходе занятия воспитатель использует дидактические игры, подвижные игры и пальчиковую гимнастику.
Познавательно-игровой деятельностью малыши раннего и младшего возраста должны заниматься не только на занятии, но и в свободное время. Для этого у детей в свободном доступе должны быть различные игры, для этого воспитателю необходимо продумать, как расположить правильно материалы, игры и пособия в группе, она создает предметно пространственную развивающую среду:
- игры для сенсорного развития (прищепки, геометрические фигуры, которые вставляются в ячейки по принципу пазлы, матрёшки, развивающие домики с окошками разной формы, домино и геометрическое лото, счётные палочки, из которых можно складывать различные картинки, «Блоки Дьенеша», настольно-печатные игры и др.)
Интересно, что для закрепления математических понятий в раннем и младшем дошкольном возрасте, вполне можно использовать режимные моменты: одевание и раздевание на прогулку, гигиенические процедуры, наблюдение за сервировкой стола и пр. Например, во время сборов на прогулку воспитатель предлагает малышам следующие виды игровых заданий: - сравнить сандалики или сапожки по величине (приложив их подошвы); - обсудить с малышами цвет их шапок, шарфиков, курток; - выяснить путём сравнения, чей шарфик длиннее; - спросить, много ли детей сегодня пришли в куртках, пальто; - обратить внимание, что у каждого две варежки, а когда они сушатся на батарее, то их много. На прогулке: - предложить детям собрать в маленькое ведро маленькие камушки и листья,
а в большое - большие; - из песка сделать большие куличик для большой куклу, маленькие - для маленькой;
- выкопать большую пещеру для медведя, а маленькую для мышки; - попросить ребят наполнить одно ведро полностью песком, а другое - наполовину;
- на влажном песке сделать отпечаток подошвы обуви ребёнка и взрослого, сравнить их по размеру; - наблюдая за проезжающими автомобилями, обсуждать их цвет, размер, направление и скорость движения; - сравнивать по размеру дерево и куст, дерево и травинку, куст и травинку. Перед приё мом пищи: - обратить внимание на сервировку стола: хлеб лежит слева от тарелки, а ложка справа;
- в каждой тарелке находится по одной котлете (понятие «по одному»).
После сна: - обратить внимание на цвет и форму массажных ковриков; - воспитатель, расчёсывая девочек, спрашивает, у кого волосы длинные, а у кого — короткие.
Среди различных детских игр особое место занимают познавательные игры, они дают ребенку возможность проявить творческую активность, расширяют его кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес к знаниям. Любая игра ставит перед ребенком ту или иную задачу, которая непременно должна быть решена.
Дидактические, развивающие игры помогают детям легче и прочнее усваивать программный материал, увлекая их самим процессом познания.