Раиса Ткаченко
Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в Ачинской коррекционной общеобразовательной школе-интернате I вида 19 лет, я сделала вывод о том, что специальное образование и инклюзивное образование – это не ступени равных возможностей. Сначала надо определить, что означает специальное образование, а что инклюзивное.
Публикация «Эссе „Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей“» размещена в разделах
Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия.
Инклюзивное образование – процесс совместного воспитания и обучения всех детей, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где учитываются их особые образовательные потребности, создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка.
Основываясь на уже накопленном опыте работы, хочу отметить, что прежде чем внедрять какие–либо новшества совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей, необходимо создать прочную нормативно-правовую и материальную базу. Можно построить пандусы и перестроить туалеты, обучить учителей быть более гибкими, поместить в сердце каждого взрослого понятие инклюзии, но если не принять нормативные документы, уже завтра с этой моделью нечего будет делать.
По моему мнению, при внедрении модели инклюзивного образования должна быть создана образовательная вертикаль : детский сад - школа - учреждение дополнительного образования - учреждение профессиональной подготовки. Сразу появляется вопрос о необходимости закона, который бы регламентировал условия совместного обучения детей-инвалидов и обычных детей на всех ступенях образования. Сколько человек должно быть в группе и сколько из них с ОВЗ? Дети с какими диагнозами будут обучаться в смешанных группах? И что опять делать тем, кто не может выйти из стен квартиры. Информативные источники сообщают о том, что число детей-инвалидов в инклюзивной школе будет ограничено – не более 10% на всю школу и не более трех человек – в одном классе. В инклюзивной школе не может быть 50% детей с ограниченными возможностями здоровья, потому что тогда это будет не инклюзивная школа, а специализированная, 10% - это показатель, рекомендованный психологами.
Возникает вопрос о финансировании. Инклюзивная школа будет финансироваться как обычная общеобразовательная? Но ведь затраты школы, взявшей на себя миссию по обучению особых детей, никак не уложатся в этот норматив. Возникает также вопрос оплаты труда педагогов в группах, где совместно обучаются разные категории детей.
На сегодняшний день важнейшей задачей является выявление всех заинтересованных сторон с их интересами и потребностями. Все трудности, сомнения, опасения, недоумения, недоразумения, чувство замешательства всех заинтересованных (а также незаинтересованных) лиц необходимо выявить и обозначить. А опасений и сомнений будет много и, чтобы процесс инклюзии стал успешным, их все нужно разрешить.
Со своей стороны хочется добавить, что без специально обученного специалиста, сурдопедагога (если идёт речь о глухих детях) инклюзивная школа обойтись не сможет. Сурдопедагог может предоставить информацию и проконсультировать по многим вопросам, например, как пользоваться слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантами. Сурдопедагог поможет составить программу развития ребёнка, оказывать поддержку семье и играть связующую роль между домом и образовательным учреждением.
И, в заключении, хочется отметить следующее: конечно же, замечательно, что сегодня поднимается вопрос об инклюзивном образовании, которое даст возможность с развитием интеграции детей в школе менять отношение взрослых к проблеме детей-инвалидов в обществе, где они должны быть равными среди равных не на бумаге и в лозунгах, а в реальном мире.