Гульнара Ибрагимова
Эссе социального педагога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе социального педагога в ДОУ
Социальным педагогом в муниципальном образовательном автономном дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида «Сказка» работаю с 2010 года. В 2009 году закончила «Тобольскую государственную социально-педагогическую академию им. Д. И. Менделеева», по квалификации социальный педагог, по специальности- социальная педагогика, по специализации – социально-психологическое консультирование.
Публикация «Эссе социального педагога ДОУ» размещена в разделах
Общий педагогический стаж составляет 19 лет.
Планирование работы социального педагога направлено на выполнение Федерального Закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В соответствии с нормативными документами:
- Федерального закона РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Семейного Кодекс РФ
- Конституции РФ
- также с документами регионального значения, Уставом ДОУ и другими.
Ребенок дошкольного возраста находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Его дальнейшее развитие как личности зависит от условий окружающего социума, поэтому основной целью моей работы является оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем.
Оказываю индивидуальную социальную и педагогическую помощь воспитанникам в их адаптации и реабилитации в детском саду, семье, обществе. Организация индивидуальной помощи предполагает определение индивидуальной траектории развития каждого ребенка, выделение специальных задач, соответствующих его способностям, включение его в различные виды деятельности, раскрытие потенциала личности. Для решения этих задач изучаю эмоционально-психологическое состояние детей социально-экономическое положение. Анализирую кризисную ситуацию, планирую пути её преодоления. Каждое утро провожу наблюдения за воспитанниками ДОУ, особое внимание уделяю воспитанникам, из семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации. Обращаю в первую очередь внимание на эмоциональное состояние подопечных, настроение, самочувствие, внешний вид, одежду. С целью выявления факторов неблагополучия провожу беседы с детьми о прошедших выходных днях, о настроении, о чувствах, о друзьях. Совместно с педагогами ДОУ веду тетради наблюдений за воспитанниками, из семей группы риска.
Систематически принимаю участие в психолого-педагогических и медико-социальных заседаниях комиссии ДОУ, оформляю социальные заключения на всех воспитанников.
С подгруппой детей, у которых имеются проблемы с адаптацией и поведением, провожу цикл коррекционно-развивающих занятий с целью формирования социально корректного поведения в кризисных ситуациях дома и в детском саду. (С. И. Семенака «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе»). Направляю свою деятельность в работе с детьми на создание условий, которые необходимы для своевременного и эффективного решения их социальных и личных проблем.
Принимаю активное участие в разработках индивидуальных профилактических программ реабилитации семей группы риска. Индивидуально профилактическая программа разрабатывается на каждую семью группы риска. В зависимости от проблем семьи и принятых задач для решения этих проблем используем разнообразные мероприятия для оказания помощи семье (ребенку, у каждой семьи будут свои индивидуальные мероприятия. Организуемые мероприятия принимаются в таких направлениях как:
• психологическая коррекция семейного неблагополучия – консультации, тренинги педагога- психолога
• индивидуальные психолого-педагогические занятия с ребенком организованные воспитателями и специалистами ДОУ
• педагогическое и правовое просвещение родителей (законных представителей) – администрация ДОУ, социальный педагог
• оказание помощи семье в преодолении трудной жизненной ситуации – ходатайства, акции и т. д.)
• вовлечение семьи и ребенка в мероприятия семейного типа для повышения общественного статуса семьи (приложение 1.2. Раздел I).
Являюсь куратором семей «группы риска». С учетом специфики конкретной семьи стараюсь оказать семьям, нуждающимся в индивидуальной профилактической работе (реабилитации) конкретную и конструктивную помощь, к каждой семье использую индивидуальный и личностный подход. Для оказания конкретной помощи семьям группы риска направляю ходатайства в различные органы об оказании помощи, организую социальные акции с целью оказания материальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Провожу консультирование родителей (законных представителей) по вопросам правовой и педагогической грамотности. Организую, индивидуальные встречи и беседы с родителями (законными представителями) о соблюдении условий Договора ДОУ, о надлежащем исполнении родительских обязанностей и т. д. С целью повышения компетентности родителей в вопросах охраны прав ребенка и знаний о воспитании детей оформляю консультации, буклеты, памятки для родителей и размещаю их на сайте ДОУ. Ежемесячно публикую информацию для родителей (законных представителей) в газете ДОУ «Сказочная академия». Провожу обработку персональных данных родителей (законных представителей) и воспитанников для заполнения «АИС. Сетевой город. Образование». Таким образом, добиваюсь повышения родительской ответственности в вопросах воспитания, развития, обучения и содержания несовершеннолетних.
Для успешного взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогического коллектива в вопросах воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста, а также для повышения общественного статуса семьи и распространения положительного опыта семейного воспитания принимаю активное участие в организации различных мероприятий семейного типа, организую совместно с педагогами родительские собрания ДОУ.
Тесно сотрудничаю с педагогическим составом ДОУ по вопросам социального развития детей и их успешной адаптации, а также содействую созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников. Выступаю на педагогических советах с целью обобщению знаний педагогов о нормативно-правовых актах определяющих права ребенка. Принимаю участие вместе с педагогами на родительских собраниях, в организации различных мероприятий семейного типа для повышения общественного статуса семьи и распространения положительного опыта семейного воспитания. Результатом моей работы с педагогами является - успешная социализация всех воспитанников в ДОУ, совместная и своевременная оказанная помощь воспитанникам и их семьям.
Принимала участие в разработке Программы развития образовательного учреждения на 2010-2014 годы в разделе пункта 3. Инновационная деятельность в ДОУ. Разработала и апробировала педагогический проект правового воспитания и просвещения в ДОУ «Знаю, реализую, защищаю!» С целью повышения уровня правовой культуры родителей, персонала и формирования правосознания у дошкольников.
Задачами проекта стали:
1. Изучение нормативно-правовой и методической литературы по теме.
2. Повышение уровня правового воспитания педагогов и дошкольников.
3. Приобщение к правовоспитательной деятельности родителей.
В рамках реализации проекта работа велась по трем основным направлениям: с педагогами, родителями и детьми.
Целью первого направления было повышение уровня профессиональной компетенции работников ДОУ.
Слагаемые второго направления – формирование гармоничных и грамотных в нормативно-правовой базе, отношений между родителями (законными представителями) и ДОУ.
Главная цель третьего направления – формирование правосознания у дошкольников.
Проектная деятельность реализовывалась в 3 этапа:
1 этап диагностический
2 этап внедрение проекта
3 этап рефлексия.
На 1 этапе решалась задача: Выявить уровень педагогической компетентности и потребностей воспитателей и родителей.
Были организованы и проведены следующие мероприятия:
1. В первом направлении (РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ)
- Подборка методического материала по реализации проекта.
- Организация информационного стенда «Права ребенка» на основе нормативно-правовых документов.
- Проведение анкетирования, «Какие вы знаете документы по правам ребенка?»
Анализ анкетных данных показал, что правовая и педагогическая культура педагогов находится на среднем уровне, но, мы увидели, что педагоги заинтересованы в проектной деятельности по правовому воспитанию дошкольников и готовы сотрудничать с родителями.
2. Во втором направлении (РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ)
- Создание банка данных семей, воспитанников, социального паспорта ДОУ.
- Ознакомление родителей с проектом.
- Проведение анкетирования среди родителей, «Что вы знаете о правах ребенка?».
Анализ анкет показал, что большинство родителей не компетентны в вопросах нормативно-правовых актов по правам ребенка. Просвещение родителей в вопросах правового воспитания дошкольников остается актуальной.
3. В третьем направлении (РАБОТА С ДЕТЬМИ)
- Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с документами по охране прав ребенка: Конституция РФ, Декларация о правах ребенка, Конвенция ООН о правах ребенка.
2 этап работы внедрение проекта. Целью данного этапа являлось формирование гармоничных и грамотных в нормативно-правовой базе, отношений между родителями (законными представителями) и ДОУ. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
1. Расширять и обобщать знания педагогов и родителей (законных представителей) нормативно-правовых актах определяющих права ребенка.
2. Познакомить детей с отдельными статьями Конвенции о правах ребенка.
3. Привлечь родителей к участию в совместных мероприятиях (мини-проекты)по правовому воспитанию детей.
Основными формами работы с педагогами семинары и консультации: «Реализация прав ребенка в ДОУ», «Охрана прав и достоинства маленького ребенка в детском саду и семье».
С детьми на данном этапе были проведены мероприятия по ознакомлению с отдельными статьями Конвенцией о правах ребенка. В работе использовала разнообразные формы и методы такие как: дидактические игры («Я имею право на.», «Мы разные, но у нас равные права», чтение художественных произведений В. Осеевой, С. Маршака, русских народных сказок, слушание музыки, просмотр видеофильмов и т. д. Были организованы выставки детских рисунков «Наши права». А также дети приняли активное участие с родителями в мини-проектах на тему: «Я и мое имя», «Я и моя семья».
Для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс было проведено родительское собрание «Воспитание ненасилием» в старших группах. Совместно с педагогом-психологом провела круглый стол для родителей на тему: «Наказание-поощрение», где вместе с родителями (законными представителями) обсуждали методы наказания и поощрения, используемые в воспитании детей. А накануне методом интервью были собраны мнения детей о тех же методах воспитания. В итоге пришли к единому мнению, что если и будут родители использовать наказания, то они должны быть педагогически оправданными. В завершении родителям (законным представителям) были предложены памятки о наказаниях и поощрениях.
В рамках повышения знаний родителей (законных представителей) о нормативно-правовых актах определяющих права ребенка оформила различные консультации: «Права и обязанности родителей (законных представителей) по воспитанию и содержанию ребенка», «Родителям о правах ребенка». Оформляла наглядно-информационные стенды на группах. Итоговым мероприятием стала детско-родительская встреча, посвященная международному дню семьи «Права детей». В ходе, которой прошла презентация семейных проектов: «Мое имя», «Я и моя семья». Родители совместно с детьми и с помощью педагогов подготовили мини-проекты на темы: «Я и мое имя», «Моя семья», «Мои права». Праздник удался, мы с успехом решили задачу социального партнерства на основе совместной деятельности.
Повторный анализ анкет показал, что у родителей (законных представителей) возрос уровень знаний по нормативно-правовым документам охраны прав ребенка и родительской ответственности за воспитание, образование и содержание несовершеннолетнего.
Таким образом, анализ эффективности проведенных мероприятий показал, что проект правового воспитания и просвещения в ДОУ «Знаю, реализую, защищаю» способствовал повышению педагогической и правовой компетентности родителей и педагогов. Возросла активность их взаимодействия по вопросам развития, воспитания детей. Родители с большим энтузиазмом приобщились к правовоспитательной деятельности. Семьи из групп риска приглашались на все мероприятия по индивидуальным пригласительным, то есть параллельно решался и вопрос профилактики семейного неблагополучия в этих семьях.
В нашем детском саду созданы условия для оказания профилактической помощи детям, имеющим нарушение зрения. На базе нашего сада создан инновационный проект: «Разработка оптимального алгоритма комплексной профилактики заболеваний глаз и придаточного аппарата в условиях дошкольного образовательного учреждения «Кабинет охраны зрения». Создание данного кабинета актуально, в силу того, что отвечает запросам современного общества. Согласно официальной статистике 30% населения планеты имеет проблемы со зрением, а дети особенно подвержены глазным заболеваниям. Следовательно, бережно относиться к глазам необходимо в раннем дошкольном возрасте, когда еще можно способствовать правильному развитию рефракции глаза и нормальной остроте зрения.
В 2012-2013 учебном году приняла участие в работе инновационного проекта с целью организации просветительской и разъяснительной работы с родителями (законными представителями) воспитанников, имеющих нарушения зрения. После проведения сбора и анализа данных выявила детей «группы риска», которой требуется особое внимание, т. е. воспитанники нуждаются в контроле за тем, чтобы не было пропусков без уважительной причины. Систематическое посещение детьми кабинета охраны зрения обеспечивает положительную динамику в их развитии.
Составила примерный план мероприятий с родителями (законными представителями) детей, посещающих кабинет охраны зрения.
№ Мероприятия Результат
1 Информирование родителей о графике работы кабинета охраны зрения Осведомленность родителей. Визитки с графиком работы
2 Индивидуальные беседы с родителями о систематическом посещении, о соблюдении условий гигиенических требований по профилактике нарушения зрения и т. д. Профилактика нарушения зрения
3 Подготовка памяток и буклетов для родителей на темы профилактики нарушения зрений Соблюдение гигиенических требований по профилактике нарушения зрения в домашних условиях
4 Контроль за посещаемостью детей кабинета зрения из семей «группы риска» Систематичность посещений
Таким образом, планирую осуществлять работу с родителями (законными представителями) детей, посещающих кабинет охраны зрения на период реализации данного проекта.
Выступая посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных организую контрольные посещения семей, совместно со специалистами из различных систем профилактики несовершеннолетних. Ежегодно на начало учебного года провожу сверку списков семей, находящихся в социально опасном положении с ПДН ОМВД. Выступаю организатором совместных мероприятий по повышению правовой компетентности родителей в вопросах воспитания и содержания несовершеннолетних. Часто приглашаю инспекторов ПДН в детский сад для разъяснения родителям последствий ненадлежащего исполнения родительских обязанностей. Ежемесячно предоставляю информации, сведения и отчеты в различные организации. Совместная и слаженная работа межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики несовершеннолетних дает положительные результаты в оказании помощи семьям (ребенку, в уменьшении количеств семей группы риска
Взаимодействуя с социальными службами и представителями административных органов, обобщаю и предоставляю сведения о семьях и воспитанниках. Систематически направляю сведения о детях, проживающих в семьях опекунов (попечителей) в муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги», осуществляющее отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними. Ежемесячно провожу анализ эффективности проводимой профилактической (реабилитационной) работы и предоставляю отчеты в Комитет по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Управление по труду и социальной защиты населения участковая служба по работе с семьей, в Управление образования, отдел диагностики и консультирования. Веду Банк данных семей, нуждающихся в индивидуальной профилактической работе (реабилитации) и дважды в год заполняю социальный паспорт ДОУ.
Работа современного социального педагога требует постоянного самосовершенствования и непрерывного личного роста. Чтобы соответствовать требованиям нового времени, стандартам современной системы образования прохожу регулярно курсы повышения квалификации, являюсь активным слушателем педагогических вебинаров.