Наталья Шмидова
Самообразование как объект самоуправления
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»
А. Дистервег
Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога является самообразование, под которым мы понимаем «целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса».
Публикация «Самообразование как объект самоуправления» размещена в разделах
Самообразование, утверждают психологи, есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Об истинном самообразовании можно говорить только тогда, когда процесс образования осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком и необходим ему для совершенствования каких-либо качеств или навыков.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется в профессиональном саморазвитии. В процессе профессионального саморазвития педагогу нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры. Педагог не всегда знает о том, чего недостает в его деятельности для получения более высоких результатов (знаний, умений видеть и решать психологические проблемы, способов самоорганизации, самоуправления). Педагоги, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют потенциальные возможности. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности. Такого рода трудности снижают мотивацию к профессиональному самообразованию.
Таким образом, самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком - как «создание себя»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность.
Каковы же функции самообразования? Выделяются несколько таких функций:
• экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний;
• ориентировочная - определение себя в культуре и обществе;
• компенсаторная - преодоление недостатков обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;
• саморазвития - совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
• методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;
• коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
• сотворческая - сопутствие, творческой работе, ее непременное дополнение;
• психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
• геронтологическая - поддержание связей с миром и через них - жизнеспособности организма;
• омолаживания - преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения обучающегося и переходить на положение учащегося).
Формы самообразования подразделяются на : индивидуальную -предполагающую самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня; коллективную - направленную на активное участие педагогов в методической работе.
Руководителям необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью педагогов. Следует создать в коллективе условия, при которых у каждого члена коллектива формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием.
Когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самообразования.
Решая проблему организации самообразования педагогов в нашем Центре развития ребенка, мы искали такие формы и методы взаимодействия с кадрами, которые ставили бы каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Разрабатывая систему управления профессионально-личностным ростом педагогов, мы изучили инновационные подходы к методической работе к организации самообразования. Работая над формированием системного подхода к самообразованию педагогов, нами была построена Модель системы организованного и управляемого процесса самообразования педагогов (рис. 1).
Проведя диагностическое изучение отношения педагогов к процессу самообразования, проанализировав мотивы движущие ими при выборе формы самообразования, мы определили, что всех педагогов Центра можно разделить на две группы:
1. группа - педагоги самостоятельны и активны в процессе самообразования, способны самостоятельно или с незначительной помощью определиться с темой, формой, планом практических действий.
2. группа – педагоги неспособные систематически и качественно заниматься самообразованием, не могут определиться с темой самообразования формой и мероприятиями.
При руководстве самообразованием необходимо соблюдать ряд условий и требований.
Организацию самообразования педагогов дошкольного учреждения необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, независимо к какой группе мы его относим, активно включаться в работу по самообразованию, которая в свою очередь должна быть включена в педагогический процесс детского сада. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с воспитателем определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной темы.
Педагогам первой группы, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями, часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме, интересующей их.
Эти педагоги обладают умениями четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в планировании ими собственного самообразования занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. Все эти навыки и умения позволяют им самостоятельно прогнозировать, планировать и добиваться результатов при осуществлении собственного самообразования.
Таким педагогам возможно и целесообразно предложить разработать как минимум индивидуальный план самообразования, как максимум личный творческий план в рамках самообразования или проект профессионально-личностного роста и помогать в этом.
Наибольшего внимания и методической помощи требуют педагоги второй группы. Хотя Марк Поташник и утверждает, что нельзя навязывать темы и формы самообразования, однако, не все педагоги, способны самостоятельно планировать и добиваться результатов в собственном самообразовании. И тогда перед нами, руководителями дошкольных учреждений, возникает проблема, как мотивировать педагогов второй группы к самообразованию, как сделать результаты их самообразования значимыми, ценными для педагогического процесса детского сада. Такое, организованное самообразование продолжает до сих пор оставаться наиболее трудно реализуемой задачей для руководителей.
Наиболее эффективными в работе с такими педагогами будут коллективные формы в организации процесса самообразования педагогов. Эти формы позволяют использовать коллективный опыт, охватывать большее количество рассматриваемых вопросов, а значит, приобретать больший объем знаний и умений.
Объединение педагогов в группы может быть по принципу близости тем по самообразованию, интереса к определенному направлению работы, неразработанности темы. Такие творческие группы могут быть долгосрочными или собранными на короткий период для разработки конкретных рекомендаций, памяток.
В дошкольном учреждении для этого создается необходимое обеспечение, постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы. Это помогает педагогам познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на изучаемую проблему.
Таким образом, следует отметить, что между самообразованием и успехом педагога существует прямая связь, которую просто необходимо поддерживать, чтобы процесс самообразования являлся для каждого педагога объектом самоуправления и основой творческой и профессиональной самореализации.