Рудь Наталия Юрьевна
Самообразование педагога «Нетрадиционная техника рисования, как средство формирования творческих способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
[Самообразование педагога МБДОУ №19 Рудь Наталии Юрьевны на 2018-2019г. «Нетрадиционная техника рисования, как средство формирования творческих способностей».
Тема: «Нетрадиционная техника рисования, как средство формирования творческих способностей».
Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи:
Публикация «Самообразование педагога „Нетрадиционная техника рисования, как средство формирования творческих способностей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
1. Изучить литературу по теме.
2. Составить перспективный план работы.
3. Изготовить пособия, игры наглядный материал. Составить картотеку игр и упражнений.
4. Подобрать диагностический инструментарий. Провести диагностику.
5. Реализовать запланированные мероприятия.
6. Изучить результаты работы.
7. Обобщить опыт.
Задачи работы с детьми:
1. Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
2. Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
3. Формировать целостную картину мира;
4. Расширять кругозор детей;
5. Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
• решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
• музыкальное сопровождение.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
• наблюдения с детьми;
• обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
• объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
• показ способов действия;
• игровые приемы;
• совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Предполагаемый результат:
1. У детей повысится уровень художественных способностей;
2. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
3. Освоят технику нетрадиционного рисования.
Направление работы Мероприятие Дата проведения
СЕНТЯБРЬ
Методическая работа - Изучение и анализ литературы.
-Составление конспектов «Компот из ягод», «Огуречик, огуречик»
-Подготовка выступления на родительском собрании 1 неделя
Работа с детьми Рисование пальцами
Познакомить детей с техникой пальчикового рисования. Развивать умение рисовать двумя пальчиками одновременно.
Развивать мелкую моторику рук. (Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки. иллюстрации.)
Рисование руками
Познакомить детей с детей техникой рисования боковой стороной ладони.
Закрепить у детей представление о зеленом цвете. Воспитывать у ребят внимание.
(Гуашь в мисочках зеленого цвета, влажные салфетки, иллюстрации.) 2,3 неделя
Работа с родителями Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка» 4 неделя
ОКТЯБРЬ
Методическая работа -Изучение и анализ литературы.
-Составление конспектов «Крошки-осьминожки», «Петушок»
-Составление консультации для родителей «Рисование пальчиковыми красками» 1неделя
Работа с детьми Рисование ладошками.
Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Придавать изображениям забавный образ. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. (Ватман, гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки.)
Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа петушка.
Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно.
Развивать творческое воображение.
выразительности. (Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки, иллюстрации.)
2неделя
3неделя
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Рисование пальчиковыми красками» 4 неделя
НОЯБРЬ
Методическая работа -Составление конспектов занятий «Волшебный лес», «Деревья с разными листьями»
-Подготовка выставки детских рисунков
-Подборка стихотворений об осени 1 неделя
Работа с детьми Печать листьями.
Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер, используя листья-штампы как средство выразительности.
Различные.
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. 2 неделя
3 неделя
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей. 4 неделя
ДЕКАБРЬ
Методическая работа -Составление конспектов «Чудо-узор», «Укрась рукавицу по замыслу»
- Изучение литературы 1 неделя
Работа с детьми Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками.
Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять узоры. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. (Лист бумаги, поролон, пенопласт, цветная гуашь).
Различные.
Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. (Лист бумаги, поролон, пенопласт, цветная гуашь.).
2 неделя
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей. 4 неделя
ЯНВАРЬ
Методическая работа -Составление конспектов занятий «Моя любимая игрушка», «Зимний лес».
-Подготовка консультации для родителей 1 неделя
Работа с детьми Рисование мыльной пеной.
Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. (Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть).
Монотипия.
Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимнего леса. Развивать чувство композиции. (Краски, кисточка, бумага). 2 неделя
3 неделя
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей. 4 неделя
ФЕВРАЛЬ
Методическая работа Составление конспектов занятий «Подарок для папы», «Салют» 1 неделя
Работа с детьми Печать по трафарету, Рисование пальчиком.
Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. (Открытка, гуашь разного цвета). 2 неделя
3неделя
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами» 4 неделя
МАРТ
Методическая работа Составление конспектов «Открытка для мамы», «Весенние цветы» 1 неделя
Работа с детьми «Открытка для мамы». Печать по трафарету. Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка».
Развивать цветовое восприятие, чувство композиции. Развивать глазомер. (Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, картон гофрированный).
«Весенние цветы» Разные
Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники. Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму.
Развивать творческое мышление и воображение. (Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, кисти, поролон, ватные палочки.) 2 неделя
3 неделя
Работа с родителями Организация выставки детских рисунков для мамы 4 неделя
АПРЕЛЬ
Методическая работа -Изготовление и подборка оборудования
-Составление предварительной беседы
-Составление конспектов «Ежики на опушке», «Кошечка» 1неделя
Работа с детьми «Ежики на опушке». Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. (Тонированная бумага, гуашь в мисочках зелёного и коричневого, голубого цветов, жесткая кисть, салфетки, муляжи).
«Кошечка» тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.
Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. Бумага белая, жесткая кисть, поролон, цветная жидкая гуашь, трафареты, иллюстрации. (Бумага белая, жесткая кисть, поролон, цветная жидкая гуашь, трафареты, иллюстрации). 2 неделя
3 неделя
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей. 4 неделя
Май
Методическая работа -Изучение и анализ литературы
-Составление конспектов «Одуванчики», «Веточки сирени»
-Подбор иллюстраций и литературы
-Составление конспектов беседы для предварительной работы
- Консультация для педагогов «Организация детского творчества летом» 1 неделя
Работа с детьми «Одуванчики». Рисование ватными палочками. Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали. Развивать чувство композиции. (Иллюстрации одуванчиков, гуашь зелёная и желтая в мисочках, ватные палочки).
«Веточка сирени». Рисование ватными палочками. Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции. (Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь зелёная и сиреневая в мисочках, ватные палочки, кисти). 2 неделя
3 неделя
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей 4 неделя
Литература:
1. Журнал «Воспитатель» № 1,5,12 2010 год.
2. Журнал «Управление» № 4,5 2009 год.
3. Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия
4. Т. А. Цквитария.
5. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А. В. Никитина 2010г.
6. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. :ТЦ Сфера, 2007.-128с
Педагогическая диагностика
Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить,
воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т. С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».
Анализ продукта деятельности
1. Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
2. Композиция: 3балла – расположение по всему листу, соблюдается
пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
3. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; 3 балла – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл - рисует однотипно, материал использует неосознанно.
2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла –эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена, заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания
самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее
полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция
деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, неинициативен, не стремится к полному раскрытию замысла. Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.
[