Наталья Руссу
Эссе «Организация работы психологической службы в дошкольном учреждении»
▼ Скачать
Эссе «Организация работы психологической службы в дошкольном учреждении».
«Умение общаться с другими людьми, действовать
совместно с ними, способность хотеть, радоваться
и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но
зато ярко и нестандартно, по-своему видеть и
понимать жизнь – это и еще многое другое несет в
себе дошкольное детство.
Л. А. Венгер.
Публикация «Эссе „Организация работы психологической службы в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
Изменения в современном дошкольном образовании ставят вопрос о роли и месте педагога-психолога в дошкольной образовательной организации, о месте и значении психологической службы в целом в системе дошкольного образования.
Психологическая служба дошкольного образовательного учреждения - одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям.
Центральной, основополагающей целью деятельности педагога-психолога является создание в детском саду психологических условий, обеспечивающих полноту и многогранность проживания детьми своего дошкольного детства, максимальное содействие психическому и личностному развитию детей.
С таким вот настроем, пониманием важности и значимости своей предстоящей работы я начала свою деятельность в качестве педагога-психолога в детском саду в 2020г.
Радость от предстоящей работы переполняла меня, но реальность оказалась намного суровее. В рабочем кабинете меня ждали пустые полки. Никаких документов, никакой литературы, пособий….ничего. Одно только мое желание работать. Но я понимала, что этого мало.
Какая психологическая служба? Что это такое? Как организовать ее работу? Много вопросов- ответов нет. Подумав, я твердо решила, что одна я не справлюсь, мне нужна помощь. Заведующая, воспитатели, специалисты детского сада оказали мне поддержку в этом нелегком деле, т. к. нам всем нужна была хорошо организованная психологическая служба.
Так что же это за служба?
Под психолого-педагогической службой дошкольного образовательного учреждения понимают организационную структуру, определяющую совместную деятельность педагога-психолога и специалистов дошкольного образовательного учреждения, ориентированную на психологическое обеспечение образовательной деятельности.
Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Работа психолога интересная, важная, нужная, побуждающая к стремлению изучать что-то новое, открывать новое в хорошо известном, а дети — это сплошное открытие, удивление и радость!
Педагог-психолог должен иметь такие качества как профессионализм, ответственность, компетентность, грамотность, ведь он работает не только с детьми, но и с родителями и коллегами детского сада.
Поэтому при организации работы психологической службы перед педагогом – психологом ставятся следующие задачи:
-создание условий в дошкольном образовательном учреждении, способствующих психологическому здоровью детей;
-обеспечение эмоционального благополучия всех участников воспитательно-образовательного процесса;
-содействие повышению психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в закономерностях развития ребёнка, а также в вопросах воспитания и обучения;
-содействие в поддержании эмоционально-стабильного психологического состояния работников детского сада (воспитатели, специалисты, помощники воспитателей) через реализацию психолого-педагогических проектов и творческих групп.
Решение этих задач требует постоянного повышения уровня знаний и умений, использование различных инновационных технологий.
Данные задачи конкретизируются в направлениях дальнейшей моей работы в ДОУ :
- психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей, вновь поступивших в детский сад;
- психолого-педагогическое сопровождение детей подготовительной группы, подготовка к школе, мониторинг развития;
- психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР; ОНР; НОДА;
- сохранение и укрепление психологического здоровья детей всех возрастных категорий; выявление и поддержка одаренных детей;
- психолого-педагогическое сопровождение родителей или законных представителей в процессе осуществления воспитательной и образовательной деятельности.
- психолого-педагогическое сопровождение педагогов и других специалистов ДОУ в процессе осуществления воспитательной и образовательной деятельности.
Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности.
Важность этого периода предопределяет основные задачи деятельности педагога-психолога ДОУ :
-оптимизация процесса адаптации детей, вновь поступивших в ДОУ;
- диагностическое обследование эмоционально-личностной сферы и уровня познавательных процессов детей для выявления нарушений;
- развитие познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы детей;
- реализация профилактических программ;
- реализация индивидуальных психокоррекционных программ;
- реализация групповых коррекционно-развивающих программ;
- психологическое сопровождение детей подготовительной группы, подготовка к школе, мониторинг развития;
- психолого-педагогическое сопровождение детей логопедической группы;
- психолого-педагогическое сопровождение детей группы НОДА.
- подбор психолого-педагогической литературы для самообразования педагогов и родителей.
Но самой главной своей функцией я считаю поддержание здоровой, позитивной и творческой атмосферы в детском саду. Эта задача требует применения всех моих способностей, задействования всех душевных сил и большого количества времени. Но я ни с чем не могу сравнить чувство радости и удовлетворения, которое даёт мне моя работа.
Я стараюсь отдавать себя профессиональным обязанностям без остатка, использовать новаторские идеи, нестандартные решения, индивидуальный подход к каждому из своих подопечных. Систематическое повышение своего профессионального уровня, участие в методических объединениях, семинарах, посещение мастер-классов, педагогических советов, проведение различных тренингов с педагогами, воспитателями, родителями- все это является залогом успешной и продуктивной работы.
Каждый ребёнок – это целый мир - удивительный и неповторимый, со своими талантами и мечтами, которые нужно раскрыть, поддержать и развить, со своими страхами и комплексами, которые нужно помочь преодолеть.
Меня часто посещает мысль о том, что работать с детьми – это огромное счастье! Именно дети, и только они, умеют бескорыстно любить и своей любовью окрылять, вдохновлять и вселять уверенность. Я с радостью жду общения с ними, готовлюсь с волнением, стараюсь, чтобы оно было веселым, интересным и запоминающимся каждому малышу. И это общение доставляет мне радость и удовольствие, потому что чувствую – мы нужны друг другу!
Развивающие групповые занятия с детьми стимулируют находить новые подходы в работе.
Индивидуальная работа с детьми позволяет открыть и глубже прочувствовать тонкое строение детской души, понять принципы и суть поведения воспитанников, причины многих поступков и слов.
Работа с родителями помогает увидеть глубину взаимоотношений в семье, наладить взаимопонимание внутри ячейки общества.
Работая совместно с педагогами, стараюсь создать благоприятную атмосферу в образовательном учреждении для всего педагогического коллектива. Свою работу строю на доверии, не забываю о профессиональной этике и ответственности. Считаю, что эффективное сотрудничество с педагогами, специалистами всегда будет способствовать оптимизации контактов с детьми, их родителями.
Но чтобы наладить качественный процесс всей работы необходимо очень хорошо потрудиться.
Нужно создание плана четкой системы работы.
Самым первым этапом организации работы психологической службы стала разработка основных рабочих и адаптированных программ, для работы с детьми в ДОУ;
Следующим этапом работы стала разработка годового (перспективного) плана с указанием основных сфер деятельности, методов работы;
Потом шла разработка циклограмм, в которых отражалась индивидуальная и групповая работа с детьми, педагогами, воспитателями и родителями.
В соответствии с годовым планом необходимо проведение различных диагностик, занятий, лекций, тренингов. Необходимо грамотно оформлять результаты обследования и написания рекомендаций к ним.
С одной стороны -это основа для психологического сопровождения ребенка и создание образовательного маршрута в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.
С другой стороны -это продукт деятельности психолога, который можно предъявить администрации, родителям и самому себе. Педагог-психолог в детском саду, это необычный психолог с документами и клиентами. Общение с детьми обязательно предполагает взаимность, обоюдность, к чему всегда в жизни стремлюсь
Все это требует знаний нормативной документации, психологии, педагогики, психологии дошкольника, специальной психологии, различных методов и методик психолого-педагогических диагностик.
Пришла я в профессию педагог-психолог совершенно случайно, благодаря моему маленькому сынишке, но ни разу не пожалела о своем решении. Я считаю, что выбрала верный профессиональный путь, по которому с радостью и удовольствием иду вместе с детьми.
И в заключении своего эссе я бы хотела сказать вот что:
Ребенок – это «тесто», состав которого зависит от родителей (родители - «ингредиенты», педагоги изготавливают «пирог», а психолог следит за «температурным режимом, временем, условиями выпечки», т. е. помогает. «Давайте стараться выбирать наилучшие ингредиенты для теста, тщательно и с любовью их перемешивать, своевременно регулировать температурный режим приготовления, чтобы пирог получился вкусный, пышный, красивый».