Елизавета Молочаева
Эссе «Значение поддержки детской инициативы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Позволим детям упиваться радостью утра и верить.
Именно так хочет ребенок.
Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой,
на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки,
на перерисовку буквы, и все это любовно. Он прав.» Я. Корчак
Сегодняшнему педагогу по душе тот ребенок, что склонен соглашаться с его мнением, а кто всегда конкурирует, попадает в категорию «неудобного ребенка». Что с этим делать?
Публикация «Эссе „Значение поддержки детской инициативы“» размещена в разделах
«Детоцентрический стандарт» (А. Г. Асмолов) утверждает позицию уважения к ребенку. Уважать ребенка – значит считаться с ним, учитывая, насколько то или иное дело важно для него здесь и сейчас и насколько то, что он делает, соответствует содержаниям, заложенным в культуре. А педагог, следуя за Янушем Корчаком, должен уважать труд познания и возможные неудачи в нем, уважать детские тайны, текущий час и сегодняшний день ребенка. И главным для взрослого становится – ценить горизонты незнания, детского и своего.
«Ребёнок меня учит и воспитывает. Он для меня живая книга человеческой натуры, и чтение её учит зрелости. …Воспитатель, потерявший контакт с детьми… не способен добросовестно руководить детьми», - писал Януш Корчак в статье, «Воспитание воспитателя ребёнком».
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Ребенок как субъект любого вида деятельности по своей инициативе проявляет избирательный интерес к объекту (предмету или явлению действительности) и желание действовать с ним. Инициативность трансформируется в собственно деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индиви-дуального выбора.
Иначе говоря, дошкольник - это прежде всего деятель, стремящийся
самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности.
Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности. Так считают авторы программы «Истоки».
При этом свобода и самостоятельность - не вседозволенность и анархия, а раскованность, открытость, необыденность неразрывно связаны с культурой поведения.
Дошкольные организации — место, где в социально-безопасной, коммуникативно-насыщенной среде сверстников и профессионально подготовленных взрослых каждый ребенок может учиться: участию в обсуждении и принятии решений, инициированию дел и действий, значимых для себя и других, управлению своей активностью, кооперации, рефлексии, ответственности за себя и других и др. В целом — жизнетворчеству.
Используемая литература:
1. Истоки: примерная основная образовательная программа дошкольного образования. 5-е изд. М. : Сфера, 2015.
2. Приказчикова С. В. Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 189-191.
3. Януш Корчак, статья «Воспитание воспитателя ребёнком» (1926 г.)
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] : Режим доступа www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.