Абросимова Елена
Способы и направления поддержки детской инициативности, самостоятельности детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Актуальность
Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Публикация «Способы и направления поддержки детской инициативности, самостоятельности детей 3–4 лет» размещена в разделах
Инициативность предлагает самостоятельную постановку целей, организацию действий, направленных на достижение этих целей и реализацию действий.
Развитие инициативности начинается с раннего возраста через вовлечение детей в самостоятельное выполнение доступных им задач. Детская инициативность должна находить поддержку со стороны взрослых, участвующих в воспитании детей (поддержка стремления рёбенка делать вместе с взрослым повседневные дела взрослых). Важно научить ребёнка делать самому, пусть неправильно, не идеально, но самостоятельно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы дети самостоятельно играли, чтобы у них в запасе всегда были игры, которые бы они могли сами организовать, были в них не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями. А чтобы у ребят не угас интерес к игре, воспитатель должен, заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности.
В игре интенсивно развивается активность и инициатива у ребёнка.
Выделяют три уровня развития творческой инициативы (включённость ребёнка в сюжетную игру) :
1) ребёнок активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии) и использует предметы-заместители; многократно 103 воспроизводит понравившееся условное игровое действие с незначительными изменениями;
2) имеет первоначальный замысел; активно ищет или изменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развёртывает отдельные сюжетные эпизоды; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой, не заботясь об их связности;
3) имеет разнообразные игровые замыслы; активно создаёт предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет. Инициативность в коммуникации проявляется в умении вступать в контакт со взрослыми и сверстника-ми с учётом норм социального взаимодействия. Важно развивать умение выстраивать отношения в группе, быть принятым в группе, занимать равноправное место в ней (осознавать свою принадлежность к ней, но вместе с тем, быть самодостаточным). К признакам этого умения можно отнести то, что ребёнок может попросить принять его в игру уже играющих детей своей группы или незнакомых детей (а не смотреть молча, с завистью на играющих, но он не должен настаивать, «навязываться». В то же время ребёнок должен уметь себя занять, придумать такую интересную игру, чтобы и другие захотели участвовать в ней, учитывать желания, интересы другого, уметь посмотреть на ситуацию с позиции другого, поставить себя на его место, находить компромиссные варианты. Для развития инициативности при организации групповой работы важным является подбор детей, выполняющих совместную работу, соблюдая «равновесие сил» в группе. При рассаживании детей за столами нельзя, чтобы один из группы подавлял инициативу других, не давая им возможности вносить свои варианты выполнения работы. Каждый должен учиться пробовать быть в каком-то деле организатором (иногда лидера, не позволяющего другим проявлять инициативу, следует отсаживать, после чего другой ребёнок по собственному желанию начинает проявлять инициативу). Одной из форм развития инициативности при выполнении заданий может стать работа парами, предусматривающая распределение функций: один выступает исполнителем, другой – контролером (наблюдает за тем, как другой делает задание, в какой последовательности, слушает, спрашивает, если что-то не понятно.)
В группе нужно подобрать атрибуты для развития сюжетов игр, разнообразные предметы-заместители, они обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры.
Получив знания о ПДД и дорожных знаках, дети могут самостоятельно закрепить ПДД, используя макет улицы, играя в домино «Дорожные знаки».
Предметно-развивающую среду в группе нужно организовать таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) ;
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Предоставление ребенку свободы, большого «поля» для самостоятельных действий в реализации своих интересов, общение на равных в процессе сотрудничества по-средством предметно-развивающей среды, помогает в полной мере реализовать задачи личностно-ориентированного взаимодействия.
Оборудование и материалы в группе нужно постараться разместить в соответствии с линиями развития. Для организации коллективной и индивидуальной деятельности желательно приобрести ширмы, открытые легкие стеллажи, модули. Это оборудование используется по разному функциональному назначению, как разделители пространств, а так же как емкости для хранения атрибутов и т. д.
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе мате-риалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
В уголке художественного творчества ребята всегда имеют возможность выбора:
- изобразительного материала (цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, темпера, пастель, тушь, уголь, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал) ;
- материала, на который будет нанесено изображение: бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, плоские и округлые камни, фольга – различной формы и размеров.
Чтобы расширить спектр инициативы, расширили представления детей о раз-личных техниках и приемах в творчестве, познакомили с использованием нетрадиционных материалов при изготовлении работ. Например, рисовать можно не только кисточкой, но и пальцем, губкой, палочкой, бумажной салфеткой и т. д. «рисование ладошкой». При изготовлении аппликации использовать не только бумагу, но и пуговицы, бусинки, природный материал, поролон и т. д. Лепить можно не только из пластилина, но, например, из теста. Всё это помогает развивать творческие способности, ум, речь, воспитывает эстетический вкус.
Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.