Боршнякова Вера
Эссе «Важность экологического воспитания в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ детский сад «Росток» п. Тулинского
«Важность экологического воспитания в детском саду»
«Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!»
Н. Луконина
Публикация «Эссе „Важность экологического воспитания в детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Работая в детском саду уже 14 лет, очень часто встает вопрос о необходимости экологического воспитания. Нужно ли именно в дошкольном возрасте начинать эту деятельность? Свое эссе я бы хотела начать словами великого педагога, заслуженного учителя В. А. Сухомлинского: «Человек стал человеком только тогда когда увидел красоту вечерней зари, облаков плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережив восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом». Работая с детьми я не раз замечала их равнодушное отношение к красоте окружающей природы. Мало кто из них умеет любоваться распустившимися цветами, их яркими красками, голубым небом, искристым белым снегом.
Я – воспитатель, передо мной стоит ответственная задача воспитывать малышей, а значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей, добра и красоты, научить детей не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание учувствовать в её созидании.
«Любовь к природе, впрочем как и вся человеческая любовь, несомненно закладывается в нас с детства» И. И. Соколов- Никитов. Для того чтобы человек бережно относился к природе, необходимо чтобы он любил её. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек, разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, ему необходимо внушать любовь к муравью, к лягушке, к колокольчику, дубу ко всему, что его окружает. Природа с её разнообразием звуков, запахов, красок, форм дает детям большие возможности для пополнения знаний о ней.
В течение трех лет приоритетной темой в работе с малышами для меня является тема «Природа и человек». Считаю эту тему актуальной, так как дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности, а продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В нашем детском саду экологическое воспитание одно из приоритетных направлений. Экологическое воспитание осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни. Начиная работу с детьми, я выяснила, что ребята знают о природе, каково их отношение к ней. Проанализировав полученные результаты, я сделала вывод, что отношение маленьких детей к природе строится на чувственном, эмоциональном восприятии. Именно в дошкольном возрасте пробуждается интерес к окружающему миру. Считаю очень важным сформировать у детей желание самостоятельно изучать природу. Способствует этому создание разнообразной среды экологического направления. В нашей группе для ребят был создан яркий привлекающий внимание детей экологический уголок. Ребята могут самостоятельно отмечать состояние погоды в календаре природы, наблюдать за комнатными растениями, учиться ухаживать за ними.
Работая с детьми, для меня было важно, вызвать первые эстетические переживания от красоты окружающей природы. Осуществить это можно в первую очередь на ежедневных прогулках. Мы с ребятами наблюдали за небом и солнцем, тучами и дождем, играли в забавные игры: например «На что похожа облачко», рассматривали красивые цветы в цветниках, знакомились с их названиями, наблюдали за деревьями, учились определять дует ли ветер, наблюдали, как взрослые убирают урожай, называли, что выросло на грядках, подкармливали птиц зимой и много другое. К концу первого года я заметила, что многие дети не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются не только когда ровесники, но и взрослые ведут себя неподобающе. Немного повзрослев, ребята начинают усваивать более сложные понятия, и закономерности, а мне необходимо давая им новые знания опираться на известные им факты. Прежде чем провести любое занятие по экологии я читаю методическую литературу, готовлю занимательный материал, подбираю загадки, сказки, вопросы для викторины. Дети дошкольного возраста с удовольствием принимают участие в различного рода опытах и экологических проектах. Неподдельную радость у детей вызвало наблюдение за прорастающими семенами, посаженными своими руками. Дать ребёнку прикоснуться и почувствовать удивительный мир природы, изобразить его в рисунках еще одна задача которую я ставлю перед собой. В наше время вырастить экологически грамотного человека усилиями только воспитателя невозможно. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно вырастить человека с большой буквы. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьей ребёнка. Работая с родителями по экологическому воспитанию, применяю такие формы как беседы, консультации, сообщения экологической направленности.
Заканчивая своё эссе, мне бы хотелось отметить, что экологическое воспитание, это не только воспитание любви к природе, ее понимание, прежде всего, это воспитание человечности, доброты ответственного отношения к природе и к людям которые живут рядом.
Воспитатель первой квалификационной категории: Боршнякова В. В.