НАТАЛЬЯ НИКАНДРОВА
Сущность понятия экологического воспитания детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание в детском саду - это направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать детей дошкольного возраста в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.
Публикация «Сущность понятия экологического воспитания детей в детском саду» размещена в разделах
Экологическое воспитание – это не только воспитание любви к природе, это очень емкое понятие – сюда входит в первую очередь воспитание человечности, т. е. доброты, борьбы со злом, уважения к людям, живущим рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю. Это и понимание себя, своя линия поведения в обществе, борьба за сохранность русского языка и, наконец, экология души.
Экологическое воспитание – способствует формированию интегративного качества личности, отражающее систему экологических знаний, ценностных ориентаций на природу, нравственно-эстетические чувства и экологическую деятельностную активность. Она является составной частью общей культуры человека.
Понятие «экологическое воспитание» соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей.
Анализ литературы позволяет выявить следующие структурные компоненты экологического воспитания детей : ценностный, личностный, деятельностный.
Ценностный – потому что она включает в себя целую систему ценностей-регуляторов (экологических знаний, экологических идеалов, понятий, представлений, норм, правил и др.).
Личностный компонент предполагает совокупность позитивных отношений человека к экологическим фактам, явлениям, процессам; личностные модели экологического поведения; потребности и интересы к экологическому образованию, т. е. эмоциональные отношения к природе, стремление к природоохранительной работе.
Деятельностный компонент предполагает наличие цели, инструментария экологической деятельности, проявлений активности, уровня самореализации в ней, критериев и результатов оценки.
Следовательно, в процессе формирования экологическом воспитании педагог должен учитывать структуру экологического воспитания продуктивным механизмом (за счет интеллекта, репродуктивный (за счет воли, потребностный (за счет эмоциональных состояний, т. е. необходимо единство эмоционального, интеллектуального и деятельностного, а не их противопоставление.
Кроме психологических подходов при характеристике структуры экологического воспитания используются этнорегиональные и педагогические подходы. Так, субъектами, т. е. носителями экологического воспитания в образовательном сообществе, являются сами дошкольники, педагога, родители, а ее источником оказывается сама культура как совокупность общечеловеческих ценностей, информация, представляемая человеку природой, витагенный опыт личности, умственная деятельность дошкольников, в том числе его учебный труд; национально-региональный опыт семейного экологического воспитания, книги, компьютерные технологии, информация СМИ.
В свою очередь, экологическое воспитание оказывается мощным источником творчества детей старшего дошкольного возраста, развития интеллектуальных способностей, адаптированности к условиям жизнедеятельности. Экологическое воспитание – это часть общечеловеческой культуры, в том числе этнорегиональной, интегрирующая сферу экологического воздействия.
Экологическое воспитание представляет собой единство экологических представлений, чувств и практических действий в их динамике. Носитель экологического воспитания – это дошкольник, личность, которая в процессе взаимодействия с окружающей природой вступает в сферу экологических отношений.
Целью экологического воспитания дошкольников является формирование к природе и бережное отношение к природе, ко всему живому, что окружает человека.
Задачи экологического воспитания детей в детском саду :
1. Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.
2. Формирование эмоционально-волевой практической готовности к взаимодействию с окружающей природой, экологическим поступкам, ответственности за ее существование.
3. Усвоение и трансляция этнорегиональных экологических ценностей, образцов экологической деятельности.
Работа по экологическому воспитанию дошкольников строится на следующих принципах:
Первый принцип доступность крайне важный и тесно связан с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Нам кажется, в обучении дошкольников не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме. Дошкольное экологическое воспитание даже больше, чем школьное должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста.
Второй принцип прогностичность детей дошкольного возраста данный принцип означает, что в результате экологического воспитание у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов).
Принцип третий, деятельностность – это экологические знания должны помочь детям понять, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую среду и его самого и его близких. Ребенок должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. К тому же в процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда». Важнейшая часть экологического воспитание состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение». Одно дело — провести беседу с ребенком о правилах поведения, и совсем другое — создать условия, в которых ребенок смог бы реализовать эти правила на практике.
Принцип пятый, целостность тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому воспитанию. Он отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Целостное восприятие ребенком окружающего мира проявляется, на наш взгляд, в его нежелании делить природу, на живую и неживую.
Таким образом, наиболее приоритетные условия экологического воспитания - воспитывающий характер занятий в дошкольном учреждении, стимулирующая национально-региональная направленность, анатомо-физиологическая, анатомо-психологическая учет особенностей старших дошкольников высокая значимость семейного воспитания, организация экологически направленной педагогической среды в семье и дошкольном учреждении. Воспитывающая направленность предполагает реализацию принципа воспитывающего обучения.
В принципе воспитывающего обучения выделяются три положения: формирование научного мировоззрения (элементов правильного понимания мира); воспитание моральных качеств личности и волевых черт характера (готовности к сбережению природы, природоохранительным поступкам); формирование чувств и эмоций, связанных с положительным отношением к природе (особенно интереса к ней).
В формировании экологического воспитания важнейшая роль принадлежит дошкольному учреждению. Успех педагогического процесса в дошкольный период во многом зависит от установления тесной преемственности экологического воспитания в дошкольном учреждении и начальной школе.
Экологическое воспитание в сфере дошкольного образования занимает одну из приоритетных областей.
Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.
Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека, о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке.
Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов, а этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является метод проектов. Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство) .
В систему эколого-оздоровительной работы в ДОУ включается: ознакомление с различными видами гимнастики (пальчиковая, дыхательная, корригирующая); игры на развитие эмоций; пластические этюды; логоритмические игры; инновационные оздоровительные технологии (музыкотерапия, цветотерапия, сказкотерапия, изотерапия); музыка для релаксаций; обучение элементарным приёмам самомассажа; закаливание; профилактика плоскостопия; обучение правилам безопасного поведения в природе. Все упражнения объединяет образ природы: животные, растения, минералы, явления живой и неживой природы.
Взаимодействовать с окружающей природной средой дошкольники учатся во время целевых прогулок, ежегодных эколого-туристических походов в лес, экскурсий, специально организованной деятельности (спортивная площадка, дорожка здоровья, экологическая тропа на территории ДОУ, экологическая тропинка в здании учреждения).
Роль педагога заключается в том, чтобы донести формулу - «ребенок – природа – здоровье» до детей через интеграцию образовательных областей «Здоровье», «Познание», «Физическая культура» и др., раскрывая такие направления как: «Я и мое здоровье», «В природе все взаимосвязано», «Загрязнение окружающей среды», «Сохраним природу», «Природа и мы».
Одним из важных условий реализации эколого-оздоровительной системы в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды, которая способствует :
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов детской деятельности.
Для оздоровления детей в учреждении должны иметься необходимые кабинеты и оборудование. Главной задачей экологического образования является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.