Людмила Горбова
Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Пользуясь дарами природы, не должны ли мы позаботиться об их сохранении. К сожалению, деятельность человека часто направлена на разрушение. Мы создали атомные бомбы, строим заводы и фабрики, отравляющие окружающий мир. Но, рачительный хозяин никогда не допустит разрушения своего хозяйства. Так и люди должны стремится не к войнам и уничтожению, а к управлению природными циклами. А это возможно, если мы будем изучать природу и непременно любить ее.
Публикация «Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Современные дети не так часто имеют возможность близкого знакомства с природой. А ведь общение с природой-это основа экологического и эстетического воспитания, которое в наши дни практически во всем мире признано интегрированной основой дошкольного образования. Но даже если взрослые и «выводят» или «вывозят» детей на природу, они не всегда могут организовать детскую деятельность, поддержать естественный познавательный интерес, пробудить эмоции. А как важно показать хрупкость и красоту первого цветка и листика,поддержать восхищение волшебным миром растений в инее, тумане, сумерках…
Психологи доказали, что даже самые замечательные картины,фотографии не могут дать ребенку полное представление о природе, поскольку ему важно воспринимать ее с помощью всех органов чувств. Вот почему важно объединить наблюдение в природе,экспериментирование, изобразительную,речевую,литературную, театрализованную и музыкальную деятельность.
Интегративный подход все чаще побуждает педагогов вместо традиционных занятий использовать форму образовательных проектов, для которых характерно следующее:
Выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире
Презентации результата деятельности, имеющую персональную и социальную значимость (рукотворные игры и игрушки, книжки, альбомы, сувениры, макеты и многое другое).
Расширение границ образовательного и реального пространства (походы в музеи, выставки, прогулки и экскурсии, праздники)
Вовлечение в проектную деятельность других людей, взрослых (родителей, бабушек)
В настоящее время есть необходимость переменить направление целей и задач дошкольного образования. Нужно уделить больше внимания информации о мире на отношение к миру. Это возможно лишь объединив познавательную и художественную деятельность детей. Эмоциональное отношение к окружающему миру формировать у детей на основе объединения художественной и познавательной деятельности. В результате этого личность ребенка обогащается. Главное чтоб ребенок раскрывал себя индивидуально и усваивал общечеловеческие ценности. Цель-обеспечить гармонизацию основных линий развития детей. Достигается объединением отдельных систем (областей, методов, технологий) образования в целом.
Интеграция художественной и познавательной деятельности это перевод информации из одной образовательной области в другую, надо перевести языка понятий на язык художественных образов. При этих условиях рождается общекультурный и личностный смысл,чтоб в сознании ребенка усваивалась гармоничная картина мира.
Объединение художественной и познавательной деятельности формирует у ребенка основу культурного опыта. Этот опыт позволяет строить в сознании ребенка целостный образ мира.
В последнее время появилось такое понятие, как проектная деятельность. Под проектной деятельностью, понимается проекты разные по содержанию,задачам,особенностям, длительности и организационной форме. В данном случае мы рассмотрим эколого - эстетический проект. Он успешно реализует себя только в том случае, если между собой тесно сплести интеллектуальную, поисково -исследовательскую и эстетическую деятельность детей в дошкольном возрасте.
Содержание художественной деятельности в данном проекте планируется таким образом, чтобы дети получили конкретный опыт о Земле, Воде, Воздухе, и наполняющих их объектах., а так же о правилах поведения человека в окружающем мире его роли изменения этого мира и особенностях отношения к ним.
Для этого дети в проекте,рисуют, создают макеты, дидактические игры, ставят спектакли. У дошкольников возникает потребность общения с результатами собственного творчества, они обыгрывают фигурки, конструкции, сочиняют сказки и рассказы.
Темой эколого-эстетического проекта обычно выступает окружающий природный мир, а проблемой,предложенной детям для самостоятельного открытия –взаимосвязь в окружающем мире и взаимоотношение человека со своим большим домом.