Надежда Попова
День правового воспитания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию в дошкольном возрасте, одной из проблем, стоящей перед системой дошкольного образования является использование правовых и педагогических возможностей детского сада по защите ребенка от насилия. В сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, дети и подростки должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию. Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Дети должны знать законы, свои права и обязанности, основы этого знания нужно закладывать дошкольном возрасте.
Публикация «День правового воспитания в детском саду» размещена в разделах
Воспитатель детского сада - основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.
Нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.
Ключевыми являются положения, которые предусматривают равноправие детей, наличие у детей таких неотъемлемых прав как право на жизнь, право на укрепление и охрану здоровья, право на достойный образ жизни, право на гражданство, право на защиту чести и достоинства ребенка, право на защиту от физического и психического насилия и особенно права других людей.
Дошкольники только начинают осваивать азы нравственно-правовой культуры. Ознакомление с правами носит пропедевтический характер и готовит ребенка к усвоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем. Детям дошкольного возраста доступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленных в международных и государственных документах, а также способы их реализации в различных жизненных ситуациях.
Это ставит перед педагогами дошкольных учреждений такие задачи:
- помочь ребенку понять и осмыслить свои элементарные права;
- формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей;
- развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей.
Решению этих задач способствует правовое воспитание и обучение правам человека.
Для этого в детском саду №39 «Ромашка» знакомство детей с их правами осуществляется по плану мероприятий правового воспитания детей, в котором включены правовое воспитание детей и их родителей.
На первом родительском собрании традиционно знакомим родителейФедеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (в части касающейся дошкольных образовательных учреждений) со статьями 18;ст. 44; ст. 52.2; ст. 63;ст. 65. и «Законом об ответственности родителя» принятым 14 марта 2016г на XXI (очередном) пленарном заседании Госсобрания (ИЛ ТУМЭН) РС (Я)
Правовое воспитание детей осуществляется по перспективному плану:
Цель: Ознакомление и формирование основ правовых знаний дошкольном возрасте. Задача: помочь ребенку сформировать первоначальные правовые знания в соответствии возрастным особенностям, ознакомить с социально – правовыми нормами и правилами поведения,оказание необходимой помощи семьям в вопросах правового воспитания детей.
№ Разделы Темы Содержание Формы взаимодействия родителя и ребенка
1 Право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
Ноябрь- декабрь Я и моя семья Древо семьи Вместе с ребенком всей семьей сделать буклет на эти темы. Способствовать формированию знаний о семье, традициях, происхождении и. т. д
Мое имя и происхождение
Мои родители
Мои предки
Кем я горжусь семьей
Традиции семьи
2 Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Январь Образ себя Я считаю себя хорошим Разработать мини-проекты «Образ себя». Организовать семейные НПК.
Помочь ребенку понять образ себя. Учить анализироватьсвой способствовать хорошим отношениям детей между сверстниками и со взрослыми, путем формирования умения объясниться.
Мои интересы
Моя индивидуальность
Мои друзья
Что я умею
Мое настроение
Какие мои поступки огорчают моих друзей и близких
Что я не люблю
3 «Право ребенка на охрану здоровья»
Февраль Береги здоровье с детства Чистота-залог здоровья Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым.
Вредные здоровья продукты
Полезные продукты
Спорт и здоровье
«Поощрение и наказание»
Что нужно знать в экстренных случаях
4 Ребенок имеет право на отдых и досуг,
Март Семейный досуг Вместе с друзьями Учить уметь планировать свой день. Помочь понять, что вместе играть интереснее. Способствовать родителям занимать своего ребенка, быть вместе.
Семейные увлечения
Наши выходные
Семейные праздники
Мои планы
5 Правовое воспитание
Апрель Как защитить себя Права и обязанности ребенка Ознакомить детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об безопасности на улице.
Право на защиту
Правила безопасности
Участие родителей юристов
Дата Тема ФИО родителя- юриста
6 Правовое воспитание дошкольника
в старшей и подготовительной группе Ноябрь
Апрель
Права и обязанности ребенка Дормидонтов Тихон Вячеславович
Декабрь
Май Правила безопасности ребенка Парникова Лена Михайловна
Прежде чем познакомить ребенка с правами, его надо подвести к осознанию себя как личности, полноценного члена общества, пониманию своей индивидуальности и человеческого достоинства.
Правовое воспитание дошкольника начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Только уважающий самого себя и свои права человек способен по-настоящему уважать других людей и их права. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо создать атмосферу признания индивидуальности ребенка, уважения его личности, а самому ребенку предоставить возможность реализовывать свои человеческие права. Он должен владеть свободой выбора, проявлять активность, инициативность, самостоятельность, иметь возможность высказывать собственное мнение, проявлять уважительное отношение к мнению других, уметь оказывать помощь и принимать ее.
Без этого не могут развиваться такие необходимые каждому человеку гражданские качества, как активность, самостоятельность, решительность, ответственность.
Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление с конкретными и понятными им правами :
1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.
2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.
3. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.
4. Права на свободу слова, мысли и деятельности.
Правовое воспитание и образование ребенка гармонично сочетается с его гражданским, нравственным, трудовым и валеологическим воспитанием.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки.
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Тихон Вячеславович Дормидонтов председатель «Ассоциации молодых юристов», родитель провел занятие форме беседы для детей старшей и подготовительной группы 23 ноября 2016г. Сам приготовил презентацию доступной для детей форме, учел возрастные особенности детей. Детям очень понравилось, и они узнали, закрепили знания о своих правах и обязанностях, дети задавали вопросы по нравственному воспитанию. Даже с некоторыми детьми провел индивидуальные беседы.