Масалыкина Елена
Сенсомоторное развитие младших дошкольников средствами дидактических игр с бросовыми материалами
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсомоторное развитие младших дошкольников средствами дидактических игр с бросовыми материалами
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсомоторного развития детей.
Различные аспекты сенсомоторного развития детей исследовали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, М. Монтессори, Ж. Пиаже, Г. А. Урунтаева, Ф. Фребель и др.
Публикация «Сенсомоторное развитие младших дошкольников средствами дидактических игр с бросовыми материалами» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дидактические игры из бросового материала
- Поделки из бросового материала
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное развитие рассматривается как целенаправленное педагогическое воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
«Моторика» в узком смысле – это внешние движения человека, которые рассматриваются без сопровождающих смысловых компонентов. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Именно эти три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.
Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей. Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Сенсомоторное развитие младших дошкольников – это взаимокординация сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности дошкольников.
Выявлено, что сенсомоторное развитие ребенка начинается с раннего возраста. Чем больше малыш получит чувственных и двигательных впечатлений в этом возрасте, тем лучше и быстрее он будет развиваться в дальнейшем. В младшем дошкольном возрасте, на основе полученных представлений об окружающем мире в раннем возрасте, ребенок начинает усваивать сенсорные эталоны – цвет, форма, величина, пространственные отношения и другие качества предметов и явлений, улучшает моторику рук и учиться ощущать положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве (проприоперцепция).
На основе изученной литературы мы выделили такие особенности сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста :
появляется осознанное и целенаправленное восприятие;
при ознакомлении с окружающим миром ведущим становится зрительное восприятие;
совершается переход от усвоения сенсорных предэталонов к использованию предметных эталонов.
Дидактические игры являются мощным средством сенсомоторного развития младших дошкольников. Дидактическая игра – деятельность, специально организованная взрослым для решения различных задач развития дошкольников. Дидактическая игра является обучающей игрой, в которой учебная задача скрыта под игровым заданием. Мы рассматриваем дидактическую игру как познавательную, учебную игру, специально организованную педагогом для решения задач сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста.
В структуре дидактической игры выделяют компоненты: обучающая задача, игровая задача, игровые действия и игровые правила. Обучающая задача позволяет педагогу достичь учебных результатов в игре. Непосредственно перед детьми ставится игровая задача, то есть им сообщается о необходимости выполнения конкретных практических заданий в ходе игры. Игровые действия представляют собой способ поведения в игре, дающий возможность реализовать игровую задачу. Игровые правила ограничивают активность ребенка в игре и обеспечивают реализацию игрового содержания.
Значительная часть дидактических игр создаётся самим воспитателем. Материалом для изготовления дидактических игр может служить бросовый материал. Бросовым материалом называют все то, что люди обычно выбрасывают, например: пластиковые контейнеры, коробки и жесткие пакеты пластмассовые и пластиковые флаконы, стаканчики, бутылки, пробки и крышки, одноразовая посуда, контейнеры от «Киндер-сюрприз» и т. д.
Основная цель использования бросовых материалов при изготовлении дидактических игр – способствовать накоплению сенсорного опыта и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук. Наиболее распространёнными дидактическими играми с бросовым материалом являются игры с пластиковыми крышечками, игры с сортерами и шнуровки.
Обязательным условием работы с бросовым материалом является методическое руководство взрослого.
Для выявления уровня сенсомоторного развития были определены критерии и показатели: мотивационный критерий с показателями «интерес к предметам окружающей среды, дидактическим играм и упражнениям», «самостоятельность»; когнитивный критерий с показателями «знание названий цветов, форм, величин, свойств предметов, фактуры, звучания предметов, понятий пространственных представлений»; деятельностный критерий, который характеризуется умением использовать сенсорные эталоны и моторные процессы в практической деятельности.
На основе указанных критериев и показателей были охарактеризованы уровни сенсомоторного развития у детей младшего дошкольного возраста : достаточный, средний и низкий.
Для определения уровня сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста была использована «Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов» Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили сделать выводы: 21% детей имеют достаточный уровень сенсомоторного развития; 57% детей имеют средний уровень и 22% детей имеют низкий уровень.
Работу по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста предлагаем проводить в два этапа. Задачами первого – подготовительного этапа было: создание в группе «Сенсомоторного уголка», насыщенного дидактическими играми и пособиями из бросовых материалов; знакомство детей с различными бросовыми материалами, вариантами действия с ними и разработка тематического планирования, В тематическом планировании были такие темы, как: Овощи, Одежда, Мой город, Зима, Домашние животные и другие. В рамках каждой темы были подобраны и разработаны дидактические игры с бросовыми материалами. Так в теме Одежда были игры «Волшебные пуговицы» (сортер, «Разные застёжки», «Большая стирка», «Бусы» (шнуровка из трубочек). По теме транспорт – игры Поезд (крышки, «Гаражи и грузовики» (сортировка с липучками, «Подбери колёса к машинам» (крышки). Пособия представлены в приложении работы.
Для знакомства детей с различными бросовыми материалами были разработаны дидактические игры «Сухой бассейн с крышками», «Крышки рассыпались. Разложи их по цвету», «Цепочка из крышек», «Собери пары», «Оживи рисунок крышками».
Основной этап предполагал разработку и проведение дидактических игр из бросового материала в соответствии с тематическим планированием: «Подбери колеса к машине», «Большая стирка», «Кто что ест», «Тают льдинки», «Снеговики», «Тучка и дождик».
Также были разработаны рекомендации по руководству дидактическими играми в младшем дошкольном возрасте. Например:
1. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру.
2. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
3. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядные образы воспринимаются быстрее, чем словесные, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия.
4. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
5. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться новое. Мы предлагаем наполнять игры новым бросовым материалом. Это будет стимулировать интерес, усложнять сенсомоторные действия.