Папки-передвижки

Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии

Елена Топченко
Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы

Исследования последних лет, проведённые врачами, психологами и педагогами, показали, что в современной детской популяции наблюдается явное неблагополучие: значительное число современных детей демонстрируют объективно существующие признаки недостаточности, отставания или искажения психического развития, что закономерно приводит к проблематичности социальной адаптации.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии» размещена в разделах

Психолого-педагогическое сопровождение это деятельность, направленная на создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в школьной среде. В группу дошкольников с ограниченными возможностями входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В данной статье подробнее рассмотрим психолого-педагогическое сопровождение детей, с нарушением интеллектуальной сферы, имеющим по заключению ПМПК диагноз: задержка психического развития.

В городе Тольятти получены следующие статистические данные по детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим по заключению ПМПК – задержка психического развития : 2015 год - 312 человек, 2016 год – 477 человек, 2017 год – 517 человек. Таким образом, наблюдается рост числа детей, имеющих задержку психического развития.

Эмоционально-волевая недостаточность у дошкольников с ЗПР проявляется в следующих особенностях:

• неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности.

• проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;

появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.

Также, детям данной категории присущи следующие симптомы: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность.

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Исследования показали, что незрелость личности у ребенка отчетливо обнаруживается в недоразвитии и специфических особенностях его эмоционально-волевой сферы. Поэтому оказание психологической помощи детям, испытывающим данные проблемы становится особенно актуальной. Именно для таких детей, имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы разработана программа «Психокоррекционная помощь детям с задержкой психического развития».

Целью данной программы является : коррекция эмоционально-волевых и поведенческих нарушений у детей с задержкой психического развития.

Задачи программы : формирование эмоциональной стабильности; развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека; коррекция невротических проявлений в поведении; формирование способности управлять своим эмоциональным состоянием; формирование положительного отношения к своему «Я»; формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Участники: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, с задержкой психического развития.

Методы и приемы, используемые на занятиях: имитационные и ролевые игры, релаксационные упражнения, этюды, психогимнастика, техники арт-терапии, техники и приемы саморегуляции.

Спецификой программы является : комплекс игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию эмоциональной сферы с помощью арт-терапевтических техник. Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения.

Уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребёнка, и в этом процессе главным является сам ребёнок.

В процессе арт-терапевтической работы развиваются коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо этого, арт-терапия – это прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Таким образом, арт-терапия дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру, развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие.

Наиболее понравившаяся техника, используемая на занятиях – это техника «рисунок на стекле».

В отличие от рисования на бумаге, стекло дарит новые впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.

Анализ обратной связи от участников программы свидетельствует о положительной динамике в развитии эмоциональной сферы у детей. Родители отмечают изменения в поведении ребят и в своем отношении к ним: «ребенок стал более уравновешенным, делится своими впечатлениями со мной», «мы научились общаться с ребёнком», «научились взаимодействовать со своим ребёнком».

У детей прошедших курс занятий по развитию эмоциональной сферы стабилизировалсь эмоционально-волевая сфера; сформировались навыки адекватного общения с окружающим миром.

Список литературы:

1. Аметова Л. А. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб. : Речь, 2008 г.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб. : Златоуст, 2005.

3. Киселева М. В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб. : Речь, 2008 г.

4. Кокосова И. В. Организация психологического сопровождениядетей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2005.

5. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб. : Речь, 2003.

6. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов / Под ред. С. М. Безух, С. С. Лебедевой. СПб. : Речь, 2007.

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья с использованием песочной терапии Цель: Автоматизация звука [с] в слогах и словах Задачи: • Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с] • Продолжать формировать.

Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ В наше современное время, время технического прогресса, в обычную и профессиональную жизнь все больше и больше входят компьютерные технологии.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В последние годы в России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, происходят положительные изменения в отношении.

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ Тюрина Н. Н., Баркунова О. В. Шуйский.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды Любить детей — этого мало, надо знать их, а этому надо учиться. Проф. М. Н. Гернет В последние годы в системе образования сложилась особая.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровьяСенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Наталья Григорьевна Ефтифеева, заведующий отделением социально-психологической помощи, государственное автономное учреждение социаль-ного.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО По закону «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО каждый ребенок имеет равные возможности в получении образования, возможности быть готовым к школьному.

Спортивное развлечение для старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Русские богатыри против Каракурта» Спортивные состязания «Русские богатыри против Каракурта». Спортивное развлечение для старших дошкольников с ограниченными возможностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии
Опубликовано: 31 мая 2018 в 18:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии» (включая файлы) размещена пользователем Елена Топченко (УИ 1415230) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД