Елена Топченко
Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Исследования последних лет, проведённые врачами, психологами и педагогами, показали, что в современной детской популяции наблюдается явное неблагополучие: значительное число современных детей демонстрируют объективно существующие признаки недостаточности, отставания или искажения психического развития, что закономерно приводит к проблематичности социальной адаптации.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Психолого-педагогическое сопровождение это деятельность, направленная на создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в школьной среде. В группу дошкольников с ограниченными возможностями входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В данной статье подробнее рассмотрим психолого-педагогическое сопровождение детей, с нарушением интеллектуальной сферы, имеющим по заключению ПМПК диагноз: задержка психического развития.
В городе Тольятти получены следующие статистические данные по детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим по заключению ПМПК – задержка психического развития : 2015 год - 312 человек, 2016 год – 477 человек, 2017 год – 517 человек. Таким образом, наблюдается рост числа детей, имеющих задержку психического развития.
Эмоционально-волевая недостаточность у дошкольников с ЗПР проявляется в следующих особенностях:
• неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности.
• проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;
• появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.
Также, детям данной категории присущи следующие симптомы: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность.
Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
Исследования показали, что незрелость личности у ребенка отчетливо обнаруживается в недоразвитии и специфических особенностях его эмоционально-волевой сферы. Поэтому оказание психологической помощи детям, испытывающим данные проблемы становится особенно актуальной. Именно для таких детей, имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы разработана программа «Психокоррекционная помощь детям с задержкой психического развития».
Целью данной программы является : коррекция эмоционально-волевых и поведенческих нарушений у детей с задержкой психического развития.
Задачи программы : формирование эмоциональной стабильности; развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека; коррекция невротических проявлений в поведении; формирование способности управлять своим эмоциональным состоянием; формирование положительного отношения к своему «Я»; формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Участники: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, с задержкой психического развития.
Методы и приемы, используемые на занятиях: имитационные и ролевые игры, релаксационные упражнения, этюды, психогимнастика, техники арт-терапии, техники и приемы саморегуляции.
Спецификой программы является : комплекс игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию эмоциональной сферы с помощью арт-терапевтических техник. Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения.
Уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребёнка, и в этом процессе главным является сам ребёнок.
В процессе арт-терапевтической работы развиваются коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо этого, арт-терапия – это прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Таким образом, арт-терапия дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру, развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие.
Наиболее понравившаяся техника, используемая на занятиях – это техника «рисунок на стекле».
В отличие от рисования на бумаге, стекло дарит новые впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.
Анализ обратной связи от участников программы свидетельствует о положительной динамике в развитии эмоциональной сферы у детей. Родители отмечают изменения в поведении ребят и в своем отношении к ним: «ребенок стал более уравновешенным, делится своими впечатлениями со мной», «мы научились общаться с ребёнком», «научились взаимодействовать со своим ребёнком».
У детей прошедших курс занятий по развитию эмоциональной сферы стабилизировалсь эмоционально-волевая сфера; сформировались навыки адекватного общения с окружающим миром.
Список литературы:
1. Аметова Л. А. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб. : Речь, 2008 г.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб. : Златоуст, 2005.
3. Киселева М. В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб. : Речь, 2008 г.
4. Кокосова И. В. Организация психологического сопровождениядетей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2005.
5. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб. : Речь, 2003.
6. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов / Под ред. С. М. Безух, С. С. Лебедевой. СПб. : Речь, 2007.