Валентина Михалева
Эссе «Музыка и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
«Научный человек есть продолжение художественного»
Э. Кант.
Музыка и дети. Эти два понятии неразрывны, потому что с колыбели мать поет нам песни, укачивая. Играет с ребенком, развивая его речь, используя при этом фольклор – потешки, прибаутки, ритмичные занятия! В детском саду без музыкальных занятий день будет неполноценным. Да что там день! Когда в детском саду отсутствует музыкальный руководитель, сама детсадовская жизнь будет …. пресной, обыденной, лишенной необъятного мира музыкального искусства!
Публикация «Эссе „Музыка и дети“» размещена в разделах
Что несет в себе музыка детям? Если подойти с лексической позиции, то в музыкальном искусстве много терминов, которые позаимствованы для обыденных ситуаций и для научного изложения в школьном обучении. Поэтому можно сказать, что музыкальные занятия в детском саду закладывают основы научности!
Само слово ОБРАЗОВАНИЕ, на мой взгляд, однокоренное со словом «ОБРАЗ», что, несомненно, несет в себе одну из основных категорий искусства, музыки. И поэтому мне хочется дополнить фразу «Музыка и дети», применяя специальные термины музыкального искусства.
Способность понимать произведение искусства – не привилегия для избранных, ее можно развить, почувствовать в себе. А музыкальное произведение – тем более. В музыкальном зале детского сада малышей необходимо настроить на нужный ЛАД, что есть настроение - мажорное (веселое, позитивное, или минорное (грустное, пессимистичное, в зависимости от ситуации. Либо на любую другую ИНТОНАЦИЮ, ведь дети бывают разные, и НАСТРОЙ у них тоже бывает разный, в зависимости от ситуации.
А ситуации обычно таковы, что приходится действовать в ТЕМПЕ PRESTO, что значит, быстро. Быстро сориентироваться, найти, подготовить, выполнить, разучить. Или ADAGIO – неторопливо, размеренно обсудить сложный и интересный вопрос, дать детям возможность подумать, поразмышлять и высказаться, прийти к СОЗВУЧИЮ, то есть, единогласию. Мне, как ДИРИЖЕРУ, руководителю ОРКЕСТРА или АНСАМБЛЯ (то есть группы, не хватает в такие моменты только дирижерской палочки.
На занятии у нас обычно сплошная ПОЛИФОНИЯ – многоголосие равноправных голосов. Ведь детсадовский возраст – это возраст «почемучек», «мыслителей», обсуждение любой ситуации на занятии надо контролировать и умело вести, не то получится сплошная КАКАФОНИЯ! НО самое главное – добиться на занятии того, чтобы малыши научились и не стеснялись показывать свои внутренние мироощущения. Это будет и главным лейтмотивом занятия, умением его прочувствовать, его МЕЛОДИЕЙ.
Любому музыкальному руководителю всегда свойственна ИМПРОВИЗАЦИЯ. Неожиданно, внезапно что-то изменить в своих действиях, в зависимости от действий малышей! Вот тут-то как раз и проверишь свою ситуативность!
Если честно, то хотелось бы добиться на занятиях полной ГАРМОНИИ – соразмерности, слаженности, в общем, согласия и порядка. К ней нужно стремиться, ведь цель у нас –взрослого и детей, одна – у одних – передать, у других – получить знания! Знания, которые помогут в будущем получить достойное ОБРАЗование, не только эстетическое, гуманитарное, но и техническое, без которого, следуя словам Канта, не обойтись.
В силах музыкального руководителя повлиять на то, что останется в душе и в голове детей после ОБРАЗОВАНИЯ – сложится ли у него ОБРАЗ, или он останется БЕЗ – ОБРАЗНЫМ.