Ирина Репина
Обобщение опыта работы «Экология — музыка — дети»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детство»
Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»
Экология – музыка – детство
(сообщение из опыта работы)
Репина Ирина Владимировна
Публикация «Обобщение опыта работы „Экология — музыка — дети“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.
Уже после года дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, от нас дети узнают про «Кисоньку-Мурысоньку», «Курочку-Рябу», про котеньку, про заиньку. Очень нравятся детям песенки про петушка, про лошадку, и гусей.
Ребятишки жалеют Мурку, которой холодно зимой, кормят зернышками птичек, поют песенки собачкам и кошечкам. Дети подражают в песенках крику и пению животных. Из дидактических игр они узнают, что кошка – мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. А если ребята поют «пейте, дети, молоко, будете здоровы»,то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове. Зная, что она дает молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что все животные—хорошие, добрые, что они живые. Их нельзя обижать. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.
Появляется любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о березке, красоте яблоньки, осенних листочках, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде.
На музыкальных занятиях и развлечениях мы с детьми часто отправляемся на прогулку в лес, где полно всяких чудес. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце - обо всем, что нас окружает.
МБДОУ «Детство»
Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»
В лесу
досуг во 2 младшей группе
музыкальный руководитель : Репина И. В.
2016г.
Звучит песня «Золотая осень», дети входят в зал.
Ведущий: Ребята, я приглашаю вас в осенний лес, я думаю, что мы с вами увидим много интересного.
Игра «По лесным дорожкам».
Ведущий: Мы пришли в осенний лес. Посмотрите, как красиво здесь! Сколько разноцветных листочков – желтых, зеленых, красных. Найдите скорее желтые листочки!
Дети собирают желтые листочки.
– Теперь соберите красные листочки.
Дети собирают красные.
– Какие листочки остались?
Дети называют цвет, берут в ручки зеленые листочки.
Листочки разноцветные в ручки мы возьмем,
Весело попляшем и песенку споем!
Танец с листочками «Дует, дует ветер» (И. Плакида, И. Кишко).
Дует, дует ветер, Идут стайкой, качают
Дует, задувает. листочками вправо-влево.
Желтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки, Кружатся.
Кружат по дорожке.
Падают листочки Машут листочками вверх-вниз.
Прямо нам под ножки.
Ведущий. Смотрите, зайчик под кустом сидит, по-моему он кого-то испугался.
Дети слушают мордовскую песню «Зайчик»
(хрестоматия муз. произведений)
Ведущий: В песне поется о зайчике, который испугался волка. Зайчик, не бойся, мы тебя не обидим, поиграй с нами.
Мордовская игра «В зайчиков». (программа «Валдоня»,стр. 76)
Ведущий: Ребята, посмотрите, а здесь медвежонок уже укладывается на зиму спать. Мишенька-медведь, поиграй, потанцуй с нами. Сначала мы будем играть не в простую игру, а в пальчиковую. Покажите-ка свои ручки!
Пальчиковая игра «Мишка»
Мишка по лесу ходил, Шлепают ладошками по коленкам.
Звонки песни выводил:
– Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! Имитируют игру на дудочке.
Всем я лапотки сплету.
Себе – большие, Загибают поочередно пальчики
Жене – меньшие, на левой руке.
Сыну – с носочком,
Дочке – с цветочком,
А соседу заиньке
Сплету лапти маленькие.
Танец «Медвежата» (сб. «Поиграем, потанцуем»)
Звучит «Дождик»
Ведущий: Дождик льет как из ведра,
Зонтик раскрывать пора.
Капли шепчут: «Осторожно!
Под дождем промокнуть можно!»
Игра «Солнышко и дождик»
Ведущий: Ну вот дождик кончился, давайте попляшем на полянке.
Танец «Осенняя плясовая»
Ведущий: А теперь нам пора возвращаться.
МБДОУ «Детство»
Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»
Весенний наряд земли
Тематическое занятие во 2 младшей группе
Музыкальный руководитель :
Репина И. В.
2016г.
Цель: Обогащать детей эмоциональными впечатлениями. Приобщать малышей к веселому, радостному настроению, доставить им удовольствие.
Задачи.
Образовательные:
- Расширять представления о простейших связях в природе.
- Формировать стремление петь знакомые песни.
Развивающие:
- Развивать диалоговую форму речи.
- Развивать и обогащать двигательный опыт.
- Развивать образное мышление.
- Обогащать и активизировать словарный запас по теме.
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать и наблюдать.
Материал: весеннее оформление зала, металлофоны, колокольчики, цветочки каждому ребенку, шапочка пчелки, картины изменения в природе весной.
Предварительная работа : выучить песни, танец.
Дети входят в зал, звучит пьеса П. И. Чайковского «Подснежник».
Музыкальный руководитель : Ожила вокруг природа, пробудившись ото сна,
С голубого небосвода в гости к нам спешит весна.
Когда приходит весна, что происходит с природой? (ответ детей) Посмотрите, как изменяется все вокруг. (показ картин Саврасова, Левитана и др., дети отвечают на вопросы по картинам)
По земле весна идет, музыку свою несет! Давайте поиграем на инструментах, послушаем музыку весны.
Филиппенко А. «Песня о весне» -- дети слушают и подыгрывают на колокольчиках, металлофоне.
Музыкальный руководитель :
На полянке мы сидим, во все стороны глядим. (дети смотрят по сторонам)
Увидали ручеек и пошли через мосток. (идут по «мостику»)
За мостком растут цветы небывалой красоты!
Посмотрите какие красивые цветы у нас выросли. Давайте споем песню о них.
Карасева М. «Цветики» -- пение.
Музыкальный руководитель : а как называется этот синий цветочек?
Дети : Василек.
Музыкальный руководитель предлагает спеть о нем песенку.
Смирнова Л. «Василек»
Музыкальный руководитель : Эти красивые цветы так просятся в танец.
Танец с цветами.
Музыкальный руководитель : Весной, когда распускаются цветы, начинают летать пчелки. Они собирают нектар и делают из него мед. Давайте поиграем превратимся в пчелок и поиграем.
Игра «Пчелки»
На полу разложены цветные обручи, на них прикреплены бумажные цветы разного цвета. Дети-пчелки (указательным и большим пальчиками держат бумажную пчелку (сворачивается конус из бумаги и раскрашивается, приклеиваются крылышки из капроновой ленточки, летят под музыку, по окончании музыки пчелки занимают цветок-обруч, приседают, «пьют» нектар.
Музыкальный руководитель : Вот и побывали мы на полянке. (задает вопросы по теме занятия)
МБДОУ «Детство»
Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»
Как хорошо, что пришла к нам весна
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Музыкальный руководитель :
Репина И. В.
Цель : Закреплять у детей знания о приметах весны, развивать речь. Продолжать знакомить с пейзажами выдающихся русских художников, учить понимать содержание картин.
Задачи :
Образовательные:
- Учить определять характер, настроение, темп музыкального произведения («Подснежник» П. И. Чайковского).
- Упражнять детей в чистом интонировании.
- Закреплять умение передавать ласковый, спокойный характер песни («Пришла весна» Е. Тиличеевой).
- Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания о весне и ее признаках.
Развивающие :
- Развивать воображение, ассоциативное и образное мышление, интеллектуальные способности детей.
- Упражнять в составлении композиции из весенних цветов.
- Развивать умение согласовывать танцевальные движения с музыкой («Вальс цветов П. Чайковского).
Воспитательные:
- Побуждать детей вспоминать знакомую музыку и анализировать ее.
- Передавать впечатление о музыке в движении.
Предварительная работа :Разучивание стихов о весне, знакомство с пословицами, поговорками, приметами погоды. Рассматривание с детьми пейзажей А. Саврасова, И. Левитана.
Оборудование :
- репродукции картин: «Март» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова.
- запись произведений П. Чайковского «Подснежник», «Вальс цветов».
- фланелеграф, элементы изображений лепестков, листьев, стебельков.
Форма работы : фронтальная, индивидуальная.
Ход занятия
Дети входят в зал, здороваются. Музыкальный руководитель предлагает им отгадать загадку:
Солнце пригревает, снег тает,
Птицы прилетают. Когда это бывает? (весной)
Задает детям вопросы: «Какие признаки весны вы еще знаете? Назовите весенние месяцы.»
Вместе с детьми рассматривает репродукции картин «Март» Ю. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова.
Задает детям вопросы: «Какое время года изображено на картинах? Какое впечатление производят на вас эти картины (чувство радости, веселое настроение)
Дети рассказывают, что изображено на картинах.
Муз. руководитель читает стихотворение И. Токмаковой «Весна» :
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Верно, очень теплые ноги у весны.
Дети читают стихотворения «Весна» А. Плещеева, «Зима недаром злится» Ф. Тютчева.
Муз. руководитель читает стихотворение Я. Коласа «Подснежник» :
В саду, где березы столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил: «Я вижу, погода тиха и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?»
Муз. руководитель рассказывает, что подснежник – первый весенний цветок. Предлагает послушать пьесу П,И. Чайковского «Подснежник». Показывает портрет композитора.
Муз. руководитель спрашивает детей, какой характер произведения, темп, настроение.
Показывает картину «Подснежники», предлагает еще раз послушать пьесу П. Чайковского.
Музыкальный руководитель исполняет песню Е. Тиличеевой «Пришла весна».
Спрашивает детей, как называется песня. Просит чисто поющего ребенка напомнить, как нужно петь эту песню. Дети поют. Музыкальный руководитель обращает внимание на произношение слов, показывает, как выполнить дикционное упражнение: проговаривание слов второго куплета одними губами.
Дети проговаривают дикционное упражнение.
Музыкальный руководитель просит подойти к мольбертам. Говорит, что с наступлением весны распускаются первые весенние цветы. Спрашивает, какие весенние цветы дети знают. Предлагает составить букет из отдельных элементов на фланелеграфе.
Дети создают композицию из тюльпанов, подснежников, составляя их из отдельных элементов.
Музыкальный руководитель просит всех сесть. Говорит, что дети составили красивые весенние букеты. Предлагает послушать «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Просит детей потанцевать под вальс. (Напоминает, что все цветы нежные, хрупкие.) Дети импровизируют.
Музыкальный руководитель подводит итог занятия, говорит, что дети побывали сегодня в удивительном мире цветов и стали еще добрей. Прощается с детьми. Дети уходят из зала.
МБДОУ «Детство»
Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»
Яблоки созрели!
Осеннее развлечение в средней группе
(совместно с родителями)
Музыкальный руководитель :
Репина Ирина Владимировна
2017г.
Звучит песня «Яблонька», дети вбегают в зал, встают у центральной стены. В зале находятся атрибуты для инсценировки: яблонька с одним яблочком, ширма, шапочки героев инсценировки. У центральной стены зала стоит столик с яблоками и кондитерскими изделиями с яблоками. В середине зала – «яблонька».
Ведущий: Здравствуйте, мои друзья, всех вас рада видеть я.
Вот осень уж наступила, всем нам праздник подарила.
И вот для вас, ребятки, есть у меня загадка.
Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые, любят меня детки.
Дети : Яблоко.
Ведущий: Правильно (показывает блюдо с разными яблоками). Ребята, наш поселок «Красное сельцо» известен своими садами, своими яблоками. Много разных яблок созревает в наших садах. А давайте скажем, какие бывают яблоки?
Дети : Красные, зеленые, желтые, вкусные, сладкие, ароматные, душистые.
Ведущий предлагает сесть на стульчики.
Ведущий: О яблоках стихи, наверное, знаете.
Кто смелый – выходите, стихи нам почитаете.
1 ребенок: Яблоки созрели! Фруктов – урожай!
Собирай быстрее, щедро угощай.
2 ребенок: Наша яблоня на диво много яблок подарила:
Очень сладких, ароматных и на вкус таких приятных.
3 ребенок: Яблок на ветках, как в речке песка.
Жалко, что яблонька так высока.
Жалко, что яблоньку рано трясти –
Яблокам надо еще подрасти.
Ведущий: Ребята, я вижу, что вы знаете стихи о яблочках. А давайте сказку покажем!
Дети, участники инсценировки уходят за ширму.
Инсценировка «Яблоко»
Звучит «Октябрь» П. И. Чайковского
Ведущий: Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке одной дикой яблони висело одно яблочко. Вот по лесу бежит Заяц. Увидел яблоко, прыгал, прыгал, не смог достать. Видит, летит Ворона. (действия героев по тексту)
Заяц: Ворона, достань мне яблоко.
Ведущий: Ворона сорвала яблоко, только не удержала его и яблоко упало прямо на Ежика. Ежик побежал, а Заяц и Ворона закричали.
Заяц и Ворона: Это мое яблоко.
Ведущий: А Ежик остановился и сказал.
Ежик: Яблоко на моих колючках – значит мое.
Ведущий: Звери стали спорить, но тут вышел Медведь. Звери стали просить помочь разделить яблоко. Медведь подумал и отдал всем по кусочку. Заяц яблоко нашел (дает, Ворона сорвала, ежик поймал. А четвертый кусочек Медведю. Он всем правильно разделил, никого не обидел.
Выходят 2 ребенка:
1. Песенку звонкую мы пропоем, хоровод веселый мы заведем.
2. Веточками, яблонька, нам помаши. А мы потанцуем с тобой от души.
Хоровод «Яблонька» (на мелодию «Ах, вы, сени»)
1. В сад зеленый мы пойдем, спелых яблок наберем.
Ай-лю-ли, ай-лю-ли, спелых яблок наберем.
2. Яблоки медовые, да лукошки новые.
Ай-лю-ли, ай-лю-ли, да лукошки новые.
3. Яблоки мы принесем, пирожков мы напечем.
Ай-лю-ли, ай-лю-ли, пирожков мы напечем.
4. Пирожков мы напечем, и гостей мы позовем.
Ай-лю-ли, ай-лю-ли, и гостей мы позовем.
Ведущий: Какую хорошую песню вы спели. А посмотрите, какие у меня яблочки («случайно» рассыпает корзинку). Помогите мне собрать!
Игра «Собери яблоки»
(2 ребенка собирают красные и зеленые яблоки в корзиночки)
Ведущий: Молодцы, ребята! А теперь задание для ваших родителей. Кто сможет очистить яблоко, чтобы кожура была длинная?
Аттракцион «У кого кожура длиннее»
Ведущий: Славно вместе поиграли. Не устали? Не устали!
Все тут в хоровод вставайте, яблоко передавайте.
Игра «Бежит яблоко по кругу»
(Родители и дети встают в общий хоровод. Говорит ребенок: «Бежит яблоко по кругу прямо-прямо в руку другу.» Под музыку надо передавать яблоко. Музыка прерывается. У кого оказалось яблоко, должен что-то исполнить: прочитать стихотворение, станцевать)
Ведущий: А сейчас надо немного отдохнуть, послушаем стихи.
1. Яблоко спелое, яблоко сладкое,
Яблоко хрустное с кожицей гладкою.
2. Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
3. Вот яблоко поспело и на солнце загорело.
Красным светом налилось, что бы сладко нам жилось.
Ведущий: Отдохнули и опять будем весело играть.
Ребенок: На носочки я встаю, яблочко я достаю.
С яблочком бегу домой, мамочке подарок мой.
Игра «С яблоком бегу домой»
(по сигналу побежать, достать яблоко, отнести маме)
Ведущий: Вот сколько яблок собрали дети! Ребята, а вы знаете, что из яблок можно сделать? Давайте попросим родителей рассказать нам.
Родители рассказывают, что можно сделать из яблок, показывают свое изделие, можно коротко сказать рецепт приготовления или раздать распечатанный рецепт.
Ведущий приглашает родителей и детей в группу на чаепитие.
МБДОУ «Детство»
Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»
У моря
Интегрированное занятие в средней группе
Музыкальный руководитель : Репина И. В.
Цель: Расширять знания детей о море.
Задачи: Познакомить с произведением Н. Римского-Корсакова, вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку. Развивать творческое воображение.
Материал: морские камушки, ракушки, шапочка для большой рыбы, запись «Шум моря», «Океан-море синее» Н. Римского-Корсакова, картинки-раскраски для всех детей
В зале у центральной стены картина «Море». Возле нее – «берег» (морские камушки, ракушки). Дети входят в зал. Звучит «Прогулка» А. Александрова.
Музыкальный руководитель : Сегодня хороший, ясный день и я предлагаю совершить прогулку к морю.
Дети идут по залу, подходят к картине.
М. р. : Вот мы и у моря. Посмотрите, на берегу лежат морские камушки, ракушки. Их море выбрасывает волной на берег.
Звучит шум моря.
М. р. : Вы слышите этот шум волн. Волны накатываются на берег и опять уходят в море. Я предлагаю послушать музыку, которую написал композитор после того, как он увидел и услышал море.
Дети слушают «Океан-море синее» Н. Римского-корсакова. Музыкальный руководитель беседует с детьми о прослушанной музыке.
М. р. : А давайте сейчас у моря поиграем.
Игра «У синего-синего моря»
(«У синего-синего моря мы будем, как чайки летать.
Какие фигуры построим – попробуйте вы отгадать». Дети говорят считалку, покачиваясь, как на волнах. Затем замирают в придуманной позе)
М. р. : Поиграли, а теперь поплаваем на лодочке.
Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву. (Изображаем лодочку, прижав друг к другу ладошки, большие пальцы прижимаем к ладоням так, чтобы они не соединялись)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя. (При этом кисти рук изображают волны)
Паруса подниму, (Поднимаем вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву. (При этом кисти рук опять изображают волны)
А по бурным волнам плывут рыбки тут и там. (Соединяем вместе две ладошки и изображаем рыбок, делая волнообразные движения)
М. р. : Про рыбок мы с вами знаем песенку.
Песня «Рыбка» М. Красева.
Музыкальный руководитель предлагает поиграть в веселую игру «Большая рыба и маленькие рыбки».
(Под веселую, легкую музыку дети-«рыбки» плавают (ладошки сложены перед собой, музыка меняется, выплывает большая рыба, маленькие приседают («прячутся под камушек», шевельнувшаяся рыбка выходит из игры.)
М. р. : Ребята, я надеюсь, что вы когда-нибудь все попадете на море и сами увидите и услышите его. А сейчас я подарю вам эти картинки-раскраски, которые вы разукрасите в группе в свободное время. Еще я хочу, что бы вы послушали веселую песню «Осьминожки» из м/ф «Про осьминожек».
МБДОУ «Детство»
Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»
Птицы прилетели – весну принесли
Игровой досуг в средней группе
Музыкальный руководитель : Репина И. В.
2015г.
Под запись «Звуки леса» дети входят в зал, садятся на стульчики.
Ведущий: Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело и в полях поет ручей,
Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла весна.
1 реб. : Где ты, солнышко? Проснись! Где ты, скворушка? Вернись!
Сыпать снег зима устала. Кап-кап-кап… весна настала.
2 реб. : Кораблики по лужицам бегут, бегут, бегут.
И травка зеленеет везде—и там, и тут.
3 реб. : теплу и солнцу рады березка и сосна.
Домой вернулись птицы, домой пришла весна.
Ведущий: С приходом весны все оживает вокруг: зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Домой возвращаются перелетные птицы. Какие же птицы прилетают первыми? Послушаем.
1 реб. : Всех прилетных птиц черней чистит землю от червей.
Вдоль по пашням мчится вскач, а зовется птица- грач.
2 реб. : На шесте дворец, во дворце певец.
Издалека прилетел, песню свою нам запел скворец.
3 ре. : Готовы скворечники, можно селится, готовы дома-терема.
Летите, веселые птицы, скорей занимайте дома.
Игра «Займи домик».
Ведущий: 22 марта праздновали издавна день птиц. В этот день лепили из теста жаворонков, лепили их и из глины, ходили по селу, кликали весну. Давайте тоже покличем.
Дети ходят по кругу :
- Жаворонки, прилетите, весну –красну принесите.
Принесите весну на своем хвосту, на сохе, бороне, на овсяном снопе.
Ведущий: Сегодня на улице я встретила воробья, он так обрадовался и запел: «Мяу,мяу!» что? Не так? А как поет воробей? (ответ детей) воробей то же радуется весне, ведь зимой ему было тяжело жить, а сейчас у него есть и моши, и крошки.
Игра «Воробей, чирикни!»
Ведущий: А сейчас предлагаю еще поиграть,
Что такое хорошо, а что такое плохо узнать.
Игра «Что хорошо, что плохо»
(если хорошо, то дети хлопают в ладоши)
1. Если маленький малыш сыплет птицам крошки,
Поступает плохо он, или он хороший?
2. Злой мальчишка палку взял, голубей ею гонял,
Был доволен он собой, хороший мальчик или плохой?
3. Смастерила девочка вовсе не игрушку.
Сматерила с папой для синиц кормушку.
Зерна насыпала в нее, плохо это или хорошо?
4. Из рогатки мальчуган в стаю воробьев стрелял,
И подранил одного- плохо это или хорошо?
5. А вот еще такой вопрос: домой яйцо мальчик принес,
Разорил он птичье гнездо- это плохо или хорошо?
6. Птенца в клетку посадили, с мамой, папой разлучили.
Поят, кормят его- поступают плохо или хорошо?
7. А теперь ответить вы должны: как будете себя вести?
Должно решенье быть одно- с птицами поступать только
Все: Хорошо!
Влетает Ласточка.
Реб. : Ласточка, ласточка, милая ласточка.
Где ты была? Что за весть принесла?
Ласточка: За морем бывала, весну зазывала.
Несу, несу вам Весну- красну!
Входит Весна.
Весна: Вы, ребята, не скучайте, весну красную встречайте.
Снег да холод прогоню, тепло с юга принесу.
Побегут кругом ручьи, брызнут солнышка лучи.
Ярче вы, лучи, сияйте, и земельку согревайте.
Зеленейте стебельки, расцветайте все, цветки.
Из-за моря вереницей поскорей вернитесь, птицы!
Ведущий: Весну красную мы встретили,
Да как праздник наш прошел, не заметили.