Янкович Виктория
Эссе «Все дети талантливы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство – это чудное дрожащее счастье…тысяча мелочей, запахов, оттенков, которые вместе составляют что-то упоительное и раздирающее, ничем не заменимое» [3, с. 12], – В. Набоков.
Каждый день я играю в куклы, гоняю пластмассовые машинки, леплю из пластилина, рисую, учу буквы и цифры… Я – воспитатель! У меня самая удивительная профессия! У кого ещё есть возможность заглянуть в страну детства, погрузиться в мир ребенка?
Я счастлива от того, что мне неведома скучная, однообразная, рутинная работа, наоборот, я с радостью и любовью отдаю детям и их родителям свои знания и опыт.
Публикация «Эссе „Все дети талантливы“» размещена в разделах
«Мой ребенок самый лучший, потому что…», - сочинение на такую тему я предложила написать родителям своих воспитанников. "Боже мой, мне и в голову не приходило об этом подумать! Все ругаю, ругаю. " - вырвалось у одной из мам. Остальные молчали. Перед каждым — чистый лист бумаги, лица серьезны и сосредоточены. И, как когда-то в детстве, один мечтательно загляделся в окно, другой уставился в потолок, третий упорно высматривал на листке пока еще невидимые буквы. Очень хотелось, написать все как есть, но нужные слова не приходили. В комнате повисла мертвая тишина. И вот, минута, две, пять. — рука потянулась за ручкой, и перед глазами стали оживать картинки случайных наблюдений за собственным ребенком. Потом, зачитывая друг другу свои сочинения, мы сделали удивительное открытие: у каждого из наших детей есть талант, есть способность делать что-то лучше, чем другие. Один кубики укладывает так ровно и аккуратно, как не у всякого взрослого получается, другой выучил наизусть всю книгу волшебных сказок, третий в свои пять лет складывает в уме двузначные числа, четвертый невероятно музыкален. И каждый умеет вопросы задавать, да еще какие вопросы! "Зачем мыть руки перед едой, если потом ими нельзя помогать себе в тарелке?" "Мама, почему я бабушку люблю только тогда, когда она дает конфету, а тебя даже тогда, когда ты ругаешься?" Мы и смеялись, и плакали от этих неожиданно красивых и волнующих рассказов о детях. Незаметно прошел этот вечер. Мне кажется, что родители его не забудут, ведь в этот вечер мы увидели в наших детях маленьких гениев.
Но действительно ли все дети талантливы? Однажды моя учительница по литературе сказала, что талантливые дети - это дети, которых в утробе поцеловал Господь, они крестники Его. Но, мое мнение, что все дети талантливы в своем восприятии мира. Они легко находят решения по любому вопросу. Дети - это прирожденные креактивщики.
Малыши по-особому видят мир, но лишь избранные умеют в детстве выразить свое видение в «материале» – будь то слово, рифма, краска, линия, звук или же математическая формула.
«Талант – крупинка сверх возможностей…доступ в безмерное, тайное, замечает Круглов, – быть талантливым – надо еще решиться, не испугаться собственного непознанного, собственной стихии, которая вполне может оказаться и не по силам». Нередко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка - это одна из самых важнейших задач взрослых.
Как умение терпеливо складывать кубики в один ряд пригодится в жизни? Где применить феноменальную память? Вырастет ли из юного математика успешный инженер или известный ученый? Главное – заметить в ребенке его способности и дать толчок для развития способностей уже в школе. Ведь именно в детском саду малыш не зависит от внешних факторов, а проявляет свои способности без оглядки на общественное мнение. При этом понятие «талант» может выйти за рамки привычного понимания. И порой стоит лишь присмотреться к малышу, чтобы понять, в чем его талант.
Когда, я ходила в детский сад, в мой группе был мальчик
Леша. Он умел выстроить отношения со всеми. Мирил подравшихся. Разговаривал с обиженными. Успокаивал агрессивных ребят. Сейчас Леша работает адвокатом.
Юля, с ней всегда были блокноты и ручки. Даже не умея писать, она оставляла каракули, как будто фиксирует происходящее. Теперь она журналист.
И вот сейчас, работая с детьми, хочется понять каждого ребенка, что бы рассмотреть, в чем его талант. Все мои дети с разными способностями. Задача нас взрослых (как педагогов, так и родителей) – подмечать интересы ребенка, поддерживать его, хвалить, направлять, помочь ему найти привлекательное занятие, вложить в него силы, время, для того, что бы ребенок совершенствовал свои навыки. Таким образом, он будет получать удовольствие от своего занятия и непременно добьется в нем успеха! Именно благодаря окружающей среде и жизненному опыту дети, такие одинаковые при рождении, вырастают с разными способностями и характерами. Ребенок, рожденный от отца-ученого, не обязательно станет ученым. Я часто слышу, как мамы говорят: "Должно быть, мой сын пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха" или "Мой муж - писатель, поэтому наш ребенок пишет хорошие сочинения". Конечно, как гласит пословица, "яблоко от яблони недалеко падает", или, как говорят в Японии, "из луковицы не вырастет роза". Действительно, бывают случаи, когда сын ученого становится ученым, а сын торговца - торговцем. Но эти случаи не означают, однако, что данные профессиональные качества были переданы детям с генамиЕсли бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети поколение за поколением наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача - писателем. И наоборот, ребенок, рожденный в неблагополучной среде, может стать прекрасным инженером или художником.
Родители постоянно спрашивают меня, талантлив ли их ребенок. Я отвечаю односложно: «Все дети талантливы». «Но не могут же они быть равно талантливыми во всем? Например, мой ребенок не любит танцы, а другого не затащишь на живопись».
Я думаю, что здесь дело не в предмете, а в человеке, который этот предмет раскрывает детям. Я не верю, что ребенок, может быть от природы невосприимчив к какому- либо виду деятельности. Скорее всего, к нему не нашли подхода. Не поняли основного — его индивидуальности. Альберт Эйнштейн когда-то сказал, что если судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя глупой. То есть, имеются некие стандарты, которым дети должны соответствовать, без оглядки на индивидуальные способности и таланты каждого. Возвращаясь к тому же Эйнштейну можно припомнить тот факт из его биографии, что до 3 лет он не разговаривал и, по признанию его родителей, выдающимися способностями не обладал и несколько отставал в развитии. В итоге, считается одним из величайших ученых всех времен и народов.
И наша задача найти подход к ребенку. Ведь, все дети талантливы, главное – что понимать под самой природо йталанта.
В наши дни проходит немало детских конкурсов, фестивалей, выставок, что, разумеется, можно только приветствовать. Конечно, это очень важно для развития детей. Но вспомним детские конкурсы «Красоты» или же непомерный ажиотаж, царивший на музыкальном конкурсе «Голос», восторг победителей и отчаяние проигравших. Это небезопасно для детей, самооценка которых в этот период переходит в новое качество и потому крайне болезненна. Вместе с тем, ребенок, как никто другой, пожалуй, нуждается в похвале, в признание. И найти баланс, гармонию в этом плане очень трудно…
«Что ново – то и талантливо, что талантливо, то и ново», – говорил А. Чехов. А завершить свои размышления о природе и о различных проявлениях детских талантов, мне хочется замечательными словами Ричарда Баха: «Каждому из нас при рождении дается глыба мрамора и инструменты, чтобы превратить ее в статую. Некоторые так и таскают эту глыбу с собой всю жизнь, ни разу ее не коснувшись. Некоторые довольно быстро разбивают ее на маленькие осколки. А некоторым таки удается создать из нее великий шедевр!»