Елена Кузовкина
Эссе на тему: «Формула педагогического успеха»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе на тему : «Формула педагогического успеха»
«Детство существует вовсе не на зло воспитателям,
оно дар природы человеку,
чтобы тот вечно познавал необъятное.»
Ш. А. Амонашвили
В системе образования я тружусь 28 лет. После окончания педагогического училища работала учителем начальных классов. Позднее, в связи с переменой места жительства, перевелась работать в детский сад воспитателем. Работу свою я люблю. Она позволяет забывать все огорчения и обиды, даёт ощущение вечного детства и молодости. Это постоянное творчество, поиск, открытия и очень непростой труд.
Публикация «Эссе на тему: „Формула педагогического успеха“» размещена в разделах
Но я никогда не задумывалась над тем, что существует «формула педагогического успеха». Формула – какое строгое, точное, правильное слово. Неужели она существует на самом деле? Как было бы здорово – выучил формулу и подставляй, используй её во всех жизненных ситуациях. Но вот в чё м казус: дети не цифры и не геометрические фигуры.
Дети такие разные и не под один стандарт их не подгонишь. Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, так они отстаивают свою личность. Как же их всех подогнать под одну формулу?
Попробую разобраться. Возможно я не достигла больших высот в своей профессии, но и аутсайдером я никогда не была. В чём же заключается мой педагогический успех?
Не хочу показаться банальной, но самое первое и главное условие - это любовь к детям. Без неё в нашей профессии делать нечего. Ребё нок ощущает нашу любовь к нему: он не только слышит, что мы говорим, он чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем. А любовь – это и доброта, и уважение к личности ребёнка, и понимание его. Дети тонкие психологи. Они точно чувствуют моё настроение и отношение к ним.
Сухомлинский писал «Наш важнейший педагогический инструмент- умение глубоко уважать человеческую личность в своем воспитаннике. Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера, это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать». Ушинский был убежден, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессионального мастерства, сделать великое открытие,- это не так важно. Важно, что мне доверили самое дорогое- детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Родины
Второе условие – воспитатель должен быть разносторонне развит, иначе с ним будет скучно и неинтересно. Воспитатель – это «вечный двигатель», потому что дети, по своей сути – непоседы. Воспитатель – это певец, музыкант, актёр, фокусник, потому, что все дети любят слушать сказки и колыбельные песни перед сном, смотреть представления и хотят сами участвовать в них. Воспитатель – это экскурсовод, исследователь, ботаник и биолог, энциклопедист, потому, что дети с удовольствием гуляют, наблюдают, экспериментируют, думают и любят задавать много вопросов. Воспитатель – это архитектор, конструктор, художник, скульптор. … Потому, что дети всегда готовы созидать.
В нашей профессии невозможно останавливаться на достигнутом. Здесь нужно постоянно «расти», как растут дети, пришедшие в детский сад.
Прогресс не стоит на месте, поэтому, чтобы шагать в ногу со временем, педагог должен постоянно учиться. Это третье условие. Сейчас, в связи с реализацией и внедрением ФГОС в дошкольных учреждениях, для педагогов предоставляется больший объём для развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития. И только при очень большом желании можно достигнуть наибольших высот.
Следующее условие – это коллектив.
Педагогический коллектив у нас небольшой, но дружный. Вместе мы осваиваем инновации в образовании, делимся друг с другом опытом своей работы, переживаем неудачи и радуемся успехам коллег. Наш педагогический коллектив – это, пожалуй, половина моего успеха.
И конечно же первые и главные воспитатели своих детей – родители. Родители моих воспитанников стали моими помощниками. При сотрудничестве воспитателя и родителей возникает эмоционально-положительный контакт, при котором с достаточной легкостью решаются все воспитательные проблемы. Поэтому в своей работе большое значение я придаю вопросам семейного воспитания, поднимаю их на родительских собраниях, привлекаю родителей к активному участию в мероприятиях, обозначаю им основные принципы моей деятельности.
Я попыталась доказать теорему воспитания детей в детском саду и вывести формулу педагогического успеха. Что у меня получилось?
Сумма слагаемых: любовь к детям, личностные качества воспитателя, творческие способности, непрерывное образование, сотрудничество с коллегами, взаимодействие с семьёй. Это моя формула, но у каждого педагога она индивидуальна.
Закончить своё эссе я хочу высказыванием: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным.»
Ш. А. Амонашвили