Елена Ботникова
Представление педагогического опыта «Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук с помощью тестопластики»
▼ Скачать + Заказать документы
для «Фестиваля педагогического мастерства 2016» (номинация «Воспитать человека»)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнечный» г. Макушино Макушинского района
Ботникова Елена Викторовна, воспитатель.
Тема: Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук через тестопластику»
Представление педагогического опыта.
Публикация «Представление педагогического опыта „Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук с помощью тестопластики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Я работаю по теме: «Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук через тестопластику».
Почему я выбрала именно эту тему?
Это связано, со снижением речевого развития детей, которое возникло из-за общего моторного отставания и снижения уровня развития кистевой моторики рук. Можно привести тому ряд примеров: несколько лет назад, дети могли совместно с родителями постирать бельё и отжать его руками, в настоящее время за нас это делают машины; детская обувь была с застёжками, или шнурками – ребёнок сам учился завязывать шнурки и застёгивать сандалии, в настоящее время, производители обуви сослужили нашим детям «медвежью услугу», заменили неудобные застёжки и шнурки на удобные липучки. Вот и причина отставания мелкой моторики рук, что могло, происходить автоматически, стало со временем исчезать.
Слайд 2.
Ум ребёнка находится на кончике пальцев, чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
В. А. Сухомлинский
Слайд 3.
Развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса.
М. М. Кольцова
Мелкая моторика формирует у детей сенсомоторную координацию, то есть согласованность действий глаз и рук. Глазами ребёнок изучает действительность вокруг себя, контролирует свои движения, вследствие чего они становятся более чёткими. Основным ключом познания окружающей действительности становятся зрение и движения рук, трогая и ощупывая предметы, дети приходят к пониманию причинных связей. С возрастом руки используются более активно, чтобы повторить увиденное и осуществить задуманное.
Почему именно лепка из соленого теста, спросите вы?
Солёное тесто – прекрасный материал для поделок, имеет ряд преимуществ: легко отстирывается, на одежде не оставляет следов, безопасно, не вызывает аллергию, экологично, так как сделано из натуральных продуктов. Если сравнить с пластилином, который изготавливается из нефти, то предпочтение сразу отдаем тесту.
Слайд 4.
Лепка – полезное и любимое занятие детей, воспитывает художественный вкус, ребёнок учится видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и действительности.
Развивает воображение, формирует навыки ручного труда, приобретает сенсорный опыт – чувство пластики и формы.
Слайд 5. На первом этапе работы
Я оценила, какие есть проблемы по речевому развитию дошкольников с позиции как будущих школьников
Изучила требования ФГОС дошкольного образования к организации речевого развития
Совместно с психологом проанализировали различные причины затруднения речевого общения педагога с детьми
Я изучила методическую литературу («Развитие речи в детском саду» В. В. Гербовой, в соответствии с ФГОС ДО;«Игровые методы и приё мы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика» С. И. Токаревой.)
Для определения системы работы, я наметила для себя, следующую цель:
Слайд 6.
Цель работы студии: создать условия для развития мелкой моторики рук через тестопластику
Поставила перед собой следующие задачи:
Слайд 7. Задачи:
Улучшить координацию, точность, гибкость и ритмичность рук
Улучшить мелкую моторику пальцев и кистей рук
Стимулировать зрительное и слуховое восприятие
Способствовать нормализации речевой функции
Развивать навыки ручного труда
Слайд 8. Актуальность заключается в том, что
Развитие моторики рук у детей даёт возможность сформировать не только движения пальцев, но и развить речь, тем самым подготовить ребёнка к школе
Слайд 9.
Лепка из солёного теста – (тестопластика, относится к категории работы с нетрадиционными материалами, которая ещё не нашла широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях, что определяет новизну творческой работы
Слайд 10.
Ведущим видом деятельности у ребенка является игра, на занятиях по тестопластике использую пальчиковые игры
Слайд 11. Игры на развитие артикуляционного аппарата
Слайд 12. К концу года дети научились:
лепить предметы разной формы
оттягивать
расплющивать
вдавливать
делать насечки
раскрашивать изделия
Слайд 13. Дети с интересом занимаются тем, что дома им часто недоступно:
мараться в муке, лепить всё, что ты хочешь, да к тому же за это тебя и хвалят
Даю возможность самим завести тесто.
Слайд 14.
Работаю наравне с детьми, нахожусь с ними в едином рабочем пространстве, что требует ФГОС дошкольного образования, когда педагог для ребёнка является партнером, а значит равноправным участником общей работы
На муниципальном уровне прошла выставка наших работах.
Слайд 15.
Выставка студии «МукаСолька»
В нашей средней группе «Солнышко», оформлена постоянная выставка наших работ
Слайд 16. Групповая выставка работ студии «МукаСолька»
Дети очень гордятся своими работами, вам представлена, индивидуальная работа «Цыплёнок», автор Даша Григорьева.
Слайд 17. Индивидуальная работа «Цыплёнок». Автор Даша Григорьева
Работа Даши, приняла участие в международном конкурсе детских поделок, что подтверждено данным дипломом.
Слайд 18. Наша награда
Дети научились работать в коллективе, наша совместная работа
Слайд 19. Коллективная работа «Цыплята на поляне»
Ёжики, необычные, красивые, дети слепили основу для ежей, иголки я делала сама, при помощи маникюрных ножниц, а дети с восторгом наблюдали за чудесными превращениями.
Слайд 20. Ёжики
Слайд 21.
Накопление практического материала:
Составлены технологические карт ООД в соответствии с ФГОС ДО
Составлены конспектов занятий с использованием
информационно-коммуникационных технологий
Созданы презентации по тестопластике
Оформлена картотеки речевых игр
Проведено родительского собрания: «Необычная лепка»
Слайд 22. Самоанализ отслеживания результатов
Проведена консультация для педагогов : «Учимся играя»
Консультация для родителей: «Речь и мелкая моторика»
Сделан доклад на родительском собрании: Зачем нужна лепка ребенку?
Опубликована статья в газете о занятии с детьми лепкой из соленого теста