Елена Ефимкина
Эссе «Формирование и развитие творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование и развитие творческих способностей дошкольников в разнообразных видах детской музыкальной деятельности.
Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к всему многообразию музыкальной культуры.
Дошкольный возраст оптимально подходит к решению этой задачи, так как является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для него дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.
Публикация «Эссе „Формирование и развитие творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.
Развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к
музыкальной культуре, заложить основу эстетического воспитания.
А это и является одной из актуальных задач дошкольного образования, так как дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, в т. ч. музыке. Решение этой задачи в полной мере возможно при оптимальном взаимодействии педагогов и родителей.
Эффективно развивать творческие способности детей можно только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку знания, которые ребенок получает в детском саду, должны найти применение в условиях семьи. Отчетные концерты в Дни открытых дверей помогают родителям по-новому взглянуть на своего ребенка, оценить его творческие умения. И тогда папы и мамы начинают больше внимания уделять вопросам музыкально-творческого воспитания в семье, интересоваться, есть ли у ребенка способности к творчеству, нужно ли учить его петь, сочинять мелодии. Найти ответы на них им помогают беседы и консультации музыкального руководителя.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Музыкальные способности формируются и проявляются только в процессе музыкальной деятельности. Наличие определенного фонда знаний, умений и навыков не дает возможности достаточно полно характеризовать музыкальные способности. Решающее значение имеет быстрота и качество приобретения этого фонда. Таким образом, музыкальный руководитель, оценивая способности ребенка, должен иметь в виду, что нельзя делать поспешные выводы на основании только тех знаний и умений, которые проявляет ребенок в данный момент. Необходимо учитывать и то, насколько быстро и легко, по сравнению с другими, он приобрел их.
На развитие творческих способностей оказывают влияние разнообразные виды музыкальной деятельности – это и сочинение мелодий, ритмов, выражение настроения в движении под влиянием музыки, оркестровкой пьес и т. д. Творчество ребенка в музыкальной деятельности придает ей привлекательность, усиливает его переживания и способствует самовыражению. Это врожденная способность, которая может быть развиваема.
Виды музыкальной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Основным источником музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах. Правильно организованное музыкальное воспитание позволит детям приобрести навыки в сфере чувств, ума и воли, поэтому от детальной разработки вопросов музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно-эстетическое развитие человеческой личности. Музыкальные занятия могут базироваться на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее развитие ребенка в процессе занятий. Педагогическая ценность их в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Некоторые западные педагоги считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но на своей практика убедилась, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Даже если подобрать соответствующие методы обучения, то дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.