Вера Калинина
Эссе «ФГОС дошкольного образования: решение проблем или проблема решения?»
▼ Скачать + Заказать документы
Может и не получится…
но попробовать стоит всегда.
Прочитав тему эссе, вдруг мне вспомнилась такая фраза. Скорее всего, это потому, что наше дошкольное образование в последние несколько десятилетий переживает очень много реформ.
Федеральный государственный образовательный стандарт…Всего лишь четыре слова, которые предполагают изменить мир дошкольной жизни и всех ее обитателей: дошкольников, и главным образом, воспитателей. Нас воспитателей погружают в мир постоянных экспериментов с апробацией всё новых и новых документов, программ, стандартов, а ведь в детских садах работает очень много специалистов с большим стажем работы и перестроиться работать по-новому становится с каждым годом все сложнее. И забывать не стоит о молодых специалистах, которые хоть и не в большом количестве, но всё же приходят работать в детские сады. Они, выпускаясь из образовательных учреждений, тоже оказываются не готовыми работать по ФГОС ДО и приобретают опыт работы в данном направлении непосредственно на рабочем месте. Таким образом, перед нами встает и проблема в программе подготовки выпускников педагогических ВУЗов, но пока этот вопрос решается нам все же ничего не остается, как работать. И тут возникает вопрос: «Новый стандарт решит ли проблему нашего образования или всё же мы вернемся к тому доброму и хорошо забытому старому способу воспитания и обучения детей?» Возможно, со мной может кто-то не согласиться и сказать, что проблем в образовании нет, но думаю, что найдутся и те, кто поддержит меня.
Публикация «Эссе „ФГОС дошкольного образования: решение проблем или проблема решения?“» размещена в разделах
С одной стороны новый образовательный стандарт даёт воспитателям и детям больше свободы. У воспитателей эта свобода проявляется в выборе программы, способов и методов обучения, применении инновационных методик. Стандарт не ориентирован на четкие выделения знаний, умений и навыков, а дают целевые ориентиры для работы воспитателя. И с этим я согласна. При такой формулировке в стандарте лично мне как воспитателю работать становится легче. Ведь мне не надо во время процесса воспитания и обучения детей гнаться за знаниями, умениями и навыками, чтобы выпустить из детского сада в школу совершенного ребенка. Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном ритме, и было бы не совсем профессионально решать свои задачи по выпуску коммуникабельного, открытого, готового разрешить любую трудность ребенка, за счет его сил, переживаний.
Свобода для детей проявляется в самостоятельном выборе действий. Образовательный стандарт позволяет детям в соответствии со своими желаниями не участвовать в непосредственно образовательной деятельности или деятельности осуществляемой в режимных моментах. И тут снова возникает вопрос «Поможет ли ФГОС ДО решить проблему современного воспитания?» Я считаю, что в наше время дети получают много свобод. И под словом «свобода» они понимают совершенно иное, чем мы взрослые. Им кажется, что они могут делать что угодно, как угодно и самое главное в сознании детей есть понимание того, что они защищены законом и все их действия правильны. Но, к сожалению, наши дети не знают, что такое ответственность за свои действия. Поэтому воспитателям, чтобы действовать в рамках образовательного стандарта, необходимо с яслей прививать детям чувство ответственности и результатом такой работы, по моему мнению, будут дети, умеющие осознанно совершать действия не только в рамках детского сада, но и дома.
С другой стороны нам спускают такой посыл для реализации ФГОС ДО «Сделай то - не знаю что и сделай так - не знаю как». Что я имею в виду, постараюсь объяснить. Согласно образовательному стандарту нам необходимо обеспечить предметно-развивающую среду, которая будет полифункциональная, вариативная, содержательно-насыщенна, трансформируема, доступна и безопасна. Все мы это знаем. Но тут появляется другая проблема, если два последних пункта: обеспечение доступной и безопасной среды, где-то полностью зависит от воспитателя, то остальные пункты должны реализовываться совместно с действиями заведующего детским садом, муниципальными органами, краевыми властями и наконец-то, государственными органами. В наше время всё сводится к тому, что воспитатели должны обеспечить и выполнить условия реализации ФГОС ДО, но как это сделать, если нас оставляют один на один с проблемами насыщаемости предметно-развивающей среды. Здесь я говорю о том, что финансирование со стороны государственных органов сведены к максимальному минимуму. Ни для кого не секрет, что, то обеспечение, которое имеется в наших детских садах сейчас, оставляет желать лучшего. И мы этого лучшего желаем и очень хотим работать в современных условиях с современной предметно-развивающей средой. К сожалению, так и остается производить попытки решения данной проблемы своими силами. Думаю, что все понимают, реализовывать федеральный государственный стандарт, было бы эффективнее и проще, если бы все структуры действовали сообща. В противном случае, у меня возникает вопрос «Зачем нам ФГОС ДО, если сплоченности в его реализации не видно?»
Что касается, родителей, то в концепции ФГОС ДО особое внимание уделяется взаимодействию педагогов с семьей, родителями как главными союзниками и заказчиками на образовательные услуги. Современные же родители приводят ребенка в детский сад с твердым убеждением того, что воспитатель и специалисты обязаны воспитать и обучить ребенка. При этом большинство родителей считает, что дошкольная организация должна предоставить весь спектр востребованных дополнительных образовательных услуг, чтобы не водить ребенка по вечерам в кружки, секции и т. п. Моё же мнение, что родители воздействуют на ребенка каждый день, поэтому у них больше возможностей для формирования личностных качеств ребенка. Педагоги могут только помочь родителям в этом, направить их в нужное направление, предложив родителям свою помощь. Ведь образовательный стандарт говорит нам о том, что семья и детский сад должны действовать вместе. Исходя из этого перед детским садом и воспитателем в частности, встает проблема взаимодействия с родителями. Я думаю, что в данном направлении придется еще долго работать, прежде чем мы получим себе родителей как союзников, а не просто заказчиков.
В завершении хочется сказать, надеюсь, что ФГОС позволит дошкольному образованию занять достойную первую ступень в системе образования России.