Елена Еременко
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках решения задач ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
"Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в рамках решения задач ФГОС ДО"
Студия «Народные игры нашего детства» с применением ИКТ и ОТСМ – ТРИЗ- РТВ – технологии как одно из направлений нравственно – патриотического воспитания дошкольников
Воспитатель : Еременко Е. А., ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга» (г. Жигулевск, Самарская область)
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках решения задач ФГОС до» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Одной из задач ФГОС ДО является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества", что в свою очередь обуславливает актуальность, даже необходимость воспитывать в детях толерантность по отношению к людям иной нации, иного вероисповедания, иных национальных жизненных традиций.
Мы живём в многонациональном обществе, в котором всё больше зла и жестокости по отношению к людям иной нации, иного вероисповедания, иных национальных жизненных традиций, что делает вопросы нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения столь актуальными сегодня. Обратив внимание на то, что народные игры, и русские, и украинские, и белорусские, и пр., почти исчезли сегодня из детства, мы понимаем, что сохранение и возрождение национальной культуры является ныне одной из первостепенных задач.
В нашем ДОО организована студийная работа. Все студии имеют различную направленность, руководителями являются воспитатели, педагоги и специалисты нашего ДОО.
«Формирование общей культуры личности детей…развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных. физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. ", являясь одной из задач ФГОС ДО, обуславливает актуальность организации в ДОО студии «Народные игры нашего детства», руководителями которой мы являемся — Еременко Е. А. И Андреева С. А.
Цели:
Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Повысить двигательную активность детей дошкольного возраста, через организацию подвижных народных игр.
Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу анализа игры, ее схематизации; создать условия для усвоения обобщенной модели – схемы игры (технологической карты).
Развитие способностей к воображению и фантазированию при моделировании новой игры.
Задачи :
Познавательное развитие - Формирование первичных представлений о других людях, малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, традициях нашей многонациональной страны. Знакомить детей с играми разных народов, дать представления о традициях, особенностях жизни людей разных национальностей. Развивать детский кругозор, интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
Социально – коммуникативное развитие - Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, включая малознакомых детей из других групп (межгрупповое общение, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Речевое развитие – Владение речью как средство общения и культуры, активизация словаря словотворчество, развитие связной речи, развитие коммуникативных умений и навыков.
Художественно – эстетическое развитие - Восприятие фольклора (народные потешки, стишки, песни и др., самостоятельное творчество детей (при схематизации игры)
Физическое развитие - Удовлетворять потребности детского организма в движениях. Овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Таким образом, реализация целей и задач студии охватывает все 5 образовательных областей (по ФГОС ДО)
Три занятия из четырех в месяц проходят по определенной схеме:
1. Знакомство с определенным народом России, его спецификой, колоритом (национальные особенности, символика – герб, флаг и т. д.). Использование аудио – и видеоматериалов обеспечивает эмоциональное погружение в тему, соприкосновение с «душой» народа – его песнями и сказками)
2. Разучивание подвижных игр разных народов.
3. Анализ и схематизация игры с использованием схем признаков (ОТСМ – ТРИЗ - РТВ). Основные составляющие игры:
• Герои игры (количество)
• основные движения (действие)
• звуковые сигналы (звук)
• организация игры в пространстве - домики, линии и т. д. (место)
• атрибуты (мяч, платок, обручи и т. д.)
1. Формирование коммуникативных навыков (ребенок может рассказать о своем опыте, занятии – игре, а также научить детей своей группы, педагога и родителей новой игре и умению анализировать любую игру)
Одно занятие в месяц посвящено моделированию новой игры по обобщенной схеме (творческое конструирование). Дети с могут создавать новые комбинации из основных составляющих игры. Затем игра также схематизируется и помещается в картотеку игр.
При реализации работы студии «Народные игры нашего детства» мы уже с дошкольного возраста начинаем прививать детям мысль о единстве всех народов России, об их неповторимости и непохожести друг на друга с одной стороны, и глубинной общности - с другой. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, в рамках нравственно – патриотического воспитания мы делаем их достоянием наших детей.