АЛЕКСАНДРА ПЕРФИЛОВА
Эссе «Моя педагогическая философия» на конкурс «Воспитатель года 2020»
▼ Скачать + Заказать документы
«Несложно заставить звучать инструмент,
Важнее поймать тот заветный момент,
Когда зазвучат струны детских сердец,
Тогда педагог – настоящий творец».
А. Толоконникова
На свете очень много разных профессий. Все эти профессии нужны, важны и по-своему интересны. И отвечая на вопрос: «Почему я выбрала профессию музыкального руководителя ДОУ?», я хочу рассказать, как я к этому пришла…
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“ на конкурс „Воспитатель года 2020“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Когда-то давно я и не предполагала, что буду работать с детьми, а тем более в детском саду. Кем я только не хотела быть в детстве…. Вначале стоматологом. Затем всерьез хотела заниматься географией, но нравилась она мне потому, что я любила изучать карты, моря, океаны, рассматривать атлас, а еще потому что прочитала книгу Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Затем хотела пойти в адвокатуру, изучала Уголовный Кодекс и т. д. На фоне всех своих мечтаний и приключенческих фантазий я посещала Школу Искусств, закончив которую даже не помышляла пойти дальше по творческому пути. Имея диплом психолога, я пришла работать в детский сад воспитателем. Работая много лет, я ощущала какой-то дискомфорт, как будто все это было не мое…. Пыталась поменять работу, уходила в другое место, снова вернулась. Затем судьба решительно вмешалась, и я, пройдя профессиональную переподготовку, заняла должность музыкального руководителя. Да, было трудновато вначале, ведь я много лет не подходила к фортепиано, но руки-то помнили, как нажимать на клавиши, фантазия присутствовала, и при поддержке своей талантливой коллеги я начала работать. И вот тогда я поняла, что наконец-то я нашла то, что мне действительно интересно! Ведь музыкальный руководитель – это не только игра на фортепиано! Это и режиссер, и сценарист, и костюмер, и дирижёр….
Придя работать в детский сад, я очень часто вспоминала себя в возрасте своих воспитанников, вспоминала, что мне самой нравилось и не нравилось в детском саду. Опираясь на свои воспоминания, я старалась делать занятия интересными, такими, чтобы детям хотелось приходить снова и снова ко мне в музыкальный зал. Конечно, куда без ошибок, ведь не допускает их лишь тот, кто ничего не делает, но коллеги старались помогать мне во всем, кто советом, кто делом, а кто и критикой, ведь она тоже иногда важна.
Какой-то мудрец сказал: «Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь, а зажечь факел может только тот, кто сам горит». Каждый день мы горим на работе, для того чтобы наши дети познавали мир во всем его великолепии, культуру нашего народа, ценили дружбу и уважали взрослых, чтобы выросли уверенными в себе личностями, достойными гражданами своей Родины.
Когда детишки впервые приходят на мои занятия, они не знают, что их ждет, кто-то боится огромного музыкального зала, кто-то с удивлением разглядывает все кругом, но без эмоций не остается равнодушным. Вот здесь самое главное - поймать момент, заинтересовать, увлечь ребенка, показать ему, какими интересными могут стать посещения музыкальных занятий. А как горят их глаза, когда рассказываешь музыкальную сказку, когда пропеваешь потешки, когда игрушка в твоей руке начинает петь песенки. Радостно видеть, когда ребенок воспринимает музыку, как он эмоционально откликается на нее, повторяет за тобой слова, ритмично движется. Это поистине бесценно! Знакомство с чарующим миром звуков вызывает у детей восторг и удивление.
Нравственно – эстетическое воспитание, воспитание чувств маленького человека – вот моя основная задача. От меня зависит, поможет ли музыка развить лучшие качества личности ребё нка: душевную чуткость, умение ощущать гармонию окружающего мира, доброту, восприимчивость к прекрасному. Именно благодаря музыке развивается гармоничная личность. Современные учёные констатируют, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память. Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают координацию движений. Музыка пробуждает чувства, ведь даже мы, взрослые, связываем с музыкой определенные моменты своей жизни, разные мелодии вызывают в нас и разные чувства. Также и ребенок учится на музыкальных занятиях связывать музыку с образами. Слушая, как «шагает медведь», мы разглядываем иллюстрацию с ним, представляем, какой он большой, изображаем, как он идет и рычит и т. д. Встречая разные времена года, мы смотрим музыкальные мультики, в которых и картинка, и музыка рассказывают нам, какое время года наступает.
В наш век компьютерных технологий дети опережают свое развитие, слушая музыку, которая написана для взрослых и не совсем безопасна для детского слуха: резкая, громкая, ритмичная, она оказывает неблагоприятное воздействие на детский организм. Задача музыкальных руководителей: научить детей отделять хорошее от плохого, слушать, хотя бы в стенах ДОУ, красивую детскую музыку и научиться любить ее.
Благодаря разным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игры, инсценировки, игра на детских музыкальных инструментах) дети получают различные знания, умения и навыки. У ребят развивается слух, чувство ритма, певческие и танцевальные навыки, раскрываются исполнительские возможности. Ребёнок совершенствуется не только духовно, но и физически, музыкальные виды деятельности влияют положительно на его здоровье. Корректируется речь, улучшается работа нервной, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, координируются движения, ведь музыкальные занятия и здоровьесберегающие технологии неразделимы.
Подводя итог, хочу сказать, что моя работа нелегка, но я горжусь тем, что я музыкальный руководитель в детском саду. Ведь работа с детьми просто не может быть скучной и однообразной. Каждый день – это что-то новое и интересное! Вместе с детьми и я «расту», с каждым успехом ребенка приходит уверенность в своих силах, с каждым его эмоциональным откликом и моя душа наполняется радостью от того, что я смогла донести всю прелесть и красоту музыкального мира до маленького человека.