Татьяна Гусельникова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. (В. А. Сухомлинский)
Современный человек достиг невиданных высот…Ему доступны тайны мироздания, он покорил Космос и морские глубины, освоил технологию передачи звука на расстояние…Но осталась непознанной самая большая загадка — он сам.
«Все мы вышли из детства» - сказал однажды Антуан де Сент-Экзюпери. Более гениальной фразы трудно придумать.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
В последние годы все больше у детей проявляется эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других людей. Надо ли развивать чувства ребёнка, его эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, сострадание? Конечно, ведь каждый из нас неоднократно на себе испытал самый страшный дефицит нашего времени — дефицит доброты! Как его восполнить, как поселить доброту в детские души? С помощью чего научить ребёнка понимать, что значит поступать «хорошо», «плохо»?
Возникает вопрос: нужны ли ребенку книги?
Я твёрдо убеждена, что даже в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Увеличился объем воспринимаемой информации, в том числе и детьми. Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Книги, сказки, спектакли являются для ребёнка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, приобщают его к духовному богатству, накопленному человечеством. Главное—они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Как ещё маленький ребёнок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти?
Разными способами я пытаюсь не просто увлечь детей чтением, а общаться с героями так, как будто они «живут» рядом с нами, помочь в придумывании рассказов и историй: предлагаю заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев или, например, написать письмо своему любимому герою, или сочинить разговор сказочных персонажей по телефону. Такое обучение влияет на все стороны развития дошкольника, в том числе эмоциональное.
К сожалению, в настоящее время книга заметно утрачивает свое предназначение. Я думаю, есть несколько причин, и одна из них - это современные мультфильмы с упрощенным стилем пересказа известных сказок, которые зачастую искажают первоначальный смысл сказки и превращают сказочное действие из нравственно-поучительного в просто развлекательное.
Не секрет, что и современный рынок детской литературы во многом ориентирован на сиюминутный развлекательный характер. Коммерциализация книжного рынка в своё время привела к резкому спаду издания детской литературы, что сказалось на картине детского чтения. В последние годы ее выпуск заметно увеличивается, качество детских книг улучшается. Расширяется их тематика, привлекательным становится оформление. Вместе с тем детские книги дорожают, оказываются недоступными. Многие семьи воздерживается от покупки книг, в том числе и детских.
И это все наводит меня на грустные мысли.
Родители хотят, чтобы их дети много читали. Но возникает вопрос: а как часто и что читают сами родители? Обсуждают ли взрослые с детьми прочитанное? Как часто родители сами читают детям? Дети имеют огромную потребность в том, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Главным в совместном чтении является то, что это важная форма общения ребенка и родителя. Это способ, позволяющий протянуть ниточку от одного к другому, поддержать общение в семье, когда внимание уделяется ему полностью, и мама или папа не делает это во время приготовления ужина, разговора по телефону или просмотра программы новостей.
Одновременно с этим в современных семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Именно бабушки-сказительницы являлись тем соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимали смысл сказок и рассказывали их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку, учили законам добра и красоты.
Будучи мамой двоих детей, шестнадцатилетнего парнишки и шестилетней дочки, я горжусь, что в моей семье существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Мне всегда есть, о чем поговорить со старшим сыном. Это общение появилось не сегодня, не вчера. Оно зародилось в детстве, когда каждый вечер перед сном он взбирался ко мне на колени, или просто прижавшись рядом, слушал очередную историю из книг. Свое чтение я дополняла совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Именно через книгу мой сын воспринимал различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Во время совместного чтения создается единое пространство, чувство сопричастности и эти моменты дорого стоят. Они имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.
Вспоминая позже детство, я с уверенностью могу сказать, мои дети непременно вспомнят часы совместного чтения и задушевной беседы, и я буду очень рада, если они применят это к своим будущим детям. А я стану доброй бабушкой-сказительницей для своих внуков. Но это будет потом. А сейчас моя дочурка уже сидит у меня на коленях и ждет очередное путешествие в мир книг. Присоединяйтесь!