Татьяна Рассказова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая философия»
"Это невозможно! " - сказала Причина.
"Это безрассудство! " - заметил Опыт.
"Это бесполезно! " - отрезала Гордость.
"Попробуй. " - шепнула Мечта.
Вспоминая своё детство, школу, я вижу себя маленькой девочкой, сидящей за школьной партой. На уроках я внимательно слушала учителя, следила за каждым её словом, взглядом, движением. Она для меня была образцом справедливости, доброты, честности. Всегда умела найти нужное слово, похвалить, подбодрить. Но на тот момент я и не думала, что когда-то буду работать педагогом.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Заканчивая школу, кем я только ни хотела стать, но издержки того времени (1999 год) предопределили мою будущую профессию. Окончив в 2003 году «Моршанский гуманитарный колледж» по направлению «Социальный педагог, воспитатель», я даже не думала идти работать по специальности - думала это не для меня. И вот в 2012 году я узнала, что в детский сад к дочери требуется воспитатель, я решила попробовать. Первое время было очень тяжело, но опытные коллеги мне помогали на каждом шагу моей педагогической деятельности. Тогда я поняла, как важны поддержка, совет и понимание. Ведь так важно, чтобы в минуту неудачи тебя подбодрили, не дали сломиться, а научили искать причину, находить пути решения, поверили в твои способности и возможности, в твой успех.
И вот прошло почти 4 года…
Мой стаж не настолько велик, чтобы я могла смело и с точностью рассуждать о предназначении воспитателя. Но я, мне кажется, поняла главное. Воспитатель в первую очередь это друг, а уж потом наставник и помощник. И сейчас я осознаю, что педагогическая деятельность для меня – это не возможность чему-то учить детей, воспитывая их каждый момент, а каждый день общаться с ними, открывая новое для них и для себя. После долгих размышлений я пришла к выводу, что надо просто идти с детьми в будущее, приоткрывая им дверцу в это самое будущее. А по пути в каждом ребёнке раскрывать его неповторимость, индивидуальность и самоценность. Самой учиться у детей непосредственности, доброте, бескорыстной любви и умению прощать.
На протяжении всего дошкольного детства ребёнка надо вести к успеху. Этому учили и учат меня мои учителя, опытные педагоги - те люди, с которыми мне посчастливилось встретиться на моём профессиональном и жизненном пути. Что значит «вести к успеху»? Это значит наполнить день ребёнка в детском саду радостью и интересом в общении, игре, познании. Воспитатель должен быть увлечённым человеком в своей профессиональной деятельности. Важно вести ребёнка к цели такой дорогой, которая помогает ему рассуждать, думать, ставить цель, выбирать материал и инструментарий, совершать последовательность действий, поступков и анализировать свой результат.
Важно способствовать тому, чтобы ребёнок не боялся ошибок, и здесь взрослому надо быть осторожным с оценкой. В противном случае инициатива ребёнка будет подавляться, пропадёт интерес к новому делу.
Раньше я и не думала о том, что можно любить чужих детей, а теперь я поняла «чужих» детей не бывает и я строю свои отношения с детьми так, чтобы они чувствовали себя любимыми и осознающими своё достоинство. Стараюсь быть терпеливой к другим, и очень требовательной к самой себе. Нужно еще многое узнать и освоить, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок. В работе с детьми это недопустимо. Работать с детьми надо с искренней душой, - только в этом случае влияние на ребёнка будет благоприятным.
Задавая себе вопрос: «Кто кого учит?», вспоминаю слова А. Дольского про детей:
«Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу.
Не худшая все-таки участь…
Мне кажется - я их чему-то учу.
А это они меня учат».
Вместе с детьми я учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной.
Успехи ребёнка во многом зависят и от взаимоотношений семьи и детского сада. Свои отношения с родителями я строю на основе взаимопонимания, справедливости, искренности, доброжелательности. Не сразу, постепенно, они начинают доверять мне.
Работа с детьми способствует развитию моих личностных качеств, таких как общительность, умение ценить каждый день, радоваться даже самым маленьким победам и успехам, преодолевать трудности.
Быть воспитателем, значит осознавать всю ответственность, взятую за сохранение тонкой ранимой души ребёнка; уметь прислушиваться к детям и понимать их желания; быть чутким и терпеливым. Конечно, эта задача очень сложная, и не каждому она по силам. Здорово, что меня окружает большой, сплоченный, творческий коллектив единомышленников, возглавляемый опытным и понимающим руководителем. Я всегда могу получить совет, поддержку, ведь вокруг неравнодушные, инициативные люди, которые, как и я любят свою работу.
Воспитатель для меня – это человек, желающий постоянно совершенствоваться, меняться, творить, потому что жизнь детского сада не может существовать без творчества, движения вперед, инноваций.
Я выбрала профессию педагога, а значит, взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить и воспитывать, и вместе с тем ответственность за себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом.
Темп сегодняшней жизни диктует новые условия обучения и воспитания в детском саду: применение новых более эффективных методик и технологий. Для того, чтобы стать воспитателем, мало получить образование, важно всегда быть в поиске, учиться каждый день. Я не могу успешно кого-то учить, если в это же время не учусь сама. Поэтому в 2015 году я поступила в «Мичуринский государственный аграрный университет» в «Педагогический институт».
И ещё я поняла – в педагогической профессии нет конечной точки развития. Именно поэтому решила попробовать свои силы в конкурсе профессионального мастерства.
За 4 года моей педагогической деятельности я ни разу не пожалела о том, что моя жизнь проходит среди детей. Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет».
Я люблю свою профессию, нашла в ней своё призвание и утвердилась в этом. А это значит - я счастливый человек!
Желаю всем начинающим педагогам найти себя в профессии Воспитатель и полюбить её так же, как и я.