Елена Козлова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая философия»
Елена Александровна Козлова
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10 «Алёнушка»
г. Канск
Профессия воспитателя – трудное дело.
Детского счастья мы создатели.
Надо, чтобы сердце огнем горело,
Был «глаз пограничника», а «сердце – матери».
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Вот уже 20 лет я работаю в детском саду. И все эти годы я задаю себе вопрос: «Что же нужно сделать для того, чтобы мои воспитанники чувствовали себя благополучно, комфортно и были счастливы?» Результатом этих раздумий и поисков стала моя педагогическая философия, в основе которой лежат идеи, убеждения и принципы.
Ядром философии является убеждение, что ребенок – главная ценность общества, выше которой ничего быть не может, независимо от пола, внешности, здоровья, манер, характера, способностей. В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться.
Мой педагогический принцип – осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность.
Поэтому моя позиция по отношению к ребенку такова: он мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку.
Цель вижу в том, чтобы создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить годы дошкольного детства; создать условия для поиска, обретения и принятия ребенком своего Я, что поможет ему впоследствии принять наш противоречивый мир и тех, кто будет рядом с ним.
Цель рождает принципы. Их немного:
- отказ от принуждения и подавления, к результату через любовь;
- положительный эмоциональный фон жизни ребенка, мажорность и оптимизм;
- креативность: от творческого воспитателя к творчеству ребенка.
Основная идея моей педагогической философии : «Уму, добру и чести – стоять на первом месте!».
Этому на протяжении всей жизни я учу своих детей. Главное – воспитание повседневностью, где нет мелочей и деталей. Важно все: Что? Когда? Почему? Зачем?
Замечательный педагог Ш. Амонашвили сказал удивительные по своей точности слова:
«Ты – маленький ребенок, я – большой,
Вот моя, представьте, педагогика.
Тебе со мной, а мне с тобою хорошо –
У педагогики моей простая логика».
В свое время я была на курсах повышения квалификации. Одно из занятий начиналось со странного, на мой взгляд, упражнения: один из участников игры садился на пол (в этом положении была и я, а другой вставал на стул, и мы оба описывали свои зрительные ощущения и переживания, возникающие в результате занятой позиции (автор этого метода, так называемой «психологической скульптуры» - представительница гуманистической психологии Вирджиния Сатир). Данная «скульптура» позволяет первому из взрослых – тому, кто занимает позицию «снизу» - почувствовать себя в «шкуре» ребенка.
Разглядывая друг друга из «разных плоскостей», мы, опытные воспитатели, много лет проработавшие в детском саду, пришли в ужас: «Неужели они (дети) видят Это?» Какие-то столбы, какие-то животы, холмы грудей… Ничего непонятно, толком ничего не видно. Не видно глаз взрослого! Как страшно!
После пережитого ощущения я поняла, что такое личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком. С тех пор я стремлюсь перейти в другую плоскость общения с детьми – «глаза в глаза». Чтобы иметь возможность вступить в диалог, надо, прежде всего, видеть глаза друг друга. А для этого можно поменять свою позицию – сесть, например, на маленький стульчик рядом с детьми. Или, как призывают американские психологи, сесть на ковер вместе с ними. Ведь пол – это плоскость, «уравновешивающая» ребенка и взрослого. В нашей группе сделан «подиум», который позволяет приподнять ребенка до уровня «обитания» взрослого.
Каждый ребенок – особая планета. Это шалуны и мудрецы, дипломаты и философы.
Даша - это мой камертон. Если глазки опустила – скучно, значит, и другим неинтересно, что я рассказываю.
Данил. Мне бы твою хитрость и смекалку! Ситуация: Саша принес конфету. Она в красивой упаковке и издает очень приятный аромат. Данил подходит к Саше и просит откусить. У Саши плохое настроение, и он не намерен делиться. «Тогда дай хоть лизнуть», - просит Данил. Саша невозмутим. «Неужели ты и понюхать не дашь?» - не отстает Данил. Милый мой Данил, наверное, и в жизни ты будешь любой ценой добиваться своей цели. Пусть эти цели будут только благородными!
Макс, Максимушка, Максим. Так зовем мы его в группе. А на меньшее он не согласен. Это – «король» по жизни, «господин» по сути. Уже в 6-летнем возрасте у него есть своя «свита». Может быть, другая воспитательница сделала бы попытку «постричь» его под общую стрижку. Но я этого делать не хочу. Я пытаюсь сохранить индивидуальность ребенка, не унижая при этом достоинства других детей. Максу поручаются самые ответственные задания: он следит за порядком в группе, он выступает «дипломатом» при разрешении каких-либо конфликтов. Наш лозунг с ним – «Все разрешать только мирным путем».
Глеб. Это наш исследователь. В группе нет ни одной игрушки, внутрь которой не заглянул бы этот умный мальчик. Мы заключили с ним негласный договор: «Если хочешь посмотреть, что внутри, скажи мне. Мы сделаем это вместе». И еще я приношу ему из дома различные механизмы: старые часы, кофемолки. Внутрь мы заглядываем вместе.
Дети и их родители…
С кем труднее работать, найти общий язык?
Наверное, с родителями. Приходя в детский сад, взрослые люди чувствуют себя настороженно, иногда даже враждебно. Порой они подходят ко всему с позиции требующей, судящей инстанции: «Вы должны! Вы обязаны!»
Целью своей работы считаю включение родителей в процесс образовательной жизнедеятельности. Для повышения компетентности родителей использую такие формы работы с ними, которые оказались эффективными и уже на протяжении многих лет дают положительные результаты. В методике моей работы несколько этапов:
1 этап – «Давайте познакомимся».
На этом этапе я знакомлю родителей с детским садом, образовательными программами, педагогическим коллективом и раскрываю перед ними возможности совместной работы.
2 этап – «Давайте подружимся».
На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», игровые семинары, встречи с интересными людьми.
3 этап – «Давайте узнавать вместе».
На этом этапе можно говорить о функционировании родительско-педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка.
Следуя утверждению, что «клиент всегда прав», клиентом в данном случае являются родители, а детский сад – это сфера образовательных услуг, вывела для себя золотое правило общения с родителями:
- с грубыми я – ласковая; со злыми я – добрая;
- с нетерпеливыми я – спокойная; с неблагополучными я – заботливая;
- с молчунами я – активная; с говорунами я – тактичная.
Оно меня никогда не подводило.
Мой опыт работы свидетельствует о том, что такое поэтапное введение родителей внутрь педагогического процесса дает хорошие результаты. Это: не только единство требований к ребенку в семье и в саду, но и отклик родителей на любые просьбы; их участие во всех садовских мероприятиях; искренние слова признаний и пожеланий в книге отзывов детского сада; большая очередь в нашу «Алёнушку» малышей, которых мы любим и ждем!
У Сент-Экзюпери есть замечательные слова: «Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения».
На работе мы проводим большую часть своей жизни. И от того, каков микроклимат вокруг, зависит психологическое здоровье.
Принципы, положенные в основу общения с коллегами -
«Мой кодекс»
1. «Относиться к другому так, как бы ты хотела, чтобы относились к тебе.» (Эта заповедь встречается в некоторых религиях. Она отражает мою внутреннюю позицию по отношению к тем, кто меня окружает, и помогает строить с ними отношения, будь то мои воспитанники, родители, коллеги по работе или друзья).
2. «Воспитатель начинается с улыбки!» (Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительных взаимоотношений. Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей).
3. «Чем больше я отдаю, тем богаче становлюсь».
Девиз «Учись! Не останавливайся на достигнутом!» сопровождает меня всю жизнь. Всегда ищу возможность получить новые знания.
Это правило хочу проиллюстрировать стихотворением А. Саакяна:
В простор небесный, к высям гор
Стремился человек упорно.
И вот достиг вершины горной,
Непокоренной до сих пор.
Но вверх взглянул, и он затих,
Мечтою новою встревожен,
И вот становится подножьем
Та высота, что он достиг.