Мягкова Алла Валентиновна
Эссе «Моя философия дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель … Воспитатель на всю жизнь запоминается ребёнку как личность, как характер, как индивидуальность. Поэтому с первых минут встречи с воспитателем маленький человек впитывает каждое слово, каждый момент общения с педагогом, старается подражать ему во всем. Для ребёнка, который оказывается вне семьи, в незнакомой для него обстановке, воспитатель, мне кажется, становится не только наставником, но и настоящим другом. Поэтому, считаю, – это непросто профессия, это, в первую очередь, - призвание.
Публикация «Эссе „Моя философия дошкольного образования“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Ещё Максим Горький говорил: «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира». От веры воспитателя в возможности каждого ребенка, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его детей в будущем. И я искренне верю, что мои дети (все, без исключения) талантливые, с огромным потенциалом способностей и возможностей к их проявлению.
Этот потенциал вовремя стараюсь раскрывать, развивать и доводить до совершенства. Возможно, поэтому мои дети легко адаптируются в школе, проявляют свои лучшие качества не только на уровне данного учреждения, но и в селе (выступают во всех мероприятиях, которые организует сельский Дом культуры).
Детский сад для маленького человека - это частица жизни, и, понимая это, я приучаю своих детей решать любые проблемы самостоятельно через свой опыт, игру, подсказку; учиться превращать информацию из наблюдений, опыта общения друг с другом, со мной, с родителями - в знания, а знания - применять на практике, помогаю ребятам войти в мир реальных человеческих отношений, пусть пока не совсем совершенных, но имеющим перспективу - быть таковыми.
Я не превращаю познавательную деятельность с ребятами в театр одного актера, когда педагог преподносит в готовом виде знания, а дети их проглатывают; не пытаюсь найти лёгкие пути в воспитании и развитии детей, превращая занятия в вопросно-ответные формы. Все провожу в формате игры. У каждого ребёнка свой рецепт решения того или иного вопроса. Иногда мы выбираем самый лучший, а иногда признаём, что все рецепты хороши. Обязательным в своей работе считаю общение с детьми на равных. Не навязываю свою точку зрения при ознакомлении с чем-то новым, а выслушиваю каждого, что они думают о предмете речи, каково их отношение.
Диалектика жизни такова, что мир меняется. Он находится в непрерывном развитии. Чувствовать ритм времени, его запросы, успевать за его бегом, не останавливаться, не отставать, помочь детям принять и понять этот мир –это тоже задачи, которые я ставлю перед собой. И я создаю все условия для их решения, для того чтобы дать возможность каждому ребёнку раскрыть свои способности, подготовиться к следующему этапу жизни, а именно в школе.
Мои дети, как отмечают коллеги, отличаются коммуникабельностью, уверенностью в себе, умением к старшему возрасту оформлять свои мысли. Сегодня, когда вопрос о сохранении не только грамотной речи, но и национального самосознания стоит как никогда остро, моя роль становится особенно значимой, так как я являюсь носителем моральных и интеллектуальных ценностей. Моя роль заключается в том, чтобы сохранить уважение к родному языку, национальным традициям и, самое главное, сохранить грамотную русскую речь. Мы с ребятами много читаем русских народных и авторских сказок, стихотворений, рассказов, рассматриваем картинки, пытаемся составлять предложения по картинкам, сопоставлять с текстом, анализируем поступки героев, извлекаем уроки, учимся высказывать своё мнение, и обязательно инсценируем эпизод или целую сказку, или рассказ. Иногда ребята сами придумывают финал. Лепим из пластилина героев сказок, рисуем их. Во время прогулок развиваю наблюдательность и речевую культуру. Ненавязчиво могу просто задать вопрос: «Как вам сегодня погода?» Стараюсь, чтобы даже в плохом дети находили что-то положительное (развиваю положительные эмоции). Поэтому, если ребята отмечают, что погода их не радует, я тут же найду необходимые слова изменить их впечатление, настроение. Например, на улице дождь, - обращаю внимание на свежесть воздуха. Если тучи на небе, - играем в «Тучевую сказку» (дети пытаются увидеть в туче или облаке персонаж из сказки или реальной жизни, во время которой придумываем истории сказочные: «Куда спешат путешественники?», «Домик гномика», «Дружба крепкая». В солнечную погоду, очень жаркую, мы тоже извлекаем пользу – обливаемся водой, играем в «Тучку». Если долгое время нет дождя, проговариваем заклички, зазываем долгожданного гостя. Обязательно после каждой прогулки делимся впечатлениями. Мои дети всегда позитивно относятся к жизни.
Я ответственна за то, какими выйдут из детского сада мои ребята, поэтому моя концепция: развивая – обучать, научить наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, а главное – прогнозировать. Я всегда помню, что каждый мой ребёнок - человек со своими мыслями, взглядами, настроениями и вкусами. И неважно, что ещё он маленький. Он для меня, в первую очередь, - личность.
Толерантность (качество, которое утрачивает свою значимость в нашем обществе, гуманность, речевая культура, самостоятельность, творчество – вот те качества, которые я воспитываю в своих детях сегодня. Это и моя педагогическая философия, и мой стиль отношений с детьми и родителями, коллегами, с людьми, меня окружающими. Она состоит в том, чтобы отдавать и душу, и энергию детям, коллегам. Понимать их, сопереживать вместе с ними.
Ребёнок берет пример, прежде всего, с меня. Значит, я должна показать себя нравственным человеком, развивать в себе психологическую и эмоциональную культуру, постоянно совершенствовать себя как воспитателя.
Найти рецепт своего успеха – мечта любого педагога. К сожалению, такого рецепта не существует. Но как я радуюсь, когда вижу горящие любопытством глаза, ожидающие чуда. Какое удовольствие испытываю, когда мои воспитанники с легкостью справляются с трудными заданиями, с желанием принимают участие в различных творческих конкурсах, радуются всему, что происходит вокруг них.
То есть роль моя заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью, осмысливать свои действия, оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – один из компонентов моего профессионализма. Мой принцип: уделить внимание каждому, ответить на все вопросы, помочь в возникшей проблеме. И это у нас получается в течение всего времени совместного пребывания.
Поэтому я стараюсь каждую каплю своего дыхания не растрачивать понапрасну. Я каждый день тщательно продумываю, что будет завтра. Я что-то мастерю, читаю, пою и танцую в сельской вокальной группе, участвую в театрализованных представлениях. Дети – мои главные зрители и критики. Очень важно, чтобы воспитатель завоёвывал свой авторитет не с помощью ора и наказаний, а с помощью своего личного примера. Хороший воспитатель – тот, кто делает жизнь ребёнка качественной во всех смыслах, который не разочарует ребёнка, оправдает ожидания родителей. Для этого учу детей своих ловить каждый миг на Земле, наслаждаться всем, что их окружает. Когда мои дети при встрече со мной (будучи уже взрослыми, говорят, что они счастливы, что все в жизни у них хорошо, я чувствую свою причастность к их успешности. Значит, я оправдала их надежды. Моя роль не напрасна. И от этой мысли я тоже счастлива!