юлия шелудько
Эссе «Я — педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
"Доброта, красота, человечность"- моё педагогическое кредо
или "Берегите в себе человека" А. П. Чехов
Профессия педагога одна из самых важных и значимых. Воспитатель – это призвание. Нужно хотеть и уметь постоянно проживать детство с каждым ребенком на работе, смотреть на мир глазами детей, удивляться, познавать новое, помогать в трудную минуту, поддерживать – вот главная задача педагога. Для этого следует быть творческим, креативным, коммуникабельным человеком, способным прогнозировать, оценивать результаты своей работы, создавать условия для развития детей.
Публикация «Эссе „Я — педагог“» размещена в разделах
Так кто такой педагог? На мой взгляд, педагог – это, прежде всего Человек, а уж потом профессионал своего дела. И не просто человек, а человек добрый, искренний, отзывчивый. И необходимо не просто обладать многими достоинствами, но и в душе оставаться ребенком. Обмануть ребенка сложно, он видит и чувствует, как вы к нему относитесь. Они постоянно проверяют вас на прочность и одновременно любят, доверяют самые сокровенные тайны.
Многие люди думают: "Как хорошо работать в детском саду! Я бы тоже так хотела. Работа в 2 смены: пришел-поиграл с детьми, порисовал, полепил, покушал, днем "прилег отдохнуть", вечером снова поиграл, пополдничал и пошел домой. Не работа, а сказка". Однако быть педагогом дошкольной организации очень непросто. Воспитателем может быть только человек с большой буквы, так как «воспитание»- это искусство. А искусство воспитания возможно только на примере, на практике. Можно получить не один красный диплом с отличием, быть талантливым теоретиком, но не быть хорошим практиком и педагогом.
В современном обществе на плечи воспитателя ложится большая ответственность по воспитанию подрастающего поколения. Требования педагогу с введением ФГОС ДО очень высокие. Несмотря на это, педагог должен быть терпеливым, доброжелательным, справедливым, толерантным, эрудированным, чутким, так как в коллективе приходится работать не только с детьми и коллегами, но и с родителями, которых приходится уважать, консультировать, поддерживать, выслушивать.
Постоянное развитие и обновление системы дошкольного воспитания предъявляет высокие требования к профессиональной подготовленности воспитателя, заставляют педагога постоянно повышать свое педагогическое мастерство. Оно проявляется в постоянном поиске творческих подходов к детям, выборе средств воздействия на детей и родителей. Помимо этого, воспитатель должен быть мудрым, всезнающим, артистичным, владеющим профессиональными знаниями, умениями при обучении и развитии дошкольников.
Что же должен уметь делать педагог? Можно назвать множество глаголов – действий, относящиеся к педагогу : петь, танцевать, рисовать, учить, узнавать, рассказывать, объяснять, сравнивать, анализировать и так далее. Важно отметить, что педагог должен обладать огромным чувством терпения, так как оно является важным профессиональным качеством. Мастерство педагога связано с умением видеть реакцию детей, родителей, коллег, изменять при необходимости педагогическую ситуацию, уметь сотрудничать, адекватно реагировать на требования и взаимоотношения.
Однажды я прочитала интересное высказывание К. Гельвицкого о профессии воспитателя: «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». Я мечтаю стать этим "волшебником" для "своих" ребят.
Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. "Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить",- гласит мудрая пословица. Чем можно измерить то тепло и ласку, которые дарят дети? Только любовью! Мне кажется, благополучное детство и дальнейшая судьба маленького человека во многом зависят от мудрости, терпения, внимания, творческого потенциала воспитателя. Надо позволить каждому ребенку быть самим собой, помочь проявить все лучшие качества, а те, что не очень, учить сдерживать. Сознание ребёнка – могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. Поэтому не надо требовать с ребенка быстрых ответов, придет время, способности ребенка выльются в настоящие знания. Надо научить ребенка сопереживать, радоваться каждому дню. И наконец, надо просто помочь ему найти себя в жизни.
Часто приходится слышать фразу «воспитатель «от бога». Раньше я не задумывалась над этими словами, но в последнее время стала понимать смысл этого выражения. В воспитателе от Бога есть строгость отца и нежность матери. Воспитатель от Бога умеет радоваться с детишками и огорчаться вместе с ними. Воспитатель может быть добрым, а иногда рассерженным, но он не имеет права быть равнодушным. Воспитатель подобен поэту, и даже Богу, но он не имеет права стать богом. Он не имеет права войти в жизнь человека, заменить собой жизнь, он должен идти рядом, помогать идти, помогать не упасть или помогать подняться. Воспитатель живет не ради себя, а ради детей.
В работе с детьми я стараюсь придерживаться девиза: «Лучший пример – это личный пример». Пытаюсь стать для них другом, помощником, который указывает им верный путь, дает знания, которые пригодятся им в будущей жизни, создавать доброжелательную домашнюю атмосферу дружбы и эмоционального комфорта. Изо дня в день, открывая детям новое, я нахожу что-то полезное и для себя, потому что нельзя не учиться и не развиваться, когда твои воспитанники своей искренне-доброй улыбкой и светящимися радостью глазами как будто тебе говорят: «Присоединяйся к нам, чтобы так же, как и мы, постоянно учиться чему-то новому и интересному!». Интересы и потребности детей и их родителей побуждают находить много нового и увлекательного, еще не изученного ранее, что помогло бы выявить у детей не только любознательность, но и творческие способности. Это счастье - видеть, что твое ежедневное старание не напрасно, и дети с каждым разом все с большим увлечением вливаются в твои занятия, игры и беседы, после которых их переполняет чувство радости.
Наверное, ни для кого не секрет, что профессия воспитателя не только не может быть скучной, она никогда не может оставаться незамеченной. Почему я так считаю? Потому что и дети, и их родители, и социум являются отражением твоей работы. Если ты внимательна и чутка к детям, то несомненно оправдаешь их доверие, и они будут к тебе тянуться. Если же дети будут так откровенны с тобой, значит, и родители на примере своих малышей будут у тебя чему-то учиться. А если тебя полюбят дети, будут уважать и их родители. Твою работу, навыки и умения оценит социум, от которого во многом зависит престиж профессии воспитателя.
Я–счастливый человек! Заботиться о детях, любить их – самое прекрасное чувство! Конечно, моя профессия является трудной, отнимает порой и физические, и моральные силы, но рутинной, неинтересной ее не назовешь. Она позволяет примерять на себя сразу несколько ролей: и роль артиста, и роль зрителя, и роль учителя, и роль партнера по игре, а самое главное, позволяет не расставаться с детством.
Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. Глядя в детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца. Таким образом, я горжусь своей профессией! Лучше ее нет! Она заставляет забывать все огорчения и обиды, дает ощущение вечной молодости, вечного детства.
А закончить свое эссе мне хотелось бы словами неизвестного мне поэта, найденными мной в бескрайних просторах Интернета, но как нельзя лучше передающими мое отношение к своей профессии:
Мы не всегда одеты от Версаче,
И не всегда нас возит «Мерседес»,
Но мы решаем важные задачи,
Без нас немыслим общества прогресс.
И речь такую, я друзья, трактую
Скажу я вам, коллеги, не тая:
Мне не нужна профессия другая,
Горжусь я тем, что воспитатель — это Я!