Берковская Наталья Владимировна
Эмпирическое исследование межличностного общения у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В исследовании принимали участие 50 детей старшего дошкольного возраста, разделенные на две группы:
– группа 1: 25 детей с задержкой психического развития;
– группа 2: 25 детей с нормативным психическим развитием.
Для исследования межличностного общения у детей были использованы следующие методики.
Публикация «Эмпирическое исследование межличностного общения у детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Исследовательская деятельность
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1. Методика «Диагностика межличностных отношений» (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова).
Цель: оценивание межличностных отношений.
Процедура проведения: посредством наблюдения фиксируются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребенка с людьми: доброта; внимательность к людям; правдивость, честность; вежливость; общительность; щедрость; отзывчивость, готовность прийти на помощь; справедливость; жизнерадостность и ответственность.
Обработка полученных результатов
3 балла – удовлетворительный уровень межличностных отношений;
2 балла – недостаточный уровень межличностных отношений;
1 балл – низкий уровень межличностных отношений.
2. Методика «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А. М. Щетинина)
Посредством наблюдения определяется характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей. Имеется 12 утверждений, на которые можно выбрать три варианта ответа: часто, иногда, никогда.
Максимальный балл = 26. Градация уровня межличностных отношений происходит следующим образом: низкий, недостаточный, удовлетворительный.
Таким образом, для диагностики межличностных отношений старших дошкольников было использовано две методики.
Различия в особенностях межличностного общения у детей двух групп, определялись при помощи U-критерия Манна-Уитни с использованием программы «SSPS for Windows».
[b
Результаты исследования[/b]
Анализ результатов, представленных по методике «Диагностика межличностных отношений» показывает, что средний балл, показанный детьми с задержкой психического развития (М = 1,56) свидетельствует о низком уровне развития межличностных отношений. Несколько выше средний балл у детей с нормативным психическим развитием (М = 2,15, говорящий о среднем (недостаточном) уровне развития межличностных отношений.
Методика «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей».
Средний балл, показанный детьми с задержкой психического развития (М = 5,6, говорит о низком уровне эмпатических реакций и поведения в межличностном общении и взаимодействии. В группе детей с нормативным психическим развитием средний балл (М = 10,04) свидетельствует о недостаточном уровне эмпатических реакций и поведения в межличностном общении и взаимодействии.
В целом диагностика по двум методика показала, что у детей обеих групп все же недостаточный уровень межличностного общения, и это характерно для обеих групп, так как не было преобладания удовлетворительных показателей.